Самое интересное и ценное часто остается за кадром. Так и в случае с Павловском: роскошный парк, дворец, представляющий собой уникальный, целостный ансамбль – всё это ясно-понятно, всё это знакомо, всё это на виду. Гораздо интереснее, что есть также уникальные, особо ценные экспонаты, которые не каждый может обнаружить.
Один из них – мой самый любимый, - «спрятался» на выставке, которую основная часть посетителей оставляет без внимания (о другой подобной выставке, я писала в предыдущей статье), хотя, с моей точки зрения, именно она в Павловске самая интересная.
«Русский жилой интерьер 19 века» - звучит, наверное, скучно, а между тем по факту – это большое собрание предметов обстановки и декоративного искусства, которые позволяют увидеть, как менялись условия жизни в течении 19 века.
Более того, экспонаты здесь не стоят безмолвной кучкой как в РХЦ Эрмитажа, а исполняют предназначенную им роль: каждая экспозиция – это отдельное жилое помещение, со своей особой атмосферой, воплощению которой служит каждый предмет мебели, каждый элемент декора и любая мельчайшая деталь.
Первая комната на выставке – Камердинерская. Строгое, простое помещение, которое в домах российской знати начала 19 века обычно предваряло жилые помещения и служило местом пребывания секретаря/камердинера.
Здесь абсолютно и безраздельно господствует строгий классицизм, минимум деталей и мебели – все очень лаконично.
Естественно, что после Камердинерской мы попадаем в Приёмную. Здесь ее роль выполняет Портретная – тоже достаточно типичное помещение для особняков начала 19 века. Главное ее предназначение – подчеркнуть родовитость и статус хозяина: здесь размещались фамильные портреты.
Особенно интересны элементы декора мебели: в них явно прослеживается военная тематика – отголоски антинаполеоновских войн, под эгидой которых прошли первые 20 лет 19 века.
А что дальше? Дальше, конечно, кабинет и столовая.
В 1810-1820е гг. кабинет был важной частью мужской половины дома, он служил средоточием духовной жизни хозяина, был местом его уединения, отдыха и встреч с особо близкими друзьями.
Здесь мы еще видим некоторые элементы угасающего классицизма: сдержанный декор, спокойные цвета, простота и рациональность. Что интересно, мебель в кабинете сделана безымянными крепостными мастерами по французским образцам из особо любимой тогда русскими аристократами карельской березы.
Завершает эпоху 1810-1820-х гг. спальня и будуар – главные помещения в женской половине дома. Здесь снова все стоит на своих местах, снова возникает ощущение, что это настоящее жилое помещение: с педантичной дотошностью восстановлены все известные элементы соответствующей исторической эпохи.
Так, спальня разделена на две части, одна из которых призвана была играть роль небольшой гостиной для особо близких подруг, тут и там на глаза попадаются легкие шали и кисея в восточном стиле, возле дивана стоит открытый столик с набором для рукоделия - как будто хозяйка комнаты лишь ненадолго куда-то отошла…
Но мы идем дальше и попадаем в 1830-е – мир, каким он был в эпоху Евгения Онегина. И я нисколько не преувеличиваю: при создании гостиной и кабинета, представленных здесь, художники-реставраторы взяли за основу именно описания, присутствующие в произведениях А.С. Пушкина и воспоминаниях его современников.
В гостиной, например, нашлось место ломберным столам с зеленым сукном для игры в карты (помните как в «Евгении Онегине»: «…столы зеленые раскрыты, зовут задорных игроков»…). А в кабинете – туалетным и письменным принадлежностям, характерным для той эпохи.
1840-е, эпоха, когда Российская империя все еще находилась на пике своего (пусть и мнимого) могущества, представлена пышной гостиной, с роскошной мебелью, некогда выполненной для одного из помещений Зимнего дворца (впервые вижу, что что-то забрали у Эрмитажа, а не наоборот) – торжество богатства и достатка во всем.
Вскоре культура и искусство устанут от этой избыточности и попытаются найти альтернативу. В конечном итоге эти поиски приведут к возникновению модерна, но перед этим художники в своих изысканиях так или иначе обратятся практически к каждой из предыдущих исторических эпох.
Первой попыткой стало возвращение к эстетическим достижениям готики – появилась «неоготика». В результате во многих домах возникли такие же, как представленная на выставке Готическая гостиная. И хотя, с точки зрения декоративного искусства, это скорее было шагом назад, в художественном плане, после нарочитой роскоши предыдущей эпохи, элементы средневековой эстетики выглядели более спокойными и умиротворяющими…
А может быть, все дело было в особом, почти сказочном очаровании средневековой культуры, так созвучном господствовавшему тогда романтизму.
