Остроконечный, правильной формы мавзолей виден в тургайской степи издалека. Строгой архитектуры усыпальница стоит здесь много лет. И многочисленные путники и паломники всегда присаживались рядом отдохнуть и помолиться, прикоснуться рукой к остроконечной, такой же, как шпиль мавзолея, ограде мазара. Вспомнить человека, его былые подвиги, короткую, но насыщенную жизнь. И это притом, что самого героя в мавзолее нет. Вернее, не было до недавнего времени.
Кейки – батыр почти современной эпохи. н родился в начале семи- десятых годов века в местечкеБайтума (исследователи называют 1871 год, но прямых доказательств точной даты рождения нет), что сегодня относится к Костанайской области. Несмотря на огромное количество письменных свидетельств его подвигов, о семье Кейки известно очень мало. Историкам удалось установить, что прославленный воин – из рода кипчаков, что его отца звали Кокембай, а самого героя – Нурмагамбет. Правда, Нурмагамбет Кокембайулы очень быстро получил свое прозвище Кейки, потому как с юности держался обособленно от всех и на все имел свое мнение. Аеще он виртуозно стрелял из лука и прославился как мерген Кейки. Ходят легенды, что из старинного фитильного ружья он попадал в цель на расстоянии шагов. Парня называли прозвищем так часто, что его настоящему имени удивился даже хан Абдигапар, чьим сподвижником и напарником был Нурмагамбет.
«Кейки» с казахского – «отшельник, одиночка». Нурмагамбет жил обособленно, был охотником-одиночкой.
В начале века Абдигапар пропагандировал идею единства и независимости казахского народа, поэтому отказался от ханства и принял титул эмира, желая править не самодержавно, а с помощью представителей народа. При эмире был совет из двадцати человек, избранных волостями, – реальная демократия в лице свободных граждан, выбранных в члены совета эмирата. Часть налогов передавалась на содержание армии, которой командовал Амангельды манов. Так подружились два удивительных человека – Амангельды и мерген Кейки, руководитель отряда стрелков-тысячников. На счету Иманова и Кейки батыра участие в Торгайском восстании 191 года, победа в Догалском сражении и битве на Куйике, в блокаде города Торгай.
Внешность Кейки батыра восстановили венгерские антропологи. По их выводам, легендарный батыр был светловолосым и зеленоглазым мужчиной. Его мраморный бюст установлен перед краеведческим музеем города Аркалыка.
Враги Кейки батыра очень часто принимали его за... шайтана. Завидев издали, как несется на них всадник с развевающимися за спиной крыльями, они в ужасе застывали на месте. Эффект неожиданности срабатывал на сто процентов: Кейки батыр на ходу выпускал пять пуль, которые настигали пятерых врагов. Откуда же взялись крылья? Хитроумный Кейки надевал на себя шкуру с нашитыми лебедиными крыльями, на голову водружал чалму с длинными кистями, своего боевого коня Акбозата украшал ленточками да еще затягивал свою военную песню салауат. А после пришла в эти края Красная армия. В 1919 году, после гибели Амангельды Иманова и смерти хана Абдигапара, Кейки был вынужден уйти в Улытау и Кызылкумы. Но в песках батыр не сидел спокойно, устраивая вылазки против как красноармейцев, так и белогвардейцев. Искали тургайского «Робин Гуда» и те, и другие.
Весной 19 года Кейки батыр погиб во время боя. Как рассказывали впоследствии соратники, исход схватки предрешила трагическая случайность: неподалеку от битвы находились жена и сын батыра, а этого не должно было быть. Плюс, как часто бывает, предательство соратников. В итоге погибли все.
Голову Кейки батыра в качестве доказательства большевики переправили в Оренбург, чуть позже она попала онд Музея антропологии и этнограии имени Петра Великого в Санкт-Петербурге, где и пролежала в хранилище почти сто лет. Останки черепа Кейки батыра спустя 93 года, 6 октября 2016 года, были доставлены в Казахстан. А в 2017 году после тщательных антропологических исследований захоронены в мавзолее.
Как добраться
Мавзолей Кейки батыра расположен рядом с поселком Тасты Амангельдинского района Костанайской области, на трассе Аркалык – Торгай, не доезжая 68 км до Аркалыка. На территории мавзолея есть места для отдыха, молитвы и небольшой гостевой дом, где при необходимости можно остаться на ночлег.
Фото и материал: собственность OMG Kazakhstan.