Совсем недавно Печора рукоплескала актерам театрального коллектива «Фантазеры» на спектакле «Недетское время» в Доме культуры железнодорожников. Зритель был покорен игрой маленьких актеров и работой режиссера.
Журналист Алена Лель отправилась в закулисье к руководителю коллектива Веронике Забоевой.
Вероника Ивановна является режиссером МКО «Меридиан», а также руководителем театрального коллектива «Фантазеры». Коллектив состоит из двух разновозрастных групп. Младшая группа открылась в этом году, и теперь возраст участников колеблется от 7 до 18 лет. По мере возможности в постановках принимают участие студенты и рабочая молодежь.
Образовались «Фантазеры» в 2016 году, тогда состав насчитывал семь человек. Это была маленькая группа любителей сцены, которая помогала Веронике Ивановне при проведении различных мероприятий, которые случались в ДКЖ.
- А мероприятий в историческом Доме культуры случается немало. Это и квесты, и игровые программы, конкурсы, акции, концерты. И все это — задумка режиссера! А как одному реализовать? Нужна команда! Так маленькие актеры «поселились» в закулисье. Тем более что мероприятия для детей будут гораздо интереснее, если в роли ведущих тоже выступают дети. Такие представления, по словам режиссера, и воспринимаются мягче, и смотрятся приятнее.
- Вероника Ивановна, расскажите подробнее, на чем строится работа режиссера?
- От продумывания самой идеи мероприятия до воплощения ее в жизнь — все это работа режиссера. Это и написание сценариев, и подбор номеров для концерта. Если это театрализация, то работа с ведущими и актерами. Видеооформление, подбор музыкального сопровождения, декорации. Одним словом, все, что вы видите на сцене — задумка режиссера. Но одному не справиться, поэтому проекты осуществляет целая команда, в состав которой входят звукооператор, светооператор, видеооператор. И конечно, мои маленькие помощники! Не исключает постановщик и свое личное участие в мероприятиях. Она такой человек, который может быть и серьезным руководителем, и в то же время на детском утреннике надеть на себя костюм ежика и пойти с детьми водить хоровод.
- Как вы пришли в культуру? У вас специальное образование?
- Я заканчивала школу в поселке Озерный, где преподавали замечательные творческие учителя. Одним из моих классных руководителей была учительница английского языка Татьяна Федоровна Стырова. Она нас не просто обучала языку, а проводила уроки в игровой форме. Мы разучивали песни группы «Битлз», ставили «Теремок» на английском языке, который назывался «Вигвам». Наш класс всегда принимал участие в театрализованных представлениях, устраивал игры для всей школы по типу «Форд Баярд», выступал в школьных концертах и в поселковом ДК, и все это благодаря Татьяне Федоровне. Такая активная школьная жизнь оставила след в моей юной душе, захотелось развиваться в этой области и дальше. Я мечтала стать кинорежиссером! Но оказалось, чтобы на него выучиться, нужно было ехать и поступать в вуз большого города. Тогда это было накладно, да и переезжать в чужой город мне не хотелось. К тому же, я из тех людей, которые любят маленькие уютные поселения, а жизнь в мегаполисе меня не прельщает. Так я отказалась от своей идеи… Но когда узнала, что в Сыктывкарском колледже культуры имени Чисталева учат на режиссера, подумала: это же почти как кинорежиссер! И пошла учиться туда. В культуре я уже восьмой год.
- Как рождаются идеи спектаклей, мероприятий, откуда черпаете вдохновение?
