Думаю, что эта статья будет моей последней в цикле о семье Тепляковых и их «эксперименте». Хорошая вышла тема, затрагивающая многие вопросы нашей жизни: образование и инновации в этой сфере, целесообразность жертв ради учёбы, свобода выбирать самостоятельно своё будущее или отсутствие этого выбора. Остался лишь один вопрос — есть ли у Алисы хоть какие-то шансы сдать свою первую сессию в МГУ, или зимой вся эта история бесславно закончится?
Многие подтвердят, что первая сессия — самая сложная. Если школа это всё-таки детские игры, да и с ЕГЭ может повезти (тест же), то экзамен в вузе эта та штука, где студент должен на деле доказать, что он и правда хоть что-то понял за последние полгода. Как правило, там тестом даже и не пахнет, и студенту нужно не только ответить на вопрос письменно или устно, но ещё (при необходимости) ответить на каверзные вопросы, тем самым подтвердив, что разбирается в теме.
Конечно, бывает всякое. Например, на экзамене мой декан любил спрашивать у двоечников с какой стороны надо подходить к лопате, но на такую «халяву» надеяться не стоит.
И в отличие от школы, где даже самого последнего двоечника тащат за шкирку до 9 класса, из вуза не сдавшие сессию студенты частенько вылетают. В университете и спрос строже, и условия обучения намного жёстче.
А что же в случае с Алисой? Во-первых, у неё очень посредственные результаты по ЕГЭ и вступительному испытанию в МГУ. Не будем делать скидку на возраст — раз пошла в вуз, то должна соответствовать. И тут Алиса скорее не соответствует: находившуюся в самом низу рейтинга вступительного испытания девочку приняли только на платной основе.
Во-вторых, не совсем ясно, как Алиса сдавала ЕГЭ. Экзамен проходил в домашних условиях, поэтому не исключена помощь её родителей. Однако почему-то это всё не вызвало вопросов у чиновников отдела образования и прочих ответственных лиц.
В-третьих, также вызывает вопросы качество знаний у Алисы. Из-за спешки побыстрее закончить школу, девочка не изучала многие школьные предметы, которые якобы были «ненужными». Например, литература. И зря: этот предмет нужен не для того, чтобы цитировать по памяти стишки, а тренировать мышление и умение рассуждать, что крайне полезно для студента. При просмотре передач с Алисой у меня не было уверенности, что девочка умеет чётко выражать свои мысли и вести беседу. А для психологического факультета (где учится Алиса) это крайне важно.
В-четвёртых, очень странная роль родителей во всей ситуации. Вроде как у папы Алисы есть диплом психолога, что и объясняет то, почему девочка поступила именно на психфак, а также почему папа упорно желает присутствовать на лекциях — наверное, хочет помогать дочке. Также сомневаюсь, что Алиса будет сама писать курсовые и дипломные работы.
Таким образом, вероятность того, что Алиса сама сдаст экзамены, крайне мала. А если принять во внимание её возраст, то шансы становятся практически нулевыми, и это не вина девочки— ей просто не дали шанс получить нормальное школьное образование, пожертвовав её счастливым детством ради свербыстрого экстерна. Алиса, как и любая девочка, хочет играть с куклами, а не зубрить учебники, но у неё не было выбора.
Всё вышеописанное относится к объективному экзамену, а учитывая скандальную личность Папы-Теплякова, ненулевую вероятность наличия у него покровителей, а также податливую позицию МГУ, то тут возможно всё. Также вузы не очень любят исключать платников, хотя многое зависит от принципов и реноме учебного заведения (а наличие всего этого у МГУ сейчас под вопросом). Поживём — увидим, тем более вариантов не так и много: или Алиса каким-то чудом сдаст сессию, а МГУ ещё больше потеряет свою репутацию, или случится то, что должно, и Алиса получит шанс доучиться в школе и насладиться своим детством.