Найти тему
Фонд КРИПТОСФЕРА

Родич – бог – демон - снежный человек. Дина Виноградова. 6я глава.

Начинаем публикацию полного текста (без иллюстраций) раздела книги Д.Виноградовой, Н.Непомнящего и А.Новикова "Неандерталец жив?", написанный первым автором.

Материал предоставлен сайтом Аламас.ру

Публиковать будем по главе в день для вашего удобства.

Глава 6

ОТ БАБЫ ЯГИ ДО БИГФУТА

Известное с самого детства, привычное словосочетание: "баба Яга". Ясно, совершенно ясно, что оно означает - сказочную бабу Ягу. Вот и все. И раздумывать над этим словесным оборотом незачем.

А мы все же подумаем. Достанем с полки четвертый том Толкового словаря Владимира Даля. Читаем: Словарь живого великорусского языка. Живого.

Посмотрим на букву "Я"... Яга! Есть. Оказывается, есть.

В живом великорусском языке яга - это верхняя крестьянская одежда - меховая шуба халатного покроя. Род охабня шерстью наружу. Носят ее в дороге или на охоте.

Меховая шуба - только и всего. Оказывается, мы забываем, нет, просто не знаем своего собственного, своего родного, живого великорусского языка. Дубленка - это мы знаем, доху - знаем, охабень халатного покроя - догадываемся. И дубленка и доха - это одежда с мехом внутри в качестве подкладки, подбивки. Для спасения от российской стужи. Вспоминаем - из литературы - про шубы и халаты на меху. У Толстого в "Войне и мире" князь Болконский носил дома халат на беличьем меху. Читаем в книгах про шинель, офицерскую шинель, подбитую черно-бурыми лисами. Крестьянская доха - та на меху подешевле, да попроще. А шуба мехом наружу, не к телу, а наружу - это необычно, это яга. Вот оно что.

Во времена Даля, полторы сотни лет тому назад, наши пращуры, собираясь в дальнюю зимнюю дорогу или на охоту, надевали на себя ягу - род охабня шерстью наружу. На охоте, читаем у Чулкова, когда убитых медведиц обдирали, то иногда находили вместо медведицы оборотня - бабу, одетую в ягу "с титьками наружу" - бабу в яге.

Обезьяны в России, как известно не водятся. Русский крестьянин человекообразную гориллу не знал. Он назвал непонятное существо бабой, которая в яге. Всегда в яге.

И зимой, и летом, в теплынь - в яге! Баба в яге, проще - баба яга. Вот оно что. Значит, и баба Яга - тоже. То же, что и... богиня. Артемида, например, или "славенская Зевана", или другая. Как люди назовут, что ей припишут. Какое изображение поставят на мольбище языческом - просто истуканом, или искусно из дерева вырезанным. Перун, например, в Киеве на высоком холму - узнаем мы это благодаря Чулкову - голову имел серебряную, усы и уши золотые, ноги железные, в руках держал камень, украшенный рубинами (знак стремящих молний); огонь горел перед ним беспрестанно. Когда его ниспровергали, когда тащим был в Днепр и биен палками, испускал тяжкое вздыхание о своем сокрушении и прозвали то место, по которому влачим был, "Чертово беремище". (Беремя - это бремя, тяжесть, ноша. Производное от "беремя" - беременность).

У бабы Яги тот же прототип, что и у лешего.

- Это же леший... - Кто-то, недоверчиво улыбнувшись, первый сделал робкое открытие. Кто-то из маленькой группки любознательных (Откуда эти россказни? Что за человекообразная обезьяна? Правда ли она существует?). В полутемном музейном полуподвале прозвучала эта неуверенная догадка в ответ на очередной рассказ о встрече с двуногим, человекообразным, сверху донизу покрытым не то мехом, не то густыми волосами.

