Продолжение
Несмотря на столь внушительные силы, никогда ранее не собираемые в горах, мюриды понесли полное поражение у хорошо укрепленного и почти неприступного каменного замка Ахульго, произведшее огромное впечатление на все воинственные общества. Проведенная военная экспедиция со всей очевидностью доказала горцам, что для русских войск на Северном Кавказе недоступных мест не существует. С этой вестью в Санкт-Петербург, в числе прочих отправился из станицы Червлённой гребенской казак Цигурин по прозвищу Хвацкий, где и получил из рук императора Николай I знак отличия военного ордена “Святого Георгия”. На следующий год особо отличившиеся в этом походе были удостоены всевозможных поощрений. На сегодняшний день удалось установить только следующие имена Георгиевских кавалеров.
В Гребенском казачьем полку «за отличие, проявленное при штурме аула Ахульго» казак Груняшин Зот Лазаревич, награжден ЗОВО “Святого Георгия” под №74001. Следующим приказом Попов Ермолай получил ЗОВО “Святого Георгия” под №74740, а Кубинёв Давыд Киреевич ЗОВО “Святого Георгия” под №74745. Вскоре Лихиньков Иван стал обладателем ЗОВО “Святого Георгия” под №75073 и Пономарёв Ефим Алексеевич «за отличия, проявленные при штурме аула Ахульго имеет» ЗОВО “Святого Георгия” под №75087 (значит под №74741 - №74744 и под №75074 - №75081 и под №75083 - №75086, также достались казакам с левого берега Терека). В Моздокском казачьем полку высокой награды удостоились Кривоносов Егор Павлович ЗОВО “Святого Георгия” под №74229, Федотов Иван Антонович ЗОВО “Святого Георгия” под №74737, Кречетов Егор Сергеевич ЗОВО “Святого Георгия” под №75082 (значит под №74738 и №74739, также получили гребенцы или моздокцы). В Кизлярском казачьем полку почетной награды удостоился Кадыр Шабаз-Гиреев Кантемиров ЗОВО “Святого Георгия” под №75097, т.е. предназначенный для мусульман. Таким образом, остались неустановленными еще, как минимум 17 Георгиевских кавалеров из Гребенского и Моздокского казачьих полков.
В свою очередь имам Шамиль предоставив возможность своим рьяным сторонникам, самостоятельно выпутываться из создавшегося положения, благополучно покинул территорию Дагестана. Проигравшему вождю мюридизма следовало опасаться не столько царских войск, сколько разгневанных горцев потерявших родных и свои нехитрые пожитки в уничтоженных селениях. «Гибель самых надежных приверженцев его, уничтожение всей многочисленной шайки мюридов, жалкий конец всех его высокомерных замыслов, казалось, совершенно поколебали все влияние его в горах. Не смея уже оставаться между Лезгинами, он поселился в глубине Чечни, уединенно, скромно, и как бы чуждый всяких честолюбивых помышлений. Не считая даже себя совершенно безопасным от тех многочисленных врагов, которых имел он в самых горах…». Он даже письменно обратился к российской военной администрации с предложением принести присягу верности, но полученный ответ мало чем отличался от того, который был дан еще в осажденном Ахульго. Вообще генерал П.Х.Граббе с полным основанием считал, что голова поверженного имама Шамиля больше ничего не стоит и не стал вступать в бесполезные переговоры.
Будущий реформатор российской армии Д.А.Милютин полагал, что лидер мюридизма укрылся в Аргунском ущелье, а точнее в глубине Чечни в ауле Ведень, откуда и отправлял письма в крепость Грозную. Биограф М.Н.Чичагова писала, что первоначально он обосновался в ауле Зондак, а позже кунак Байсангур пригласил его поселиться в селении Беной. «Жители этого аула, окруженного лесными дебрями, всегда отличались непокорностью и не скрывали своей ненависти к русским. Они охотно оказали гостеприимство Шамилю». Исследователь К.П.Белевич неоднократно утверждал, что местом пребывания беглого имама с 18 наиболее преданными мюридами стал Бамутский округ на границе с территорией ингушских обществ. Историограф войны с мюридизмом, генерал Р.А.Фадеев (племянник С.Ю.Витте) сообщал, что имам Шамиль обосновался в высокогорном ауле Шатой, где и проживал некоторое время, как частное лицо. А автор путеводителя по Кавказу М.Владыкин поделился сведениями о том, что первоначально шатоевцы даже поговаривали о выдаче беглого имама Российскому правительству. Вполне возможно, что имам Шамиль неоднократно менял свое местопребывание, опасаясь за судьбу своей семьи и часто переезжал из одного аула в следующий, надеясь что его со временем либо забудут, либо ситуация изменится к лучшему. Это вскоре и произошло в Чечне.
Продолжение следует. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, будем вместе продвигать честную историю.