Найти тему
Кино и книги

"Деревенская девушка и бесстрашный писатель": 3 советских фильма о националистах Украины

Оглавление

Иногда за свои убеждения приходится расплачиваться жизнью. О двух жертвах борьбы за свободу и счастье Украины рассказывают эти три фильма. Трудно представить более разных людей, чем их герои. Один из них был реальным человеком, другая - может быть и имеет прототип, но нем ничего неизвестно. Предлагаю познакомиться с их историями .

Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!
Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!

"Аннычка" 1968 г.

1943 г. В Карпатах установился немецкий "новый порядок". Большинство гуцульского населения живет обычной сельской жизнью, разве что продукты немцам поставляют и молодежь служит в полицаях.

Газда Кметь - крепкий зажиточный крестьянин. Вся семья: постаревшая жена, да любимая дочка Аннычка. Пан Кметь держит батраков, к любым властям относится как к неизбежному злу, но голодранцев и русских не уважает. Впрочем гуцулы и с остальными украинцами себя одним народом не считают.

Аннычка - жизнерадостное балованное дитя и меньше всего думает о политике. У нее есть жених из местных - Роман, полицай, охранник в лагере военнопленных.

Кадр из фильма "Аннычка". Аннычка, Степан и пан Кметь.
Кадр из фильма "Аннычка". Аннычка, Степан и пан Кметь.

Однажды, собирая в горах хворост, девушка наткнулась на раненого красноармейца Андрея. Сначала испугалась, но постепенно начала сочувствовать найденному парню и спрятала его в расположенной вне села летней постройке.

К тому времени молодые люди договорились до взаимной любви, тем более, что Анна, приглашенная Романом, стала свидетельницей расстрела пленных на празднике после вручения наград отличившимся полицаям.

Девушка повзрослела, стала решительной и уверенной. Она готова уйти с возлюбленным в партизаны, но отец выслеживает ее на свидании, а родителям часто кажется, что они лучше знают, что нужно для счастья детей.

Фильм очень убедителен в постановке гуцульского быта: национальная одежда, жилье, музыка, песни, танцы, язык. Заметна выдающаяся операторская работа. Аннычка (Любовь Румянцева) и Андрей (Григоре Григориу) - красивая пара, но самый сильный и трагичный персонаж, на мой взгляд, - Роман в исполнении Ивана Миколайчука.

Его герой буквально разрывается между нравственными основами, заложенными с детства, и своей службой, между надеждой на счастье и неверием в то, что он его достоин. Не менее трагичен образ старого Кметя (Константин Степанков), хотя ему сочувствовать труднее. Борислав Брондуков в неожиданной роли главного полицая заставляет забыть о своем комическом амплуа.

Самая впечатляющая сцена фильма - танец батрака Иванко на битом стекле перед смертью. Иван Гаврилюк сыграл очень обаятельного героя.

"Об этом забывать нельзя" 1954 г.

Первые послевоенные годы. Город на Западной Украине. Вероятно юбилей Победы: весна, улицы украшены и заполнены нарядно одетыми, поющими людьми. Среди праздничных колонн пробирается, не особенно вдохновленный окружающим, молодой человек с воздушным шариком.

Это националист Федор Бойко, работающий на иностранную разведку. Он идет к своему шефу - благообразному старику, служащему в книжной лавке, Николаю Николаевичу Вольскому.

Кадр из фильма "Об этом забывать нельзя". Федор Бойко (Лаврентий Масоха) и Николай Николаевич Вольский (Юрий Лавров).
Кадр из фильма "Об этом забывать нельзя". Федор Бойко (Лаврентий Масоха) и Николай Николаевич Вольский (Юрий Лавров).

По улице шагает группа студентов, среди которых выделяется играющий на гитаре Ростислав Данченко. Юноша красив, талантлив, самовлюблен, доверчив, словом, - находка для шпиона. Под руку с ним идет комсорг Галя Коршун, девушка во всех отношениях положительная, но - любовь зла и она любит несознательного Ростислава.

Еще в толпе гуляет с семьей и друзьями Александр Гармаш, коммунист, автор многих книг антинационалистического направления, каждая из который все больше колет глаза сторонникам разъединения Украины и России. Вольский показывает Гармаша своему подельнику.

Он - объект их нового задания: писателя надо скомпрометировать, в крайнем случае, - убрать. Последняя, еще не опубликованная работа Гармаша посвящена расследованию тайных сторон жизни известных политических фигур. Шпионы намерены путем различных интриг в личной и общественной жизни Гармаша отбить у него охоту писать и предотвратить выход книги.

У них есть помощники, вошедшие в личное окружение автора , и достаточно умело управляющие его близкими и знакомыми. Честно говоря, наряду с этим, иностранные агенты допускают грубые ляпы, например, в вербовке Данченко.