Тех любознательных правильнее назвать подвижниками - с начала шестидесятых годов они ежемесячно встречаются в музее им. Дарвина, чтобы поделиться собранной информацией. С тех лет потянулась нить сопоставлений сказочной фантастики и реальности, сведений современных и очень, очень давних. Сравним, например, записанное Чулковым утверждение народа о том, что леший уносит малых ребят в свои подземные жилища, с записью Льва Толстого от 7.01.1854 г. в Чечне, вблизи г. Грозного, о том, что местные говорят, будто ведьмы напускают сон на детей и утаскивают их. Обратим внимание: напускают сон. Воздействие гоминоида на психику человека встретится не раз. И рядом поставим заявление таежного охотника-эвенка в середине XX века: "Не знаю, бог есть, нет, ни разу не видал. А черт есть. Сам видел. На бабу напал. Большой - весь мех".

Но все же дочитаем до конца толкование Владимира Даля.

Баба Яга, костяная нога... Стоп! Почему костяная? Почему нога? Одна нога, в единственном числе. Попробуем не ответить, а сопоставить. Вспомним сообщение очевидца о нем, нашем примате, уходящем. Он ступал по каменистой почве, и звук от тяжелой ноги был как удар костяшек домино. Костяная нога? А почему в единственном числе? Одна нога.

Межследовое расстояние убегающего животного достигает иногда десяти метров. А если это двуногое животное? Один след, на большом расстоянии еще один след. Как тут не предположить, что летело по воздуху одноногое существо?

Фотографии цепочек следов не убегающего, а спокойно идущего примата показывают, что ноги он ставил почти по одной линии. То есть не так, как обыкновенно ходят люди, ставя ногу от другой ноги на определенное расстояние; линия от пятки к пятке образует зигзаг. Нет, не так, а так, как необыкновенно идет человек. Например, манекенщица на подиуме. Она почему-то обязательно ставит ноги на одной прямой линии. Почему так неудобно ступает манекенщица, закидывая ноги по одной прямой, - неизвестно. Зато хорошо известно - не раз замерено, - что длина спокойного шага почти по одной линии ступающего непризнанного наукой зверя равна одному метру.

Глядя на подобную цепочку следов, когда правая и левая стопы чередуются друг с другом на одной прямой линии через каждый метр, невольно встает образ прыгающего на одной ноге существа.

Вспоминается рассказ очевидцев, которые в ответ на дерганье двери охотничьего домика выбежали и увидели на снежной целине, на большом нетронутом пространстве только один единственный след, будто человеческий. Снежный человек, он же баба Яга - костяная нога.

В фольклоре Якутии чучуна, как и русская баба Яга - это обтянутый оленьим мехом одноногий человек.

Но вернемся к В.Далю и дочитаем, наконец, до конца его текст. "...ступа у нее железная, везут ее черти". Ясно, это вымысел, художественный домысел. Но почему ступа?

Склоняемся опять в поклоне перед великим знатоком русского языка и узнаем, что слово "ступа" - дальнее производное от слова "ступать".

Ступать, ступить, ступывать, шагать, идти как в ступе. Ступ, поступь, походка. Тяжелая колотушка, ручная баба. Неуклюжий, тяжелый человек.

Тяжелый... Высчитан вес по глубине отпечатка следа - больше двухсот килограммов.

...неуклюжий, тяжелый человек, особенно баба. Ходит ступа ступой, пишет Даль.

Легко представить: кто-то сказал, что, мол, ходит ступой, а кто-то ослышался: ходит в ступе. Тем более, что след тяжелой ноги похож на отпечаток ступы.

И баба Яга - тоже. Тот же зоологический объект, то же живое существо во плоти и крови, человек - не человек, зверь - не зверь, ставший прототипом сказочных персонажей.

В древнем Риме за сотни лет до нашей эры, читаем в книге исследователя истоков религии Дж. Фрэзера, существовал ежегодный обряд: в марте выдворяли из города одетого в звериные шкуры человека - он изображал Лесного Марса. Марс сильванус называлось это предбожество. Богом войны Марсом в веровании людей он станет позже. В названии планеты Марс совсем уже позабудется исходное - марс сильванус. Лесной человек в звериной шкуре, которому когда-то приносили ритуальные жертвы, а долгое время спустя, в нашем, двадцатом веке отвели роль посмешища: снежный человек, хи-хи.

