-Внучка, поди сюда.
-Что, бабочка?
-Вот послушай, что твой братик лопочет. Ничего не пойму. Какого хохла ему надо.
-А что он говорит?
-Севочка, деточка, скажи Веточке чего ты хочешь.
-Колоком. Баба хохол, деда хохол, и я от тебя хохол.
-Ха-ха-ха...
-Ты не смейся, скажи толком, что этот хохол хочет.
-Ба, он сказку у тебя про колобка просит. Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, и от тебя ушёл... хи-хи-хи...
-Вот же немтырь! А колоко это что?
-Бабочка, это он молочка просит. Пить хочет.
-Нет, я с ним точно с ума стронусь.
-Да, бабочка, с этим надо что-то делать. Я в его годы уже книжки дедусям на ночь читала. А этот пупсик ещё и не все буквы разговаривает.
-Ты себя то с ним не ровняй. Тебя дедуси учили, а его не кому. Родители то на работе, то собой заняты. Взялась бы за мальца, пропадёт ведь. А ему через три года в школу идти. Как пойдёт-то?
-Ой, ба. Я же не учитель. У меня терпленья нет. Я ведь его и прибить могу.
-Тогда погоди. Вот дед с работы придёт у него спросим, как надо братика твоего учить. Может дед Ваня сам с ним заниматься будет. А ты рядом посиди, поучись. Оно в жизни всё сгодится.
-Бабушка, а ты чего с утра грустная ходишь?
-Да соседскую корову жалко. Она доиться перестала, и Петровна хочет её на мясо сдать.
-А почему корова молоко перестала давать?
-А нечего было Петровне по деревне трындеть. Вот смотрите какая у меня тёмно-вишнёвая коровка. По пятнадцать литров молока в день даёт кормилица, умница моя. Кормилица то умница, Петровна ума невеликого. Как есть бурёнку сглазила.
-Ба, так ты сходи полечи. Ты же умеешь. Ты и меня учишь травки распознавать.
-Боюсь, внучка. А как ведьмой кликать станут?
-В нашей деревне ты же скотину лечила.
-Лечила. Я там своя была, а здесь пришлая. Сторониться начнут.
-Так давай я пойду лечить, а ты бабушку Соню заговаривать будешь.
-Не, не справишься. И не уговаривай. Слабые ещё у тебя руки, да и силы ещё той нет. Мала ещё.
-Что совсем ничего нельзя сделать.
-Не раскрыв себя - ничего. Вот, если бы это случилось ближе к шестнадцатому января, тогда можно было и тайком от хозяйки помочь. Но сначала всё одно скотину смотреть надо. По всякому бывает. Бывает корова болеет, а бывают хозяйки нерадивые. Ведь что для скотины надо? Для здоровья коровы и хорошего, вкусного молока, важно содержать в идеальной чистоте и саму животину и доильные принадлежности. Доятся молочные коровы два раза в день. Это ты знаешь. Обязательно нужно во время доения следить за состоянием вымени, оно должно быть мягким, с эластичной кожей, без травм. Запомнила?
-Запомнила.
-А поняла к чему это я тебе рассказываю.
-В жизни всё сгодится.
-Умница. Так вот, а бывает, когда много хвастаешь, то теряешь то чем хвасталась. Вот Петровна похоже сама себя и окаркала. Вот помню... Были у нас на селе два брата. Любители по чужим огородом лазить.
Украли как-то они крупную морковь у местного пастуха... Поймали их, тут дядька пастух возьми им да и скажи: -"Ещё, парни, в чей огород влезете, вам это боком вылезет." Эти дурни разве кого послушают, подумаешь отругали, да родители уши надрали. Опять ночью к кому-то в огород за морковкой полезли. Утром их лежащих на грядке и нашли. Лежат на боку, грязную морковь едят. Так неделю морковь на боку и грызли... А не надо было воровать, да хвастаться своим воровством. Вот на них сглаз и пал.
-Вылечили?
-А как же. Потом их месяц отец порол каждый день, чтоб стоя кушали.
-Жуткая история. Бабочка, а почему коровке только шестнадцатого января помочь можно?