Фильм во многом пафосный, украшательский (такой уровень жизни у всех героев сразу после войны!), местами карикатурный, со странным обличением националистов на ниве культуры, как будто это их главный грех, но где еще увидишь любимых актеров в таких интересных образах?

Елена Гоголева в роли тонкого манипулятора - подруги семьи. Сергей Бондарчук и Николай Крючков, лихо пляшущие народные танцы. Вячеслав Тихонов, самолюбивый поэт, чуть не уловленный вражеской сетью. Очень естественные и не штампованные агенты иностранных разведок, вписавшиеся в социалистическую действительность как родные.

В остальных ролях тоже корифеи: Лидия Смирнова (Анна Дашенко, жена Гармаша), Ольга Жизнева (Евдокия Сергеевна Гармаш), Николай Плотников (доцент Ярчук), в своем пожилом возрасте, восхищающий легкостью и энергией, Вера Орлова (домработница Глаша), составляющая любовный дуэт с героем Крючкова, и другие. Музыка композитора Блантера тоже относится к достоинствам картины.

Сюжет основан на реальном заговоре, в результате которого, руками ОУН был убит украинский писатель-коммунист Ярослав Александрович Галан, автор книг, разоблачавших преступления националистов и их связь с иностранными разведками. В фильме сценарист и режиссер Леонид Луков спас своего героя. Название картины почти повторяет заголовок книги писателя "Об этом нельзя забывать".

"До последней минуты" 1973 г.

В Мюнхене идет Нюренбергский процесс, на котором присутствует украинский журналист Ярослав Гайдай. Будучи убежденным антинационалистом, он заходит в местный центр ОУН УПА и, принятый за представителя западной прессы, расспрашивает бандеровцев о дальнейших планах их работы.

Журналист знакомится также со священником Гавриилом Костельником, ратующим за отделение украинской церкви от Ватикана и присоединение к русскому православию. Его идеи поддержаны большинством и сторонникам унии приходится присоединиться, замаскировав свои истинные намерения.

Вскоре после этого отец Горук, глава тайных униатов, благословил одного из своих прихожан на убийство Костельника. Застрелив священника на улице, загнанный в угол преступник кончает жизнь самоубийством.

Науськиваемые националистами и католиками их сторонники организуют травлю писателя, осаждая его жену сплетнями о неверности мужа, используя осторожных бюрократов для очернения публицистической деятельности Гайдая. Ошибки советского руководства он критикует с не меньшим пылом. Например, протестует против вселения колбасной фабрики в здание, где работал первопечатник Иван Федоров.

Гайдай неудобен многим, поэтому неудивительно, что решение избавиться от беспокойного писателя у его врагов рано или поздно созреет. Для проработки этого последнего варианта националисты посылают в квартиру Гайдая очаровательного соглядатая - Стефу Коцюмбас.

Кадр из фильма "До последней минуты". Стефания Коцюмбас, ее любовник бандеровец Степан Когут (Виктор Щербаков) и учительница Арыся (Любовь Никоноренко). Бедная девушка не подозревает с кем она пьет.
Кадр из фильма "До последней минуты". Стефания Коцюмбас, ее любовник бандеровец Степан Когут (Виктор Щербаков) и учительница Арыся (Любовь Никоноренко). Бедная девушка не подозревает с кем она пьет.

Еще один фильм о жизни талантливого и бескомпромиссного украинского писателя Ярослава Галана. Сценарий к картине написан его другом Владимиром Беляевым. Съемки происходили во Львове, в настоящей квартире прототипа героя. В сюжете упомянута реальная книга Ярослава Галана "С крестом или с ножом".

В отличие от предыдущего фильма здесь показана жестокость бандеровцев, а также критика публицистом некоторых советских работников. Герой Владислава Дворжецкого интеллигентен и красив, неравнодушен к любой несправедливости, у него обо всем болит сердце в прямом и в переносном смысле. Фильм стоит посмотреть уже хотя бы из-за прекрасной работы этого артиста. Вацлав Дворжецкий играет одного из врагов героя, униатского священника отца Горука.

В других ролях: Валерия Заклунная (Стефа Коцюмбас), Зинаида Дехтярева (писательница Олена Гайдукевич) ,Александр Хвыля (отец Гавриил Костельник), Татьяна Ткач (Наталья Гайдай) и другие.

Композиторы музыки, звучащей в фильме, - Александр Билаш и Владислав Кладницкий. Я, честно говоря, думала, что это класика какая-то. Мощная музыка. Самый смотрибельный вариант картины на Ютубе.

Мой обзор окончен, надеюсь вы уделите время этим фильмам на вновь актуальную тему. Если статья вам понравилась, рекомендую прочесть предыдущую со сходной тематикой:"Пылающая Украина или фронт проходит по семье": 3 интересных фильма об украинских националистах в советском кино".

-6