Зачем многие известные политики и пресса в России стали часто использовать слово локдаун, говоря об ограничениях, введенных во время коронавирусной пандемии 2020/21 гг.?
Изначально, начиная с 70-х годов прошлого столетия локдауном называли время, когда заключенных не выпускали из камер в качестве меры предосторожности из-за нарушений или бунта.
Получается, что всех нас сегодня уподобляют заключенным, а страну большой тюрьме?! К чему постепенно готовят общественное мнение? Ведь слова и их произношения – материальны, и порой могут нести разрушительные действия в условиях всеобщего страха и недоверия.
Не случайно словарь английского языка Collins Dictionary выбрал «локдаун» словом 2020 года. Да и в нашей стране мы слышим часто в прессе и от власть имущих употребление данного термина.
Для чего наши руководители используют это выражение в своих выступлениях?
«Вакцинация необходима для того, чтобы избежать общероссийского локдауна», – заявил в интервью 1-му каналу президент России Владимир Путин.
А вот слова мэра Москвы Сергея Собянина.
Слышать это слово – становится обыденностью. А дальше все это масштабируется из уст всех наших чиновников на всех уровнях власти.
С кем подспудно (косвенно) сравниваются жители страны, при употреблении термина локдаун?
Ведь вкладывая что-то в свои уста и в наши уши, они программируют нас на данные ограничения, характеристика которых была изначально заложена в слове (понятии) lockdown.
Понятие появилось в 1970 годах в американской тюрьме. Когда в этом прекрасном американском заведении происходили бунты и иные беспорядки, зачинщиков в наказание сажали на строгую изоляцию, говоря по русски в "карцер". В Америке слова "карцер" не было, но было слово "ЛОКДАУН", олицитворяющее аналогичное значение тюремному карцеру.
Кто-то может возразить и сказать, что в наше время данное понятие носит иное содержание.
Так, в 1993 году в Новом большом англо-русском словаре под ред. Ю. Д. Апресяна lockdown перевели русским словом «локдаун». С начала XXI века оно начало выходить за пределы тюремной лексики, а в 2020 году его значение получило несколько иную окраску.
Например, в России в 2014 году термин был впервые использован как способ блокировки учебных заведений во время чрезвычайно ситуации.
Как видно по статистике на 1 ноября 2021 года, в течение месяца слово локдаун запрашивали в Yandex – 2 823 182 раза. Надо отметить, что за год количество увеличилось в 5 раз(!)
А вот слово карантин запрашивали 2 656 230 раз. А здесь уже снижение за год с 3 800 000 раз.
Мы видим, что иностранное слово постепенно захватывает нашу языковую систему.
И в этом виноваты все мы. В первую очередь чиновники и пресса, которые активно продвигают такие заимствования из других языков.
Во Франции есть закон Тубона: если пресса использует иностранное слово, хотя есть французское, журналиста или СМИ штрафуют. Есть комитет по неологизмам, который придумывает французские слова для новых понятий и предметов: в свое время вместо английского computer (компьютер) придумали ordinateur.
В России вряд ли такое возможно. Критики сразу притянут любимое слово – цензура. Хотя в русском языке есть много слов, которые могут заменить термин локдаун.
Так по информации РБК, 18 ноября 2020 года аналитики опросили 1600 совершеннолетних жителей во всех округах России, чтобы выяснить альтернативные варианты для иностранного термина «локдаун». Жителей страны опросили специалисты сервиса по поиску работы Superjob.
Среди всех вариантов лидирует слово «изоляция», его предложил каждый пятый (20%). 15% вспомнили о термине «карантин».
А вот каждый десятый (10%) смог назвать синоним «локдауну» только из личного запаса ненормативной лексики, отмечает Superjob.
7% набрал вариант «ограничение», 5% — «самоизоляция», 4% назвали «блокировку», по 2% — «запрет» и «домашний арест». При этом 3% россиян ответили, что в русском языке нет подходящих аналогов.
Данной публикацией мы хотим лишь призвать всех нас перестать использовать те слова и понятия, которые несут в себе ущербность и программируют негативную перспективу.
А вы как думаете?
Читать еще:
Подписывайтесь на наш телеграмм канал GeoPolitikcs