- Если просто заглядывать в план любого учреждения культуры, то идей может не возникнуть. Но появляется спрос, и идеи приходят сами собой. Когда меня попросили придумать игровую программу для детей, я решила, а почему бы не сделать квест! Тем более что одно время это было очень модным и востребованным проектом. И первый квест прошел на ура, потом мы его проводили так часто, пока не надоел. Решилась на другую идею. Любимый на то время Гарри Поттер подтолкнул сделать квест по теме волшебства. Он тоже пользовался большим спросом, потом исчерпал себя. Следующий квест оказался посвящен пиратам. Здесь уже можно было и пошалить – как раз то, что любят дети. Так рождаются идеи конкурсов. Спектакли создаются иначе. Я просматриваю очень много различных постановок, читаю книги, сценарии. В конце концов появляется идея, и ее нужно тотчас хватать и реализовывать, пока горит, пока пылает. Так на свет появились уже семь спектаклей. «Варвара в плену интернет-игры» был первым. Он авторский, полностью написан и поставлен мной. Спектакль о том, как влияет интернет на наших детей, когда они уже порой не понимают, в какой реальности живут. В постановке показаны как положительные стороны всемирной паутины — это познавательность интернета, так и отрицательные — вредоносное воздействие на детскую психику, зависимость. Очень поучительный спектакль получился. Второй постановкой стало продолжение - «Варвара и новогодняя ночь». Потом на свет появился «Лорри — друг деревьев». История тоже поучительная: о том, как мы сами уничтожаем природу, и о том, как мы можем защитить ее. Дальше последовал новогодний спектакль «Волшебная книга желаний», а потом - «Приключения Незнайки» и «Незнайка и новогодние приключения». Однажды я увидела спектакль на военную тематику «Недетское время», и мне захотелось его поставить. И вот первая серьезная военная патриотическая постановка! На подготовку спектакля «Недетское время», рассказывающего о детях военного времени, ушло полгода. Так как юные печорцы, задействованные в постановке, - разновозрастные, им очень сложно было настроиться на ту роль, которая ими не пережита в реальности. И пусть они никогда в жизни ее не узнают и не испытают… И все-таки настроиться было нужно. Мы смотрели советские и российские фильмы про войну, такие как «Крик тишины», «Солдатик». Смотрели всем коллективом, потом проводили мозговой штурм, обсуждали, анализировали, раскрывали характер каждого героя. И, конечно, я рассказывала ребятам личные истории, которые когда-то поведал мне мой дедушка фронтовик. Он вспоминал, как было тяжело даже взрослым мужчинам, хотелось реветь, невозможно было смотреть на смерть товарищей, на смерть мирного населения: женщин и детей. Но нужно было брать себя в руки и идти за победой. Так и юным актерам надо было идти за победой, раскрыть свою роль, чтобы зритель поверил.
- У детей получилось?
- Получилось. В мае состоялась премьера. Спектакль настолько понравился, что по многочисленным просьбам зрителей мы решили его повторить. Но это оказалось еще сложнее. После первого показа к нам в коллектив стали приходить дети, одноклассники наших актеров, которые прониклись душещипательной атмосферой спектакля и у которых появился интерес к театру. В повторном показе уже выступали новенькие девчонки и мальчишки, коллектив стал больше, и, конечно же, спектакль получился интереснее. Мы внесли дополнительные сцены, чтобы еще больше подействовать на зрителя. У нас получилось! Актеры справились хорошо, даже самые маленькие. Девятилетний Спартак Оглы играл мальчика, который не разговаривал на протяжении всего спектакля. Он не был немой, просто ему не хотелось ни с кем разговаривать. Ему было настолько больно, плохо, он скучал по своим родителям, поэтому все три года, пока дети находились в бомбоубежище, он молчал. Он стал одним из самых маленьких участников, не считая восьмилетней девочки Вики Семяшкиной, которая самая первая выбегает на сцену на открытие спектакля. У нее небольшая роль, но не менее важная. Одиннадцатилетняя сестра Спартака Илона тоже оказалась очень артистичной. У нее получилось хорошо сыграть свою героиню, как ровно и всем другим юным актерам. Хотя эмоции, прожитые детьми в первом спектакле, оказалось сложно повторить, но они повторили... А ведь надо учитывать, что все они не профессиональные актеры, которых учат вживаться в роль в вузах, они обычные дети. Поэтому я считаю, что они молодцы!
- Как зритель воспринял спектакль?
