Иногда, в рамках "культуры на "Культуре"", обычно по праздникам, предлагается интервью с выдающимся артистом, читающим со сцены Зощенко, Аверченко и Довлатова, великолепным Александр Филиппенко. По его словам, где-то, кто-то ещё с удовольствием приходит в небольшие залы послушать классические рассказы этих удивительных авторов.
А кто-то ещё помнит, как был востребован в середине 80-х остроумный и обаятельный Андрей Кнышев. Созданная при его участии замечательная программа "Весёлые ребята" собирала у телеэкранов миллионы поклонников занимательного юмора, антитезой которого сегодня, насквозь пропитаны все псевдосмешные передачи на "второй кнопке". Как-то Андрея Гарольдовича пригласили на его 60-летие почитать свои нетривиальные шутки в вечерней программе.
И действительно, с чувством юмора у этого одарённого мужчины всегда было "всё в порядке". Но кому ныне нужен этот тонкий, построенный на изящной игре слов и понятий, реально смешных литературных приёмах, ироничный стиль, когда новый зритель давно привык к пошловатым шуткам на ТНТ. А также к заполонившему всё, примитивному набору предложений, несущемуся в зал на всяких неоднозначных передачах, типа, двухчасовой "Юморины", загадочной "Юмор! Юмор! Юмор!" и заветного "Петросян-шоу". Но ведь судя по "рыдающему от хохота" залу, народу то всё это очень даже нравится.
Не думаю, что для сегодняшней молодёжи имя великого Жванецкого о чём-либо говорит. Этого удивительного сатирика лишь иногда показывают по ностальгическим программам. А ведь в нашей стране было всего две настоящих юмористических легенды – Аркадий Райкин и Михаил Жванецкий.
Но теперь в тренде, созданные по-американской кальке и вызывающие гогот "Прожарки", где довольно молодые ребята-девчата позволяют себе совершенно запредельные шутки, смело переходящие в откровенное непотребство. Но и в этом случае, сидящим у экранов телевизоров юным гражданам, всё это очень даже по душе. Какой тут Кнышев с его неожиданными аллюзиями и ловким метонимиями, понятными сегодня лишь юным филологам с обострённым чувством юмора, к тому же воспитанным на Дюма и Ильфе-Петрове. Но и для них, скорее всего, слушать бодро читающего со сцены Аверченко, прекрасного Александра Филлипенко, будет всенепременно скучно. И понятно, что это удивительное искусство со временем "канет в Лету".
Но вот заветные "Юморины" и малозастенчивые "Прожарки", скорее всего, останутся на десятилетия. Сохранить бы ещё пьесы Чехова от современных тенденций, а то к середине века и от его гения мало что может остаться. Может кто-то помнит изумление Ипполита Матвеевича Воробьянинова, посетившего с Остапом Бендером спектакль театра "Колумб" и тщетно искавшего на сцене Подколёсина в авангардном прочтении пьесы "Женитьба" Гоголя. А вот самому Бендеру, видимо не слишком отягощённому знанием оригинала, постановка даже понравилась. Особенно стоявшие на сцене стулья.