Много позже древнего Рима, в XVIII веке, о тех сильванах будет напечатано в Санкт-Петербургских ведомостях (1731 г.).

В 1731 году в "Исторических, генеалогических и географических примечаниях к Санкт-Петербургским Ведомостям" говорилось, что "прежде верили, будто кроме обыкновенных людей еще иной род диких людей имеется, которые по лесам бегают, сие свидетельствуют языческие басни о сатирах и сильванах. Древние оных почти так изображали, как нынешние живописцы дьявола малюют... Сии сатиры, как сказывают, больше в ямах и иных потаенных местах живут; а когда какую женщину поймают, оную, не сотворив с ней блуда, не отпустят (Гераклит Тирский). Равным же образом они и во всех их телесных движениях, а особливо в плясании, зело бесчинно поступают; но ничего не говорят. Из сих сатиров, как сказывают, многие находятся в Индии (Плиний)... Как Сулла с войны возвратился, которую он с Митридатом имел, то привезли к нему такого же сатира, который близ Диррахма пойман был (Дополнение к Титу Ливию)".

Все они - от древнегреческих панов до старославянских берегинь (они же русалки) - все они есть не что иное, как наш осмеянный снежный человек. Другой вид человека, по определению всемирно известного зоолога Б.Эйвельманса. Реликтовый гоминоид, по определению дважды доктора наук Б.Ф. Поршнева. Реликт, имеющий прямое отношение к истокам ритуалов, поверий, культуры и религии - еще одно добавление к ряду многочисленных гипотез о происхождении религий.

В вопросах религии, признаемся, некомпетентны, но само собой просится кое-что сопоставить.

Современный священник в молитве произносит подобие доязыческого колдовского заклинания: избави нас от лукавого и отыде дьявол в свой тартар. В процессе крещения следует отрекаться от сатаны. Для этого надо дуть и плеваться на него, поворотясь на запад: там, где гаснет свет, царит ночь, где ночные страхи - там царство ночных духов. Да. Наш таинственный примат - животное ночное, и человек во все времена своего совместного с ним существования был со своим диким собратом в очень непростых отношениях - от обожествления до осточертения. То есть от бога до черта - все это был он, непознанный, а потому страшный. Человекозверь - исходная реальность, бесценный материал для изучения истории культуры. Для изучения истоков религии.

Он бог. Нет, богов много во времена язычества. Он дьявол во времена единобожия.

За тысячи лет до нашей эры колдуны Ассиро-Вавилонии ходили по магическому кругу - очерчивали границу безопасности. По такому же магическому кругу обносят сейчас младенца вокруг купели. Также водили по кругу вокруг аналоя новобрачных - окручивали. Самокрутками называли обвенчанных без благословения родителей.

Самокрутка - забытое слово, оно уже ненужное. Также не нужно человеку отпугивать дикого сородича с помощью шума и грохота. Но остался колокольный звон, как дальнее эхо изгнания вражьей силы. В средние века, пишет Дж. Фрэзер, церковные колокола в Вальпургиеву ночь накануне майского дня били особенно громко, чтобы прогнать летающих вокруг невидимых бесов. Невидимых - подчеркиваем и ставим вопрос, чтобы потом постараться на него ответить.

В наше время не нужно изгонять, убивать - уничтожать людям нелюдя. Давно уничтожен, выбит. Или почти выбит? Но память о нем сохранилась - в разговорном языке, в пословицах, в сказках, легендах, былинах, в ритуалах и молитвах. Но об этом и о многом другом мы узнали потом, по мере накопления из месяца в месяц, из года в год сведений невероятных.

Глминид. Картинка из открытого источника.
Глминид. Картинка из открытого источника.