- Перед началом представления мы попросили зрителей воздержаться от аплодисментов до общего поклона в конце, чтобы никто из актеров не сбился. Гости сидели тихо и полностью погрузились в действие, которое происходило на сцене. И в конце, когда дети уже пошли на поклон, зрители боялись шелохнуться. Занавес закрывался, и они только начали понимать, что это последний аккорд – и тогда раздался шквал аплодисментов. Мы снова открыли занавес и вышли на поклон. Зрители встали, аплодировали, плакали и звали режиссера. А я стояла за кулисами, пытаясь справиться с эмоциональным всплеском. Когда занавес закрылся, дети окружили меня, и мы все вместе заревели. Немного справившись с эмоциями, мы вышли на небольшую авансцену в холле ДКЖ. Нам аплодировали, мы сделали общее фото с труппой. На повторном спектакле, когда зрители звали режиссера, я уже вышла на сцену. Первый раз актеры поклонились без меня, им достался самый бурный шквал аплодисментов, на второй поклон я вышла вместе с малышами, которые участвовали в спектакле. Зритель также стоял и плакал…
- Вероника Ивановна, расскажите вкратце, о чем спектакль?
- Постановка переносит нас в военное время. Начинается она с голоса Юрия Левитана о наступлении вражеских войск на нашу землю. Далее показывается, что родители уходят на фронт, оставляя детей в интернате. После этот интернат разбомбили фашисты, и три года ребята живут в бомбоубежище. Изредка этих детей навещает медсестра, которая приносит им покушать, и угольки, чтобы согреться. Если кто-то заболевает, забирает в госпиталь. Она единственный человек, который поддерживает детей, брошенных на произвол судьбы. Спектакль рассказывает о том, как девчонки и мальчишки выживали, воспринимали всю эту ситуацию, какие эмоции переживали. Помимо жизни в бомбоубежище, в спектакле появляются воспоминания детей из довоенного времени. Именно они греют их и дают силы, чтобы пережить страшную войну. И конечно, самое главное в постановке — это детская психика. Как можно повести себя, когда ты находишься в замкнутом помещении с десятью чужими тебе людьми и, по сути, еще не сформированными личностями? А эти личности в силу своего переходного возраста и непонимания ситуации ведут себя по-разному. Кто-то обозлен на всех, делает пакости, пытается все разрушить, всем насолить. Кто-то наоборот, всех жалеет, каждому сопереживает. Есть такие персонажи, которые не там и не там, с краю, выбрали свой стульчик, присели и просто наблюдают. Но в конце концов все они сумели объединиться в маленькую семью, пережить трудное время и дожить до Победы. По спектаклю они дождались Победы, но не все. Мальчик, который не разговаривал, умирает. Мы этого не показываем, но по подтексту зрителю все понятно. Безусловно, такие спектакли нужны. Их требуется показывать детям для того, чтобы они умели сопереживать, жили с добротой в сердце, не проходили мимо, если случилась беда.
- Что «Фантазеры» нафантазируют в следующий раз?
- Следующая постановка будет другой. Если все получится, то пока у меня в задумках поставить замечательную сказку «Питер Пен». Она тоже очень добрая, яркая, волшебная, поучительная. В ней уже примут участие не только маленькие артисты, но и взрослые. Мечтаем, чтобы быстрее закончилась пандемия и мы выехали всем коллективом на какой-нибудь театральный конкурс, где, возможно, покажем отрывок нашего нашумевшего военного спектакля. В условиях локдауна принимать участие в конкурсах невозможно, а дети ждут и готовятся. Мы, конечно, за это время успели выступить в онлайн-состязаниях и даже заняли два первых места, но все-таки хочется побывать на реальной сцене, причем большого Дворца культуры, показать детям другую площадку, в другом городе, познакомиться с новым зрителем. Одним словом, ждем, готовимся, надеемся.
- Желаем, чтобы вы обязательно победили на новых сценических площадках, дальнейшего творческого роста и новых интересных идей, чтобы радовать печорского зрителя.
#печора #культура #театр #спектакль #интервью