-Так шестнадцатого Гордеев день и Малахия. Раньше-то по старому стилю день Святого мученика Гордия было принято отмечать третьего января. На Малахия принято было проводить разные ритуалы, защищающие скотину от нечистой силы, чтобы у нее не пропало молоко. Люди верили, что возвращающиеся с гулянья голодные ведьмы могли пробраться в хлев, приняв образ хозяйки или чёрной кошки и выдоить у животины не только молоко, но и кровь. Поэтому, чтобы защититься от зла, над воротами привязывали свечку, а у дверей клали осиновые ветки. Животных в этот день холили и лелеяли, варили овсяную кашу на молоке, ели сами и кормили скотину.
День этот считался наиболее удачным для снятия сглаза и порчи, а также изгнания бесов из страдающих припадками, эпилепсией по научному. Кроме того, чтобы весь последующий год в доме было счастье, на Малахия обязательно ставили на стол творог или приготовленные из творога блюда. По народным поверьям нельзя хвастаться, ведь гордыня – это первейший смертный грех. К тому же, он есть начало всех пороков. Если же кто-то ныне будет бахвалятся, то может остаться ни с чем, – все Гордей заберет. Поэтому хозяева в Малахов день проводили защитный ритуал-оберег: брали просаленные свечки и вязали их над воротами, а также просили у Дворового помощи, оставляя ему каравай в коровнике. Делали его специально для маленького духа из трех пригоршней муки: одна – из дома, другая – соседская, третья – освященная в храме.
Над готовым пирогом говорили такие слова заговора: -"Дворовой, ты мой родной, скотинку мою убереги, молоко ее сохрани. Ведьму от нее отгони, заплутай ей пути".
Куском этого каравая угощали и буренку, а также давали ей молочную овсяную кашу. Обязательно чистили хлев, а после осматривали, нет ли в нем щелей, затыкали их соломой. А ещё существует в народе поверье, что шестнадцатого января выпавший снег обладает силой притягивать женскую красоту. Поэтому девушки набирали его в вёдра, тазы, кадушки и обтирали лицо поутру, затем – в обед и перед сном. При этом ничем не утирались. Талую воду не выливали, а собирали в любую емкость, чтобы дальше каждое утро ею сбрызгивать лицо и тело, чтобы оно молодело и становилось красивее.
Так вот... Наши предки верили, что на Малахия можно вылечить припадочного человека, то есть тех у кого была эпилепсия. Дома сделать это было невозможно, поэтому просили помощи у целителей.
-А почему меня не вылечили?
-А кто тебе сказал, что не вылечили? К врачам ты вспомни, когда последний раз ходила? То тоже. Детей до шести лет бабки в деревнях раньше полностью излечивали, а старшим могли только приступы приглушить. Вот так-то.
-Ба, а как бабушки лечили?
-Ну, знахарка надевала на себя белоснежную сорочку задом наперед, а на больного правильно. Вела его на пригорок, чтобы со всех сторон припадочного обдувал ветер, сажала и сбрызгивала росой, собранной на Ивана Купала, а после читала слова заговора. После спускались с горки и в бане рубахи с себя снимали, сжигали в печи, чтобы нечисть не смогла больше ни в кого вселиться.
-Ба, а ты эти волшебные слова знаешь?
-Знаю, но тебе пока не скажу. Мала ещё.
-Ба...
-Не бабкай. Подрасти ещё.
-А ты у Петровны коровку лечить будешь?
-Буду, а ты соседку отвлекать будешь. А если что, то себе кормилицу куплю. Будет тогда твоему Севке колочко каждый день.
Взяв с собой братика, мы с бабулей пошли в гости к Петровне. С того дня у нас в доме была своя сметанка, колочко и маслице с творожком. А бабушку всё одно в деревне ведьмой прозвали. Бабушка говорит, что это всё из-за языка Петровны, он у неё поганый. Вот так и живу. В век всяких технологий, а по сути в сказке.
Спасибо за внимание.
Понравился рассказ?
Ставьте Лайк, подписывайтесь на мой канал и делитесь рассказом в социальных сетях.
Буду рада узнать ваше мнение о моих рассказах.
Мой канал: Вета Драган
Приобрести мои книги можно по ссылке: https://boosty.to/veta_dragan