Представьте себе, как здорово после этого скромного обаяния готики попасть в мир воздушного рококо – в реальности такое было бы невозможно, ведь смена стилей в декоративном искусстве, в повседневной жизни происходит не вдруг, а постепенно. Но на этой выставке возможно все.
И вот из мира строгих, устремленных вверх готических завитушек, мы попадаем в царство позолоченного кружева, роскошных цветочных гирлянд, пузатеньких амуров, волнующих изгибов и линий.
Благодаря всему этому маленькие комнатки безымянной молодой девушки превращаются в подобие резной шкатулки для драгоценностей. Каждый предмет обстановки, каждый предмет мебели уже начинает заявлять о себе как о произведении искусства.
Дальше больше: в следующем помещении нас встречает роскошный кабинет в стиле "третье рококо" (иронично его называли "а-ля Помпадур" в честь знаменитой фаворитке французского короля Людовика XV )- еще одна попытка художников декоративного искусства обратиться в своих творческих поисках к опыту предыдущих эпох. На этот раз источником вдохновения стал роскошный XVIII век эпохи Людовика XV.
Логичным продолжением этого стиля стал т.н. стиль "второй империи" или "второй ампир", возникший благодаря влиянию блистательной второй империи во Франции, одними из самых лучших его воплощений стали Опера Гарнье и апартаменты императора Наполеона III в Лувре
(хотя этот стиль был скорее "сборной солянкой", в которой было много разных элементов, позаимствованных у других исторических стилей, в сочетании с новым техническими достижениями в сфере строительства и металлургии получилось что-то чрезмерно роскошное и помпезное).
При этом, в эти же годы началось становление и другого взгляда на мир повседневности: благодаря фабричному производству мебель и предметы декоративного искусства стали проще и доступнее. А значит, чтобы как-то выделиться нужно было украшать дом по принципу все и сразу – именно такое виденье обстановки воспроизводит предпоследняя комната на выставке.
Вряд ли это сочетание несколько разномастных вещей сможет оставить сколько-нибудь сильное впечатление, тем более что сразу за ней разместилась самая ценная экспозиция – настоящая сокровищница…
Здесь безраздельно царствует самый лучший и самый красивейший из стилей - блистательный модерн. И здесь же «спряталось» одно из самых интересных сокровищ в коллекции Павловского дворца.
Что же это такое? Это – шкаф.
Да, «всего лишь шкаф», как, наверное, могли бы подумать многие. Вот только он не совсем обычный. Фактически это – произведение искусства, созданное в мастерской самого выдающегося из художников французского модерна, основателя знаменитой школы Нанси, - великого Эмиля Галле (и когда я уже сподоблюсь написать о нем отдельную статью…).
Галле в первую очередь является мастером стекла (в этой гостиной также есть две вазы его работы - возле зеркала), который фактически вознес ремесло изготовления стеклянных предметов декора на совершенно новый уровень, превратив его в одно из направлений искусства (именно под влиянием Галле отчасти сформировались художественные взгляды Daum и Тиффани). Но на закате своей творческой жизни, этот талантливый человек также увлекся и изготовлением предметов мебели.
Каждый из них он превращал в настоящий шедевр, сочетая в нем сложные живописные картины с пластичностью объемных форм и строгостью металлических деталей. Один элемент декора плавно перетекал в другой, играл свою, особую роль и нес в себе какую-то смысловую нагрузку.
Так и здесь, в декоре этого шкафа мы видим причудливую игру образов и изображений, служащих воплощению одного сюжета – восходу солнца. Этому радостному событию посвящены живописные панно из деревянной мозаики (только представьте, как это сложно подобрать точные оттенки, точны формы и структуру мельчайших деталей) в виде бабочек, растений, цветов и трогательного силуэта нимфы (или лесной богини), протягивающей руку к солнцу. В это же самое время тьма, уступившая место свету, угрожающе скалится в образе черного дракона.
Сейчас сохранилось совсем немного предметов мебели, созданных Э.Галле (да и изначально их было сделано мало), а потому этот шкаф, скромно притаившийся в уголке Павловского дворца, является одним из выдающихся шедевров в копилке мировых ценностей.
Удивительно только то, что о нем не говорят и не пишут. Выставка, хоть и постоянная, не пользуется особой популярностью у посетителей, что грустно, ведь на ней можно увидеть не просто экспонаты, а живую, настоящую историю, ту, которая действительно окружала человека в его обычной, повседневной жизни…
Надеюсь, что в будущем мы станем более внимательны к миру и шедеврам декоративного искусства, тем более что в рамках Санкт-Петербурга эта выставка - одна из лучших в данной области (об удручающем отношении Эрмитажа к сфере декоративного искусства я писала уже неоднократно).
🌺Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал🌺
Другие статьи канала на схожую тему: