Кто такие «Вирджины» ?И почему так грустно?
Вирджина — это женщина, который как бы и нет… Это третий пол — мужчина в женском обличии, но не по причине нетрадиционной ориентации, а из-за особого родового строя в Черногории.
Даже в 21 веке в этой стране патриархат, в отличие от Западной Европы и России, где роль женщины уровнялась с мужской. До сих пор черногорцы очень громко отмечают день рожденье сына — три дня застолье с живыми музыкантами под выстрелы пистолетов, а дочери так не радуются… Кавказ тут, одним словом, а не Европа. Часто замечаю, как меня и других девушек черногорцы и сербы называют «сынэ» или«братэ», в зависимости от их возраста. А недавно в соседней Боснии ко мне на рынке пожилая продавщица тоже тоже обратилась «сынэ»… Поначалу это забавляло, а потом стало обидно — уважения к женщине на Балканах мало, она имеет гораздо меньше прав, чем мужчина, ее даже по-женски не зовут на рынке :)))
И вот печальная новость — с 1 на 2 августа последняя «вирджина» Черногории умерла на 85-м году жизни. Она была похоронена в селе Tušinja около Шавника. Она пожелала быть похороненной на родовом кладбище как единственный выживший «сын» ее отца.
У Станы Церович было 4 сестры и 2 брата, которые умерли маленькими. Будучи ребенком, она обещала отцу сохранить фамилию и никогда не выходить замуж. Обещание Стана не нарушила. А мать в момент, когда ее ровесницы стали выходить замуж, вывела из дома и сказала — «не хорошо тебе оставаться с нами». На что Станка ей ответила: «Сама уходи из дома. Если тебе не нравится жить со мной и отцом, уходи куда хочешь!» Уже прожив жизнь, сказала журналистам:
— Мне с детства было легко в мужской роли. Но судьба проклятая, не дала мне быть мужчиной.
Курить Церович начала в 5 лет, в 8 лет уже пахала землю с отцом, а потом и стрелять из ружья научилась. Женщин в обществе избегала, никогда их одежду не носила, а домашние обязанности призирала. Готовкой, глажкой, стиркойзанимались ее сестры. Последние гды «вирджина» жила в бедности, тяжелой жизнью, утратила слух, слабо ходила. Все заботилась о больной корове. А больше всего переживала из-за одиночества.
С детства Стана одевалась и вела себя по-мужски. При этом народ в деревне ее уважал и воспринимал как мужчину, а женское имя порой видоизменяли на Станцан, хотя она его официально не меняла. Ненавидела, что родилась женщиной, считала, что природа ошиблась. Время проводила в мужских компаниях за разговорами, крепкими напитками и играми в карты.
За последние 200 лет таких случаев перевоплощения в Черногории, Косово и Албании было насчитано около 150, говорят, что в Албании до сих пор есть пара десятков «Вирджин», там их называют «Тобелие», от турецкого слова tobe – завет.