Польский сериал по первым книгам Анджея Сапковского долгое время было принято ругать, причем традицию задал сам писатель. Сериалу не простили дешевые спецэффекты, резиновых чудовищ, отсебятину режиссера, смещение авторских акцентов и многочисленные отступления от оригинала. Однако после выхода нового сериала по «Ведьмаку» мнение многих фанатов изменилось. Теперь поклонники разглядели качественные актерские работы (все-таки старая школа дает о себе знать), натуральные и впечатляющие пейзажи, замки и города, убедительно воссозданную повседневную средневековую жизнь. Так кто прав? Истина, вероятно, где-то посередине, поэтому я решила пересмотреть старый сериал (тем более, что грядет второй сезон нового «Ведьмака»), сравнить его с вариантом от Netflix, но в первую очередь с книжным оригиналом, и разобраться в плюсах и минусах.
Итак, первая серия. В открывающей сцене мы видим Геральта в исполнении Михала Жебровского, который ночью охотится на какое-то болотное чудище, больше всего похожее на шланг от пылесоса — точнее разглядеть не удается. Бюджет пишет сюжет, как говорится. Зато поджарый и быстрый Жебровский хорош, потому что ведьмакам важнее ловкость и скорость, нежели перекаченные мускулы, как у Геральта в исполнении Генри Кэвилла. Потом нас накрывает длинным флэшбэком и разудалой фантазией режиссера, который решил описать детство Геральта, в книгах оставшееся за кадром.
За маленьким Геральтом приходит предназначение в виде пожилого ведьмака. Тот напоминает его родителям, что, мол, батюшку Геральта когда-то его коллега спас от стаи оборотней, а значит, время платить по счетам. Родители сопротивляются, причем папаша даже пытается напасть на ведьмака со спины, но не получается.
В саге отец Геральта неизвестен, однако в рассказе «Дорога без возврата» есть намек, что им мог быть бывший разбойник Корин. Некоторые фанаты подозревают, что позже он переквалифицировался в безжалостного мага Вильгефорца, основного антагониста саги.
Матерью Геральта была рыжеволосая целительница и друидка Висенна, которая добровольно отдала сына ведьмакам и лишь однажды появилась в его жизни. В сериале же нервная блондинка упирается, кричит о праве матери и бормочет, что Геральту никогда не стать ведьмаком. Позже мимоходом упоминается, что она ворожея.
Пожилой ведьмак, разочарованный приемом, заявляет родителям мальчугана, что они бесчестны как все люди, тем самым как бы противопоставляя ведьмаков остальному человечеству. Очень смелое заявление, учитывая, что в оригинале охотники на монстров хотя и обладают уникальными способностями, все же считают себя людьми, а не отдельной расой.
Наконец малыш с ведьмаком отчаливают в Каэр Морхен. В книге это крепость, но здесь просто невнятные пещеры. Цех ведьмаков при этом превратился в какой-то орден, не то рыцарский, не то восточный с учениками в балахонах. Книжный Весемир, самый старый и опытный ведьмак, в сериале превратился в дедушку-друида, который на полном серьезе заявляет, что ведьмаки, мол, должны быть рыцарями права, чести и доброго дела, а не только убийцами чудовищ. Также звучит заявление о том, что ведьмаков-отступников все больше, причем они копируют нечестные приемы боя у людей. Кажется, режиссер перепутал ведьмаков не то с самураями, не то с толкиновскими эльфами. Напомню, что ведьмаки в книгах просто наемники, которые за деньги убивают нечисть — все. А кодекс ведьмака Геральт придумал для себя сам, по сути, его не существует.
Во время испытания травами юный Геральт в состоянии галлюцинации общается с матерью. Излишне повторять, что это очередная отсебятина. Обучение тоже полно странностей. Послушники оттачивают приемы айкидо, конные трюки, медитируют, сидя на холодных камнях, видимо, в попытке отморозить себе последние органы, не подвергшиеся мутации. Даже мечи у них подозрительно смахивают на катаны.
После испытаний другой друид объясняет, что из-за сильный связи с матерью наш Геральт будет бабником, но детей иметь не сможет. Причем это подается как его уникальная особенность. Книжный спойлер: все ведьмаки бесплодны по факту из-за мутаций, а увлекаться женщинами им никто и не запрещает. Тут режиссер, очевидно, перепутал ведьмаков с монахами.
А еще у ведьмаков конфликт с горными эльфами. Воду мутит ведьмак-ренегат Гвидон, ксенофоб и главарь шайки, которая отстреливает коренное остроухое население и грабит мимо проезжающих селян. Но о нем позже. А пока юного Геральта отправляют в лес на тридцать дней, чтобы там он самостоятельно приобрел навыки скаута. И это при том, что на заседаниях ячейки не раз говорят о том, что адептов мало, умирают они часто, и скоро знания будет передавать некому.
На месте зимовки красуются черепушки предшественников Геральта, которого оставляют с ножом, костром и лечебными травами. А дальше крутись как хочешь. Выживание в лесу показано толково — во всяком случае в отличие от сериала Netflix, где Цири без проблем спит на снегу всю ночь, даже не подумав соорудить укрытие или развести костер. Геральт строит шалаш из еловых ветвей, рыбачит, находит компанию в лице волчицы (Маугли? Нет, Геральт!) и ее детенышей (дескать, поэтому его и прозвали Белым волком) — словом, демонстрирует полезные навыки наших деревенских прадедушек, нам, к сожалению, уже недоступные (ну кроме дружбы с хищником, хотя всякое случалось).
Во время испытательного срока Геральт наблюдает, как Гвидон расправляется с деревенским обозом. Ренегат привозит в Каэр Морхен тележку с продовольствием и кучу ребятишек, предварительно запугав их, поэтому Весемиру они рассказывают, что на них напали эльфы. Геральт же выхаживает уцелевшую девочку из обоза. По возвращении в пещеры юный Белый волк разоблачает Гвидона. Почти плачущий от стыда дедушка Весемир его выгоняет. В этот момент выясняется, что предатель на самом деле не Гвидон, сын Салтана, а Фальвик, граф Мойон, который «был и остался злым человеком». Отступник и его сообщники сдают мечи ведьмаков и уходят. Напоследок, конечно, Фальвик обещает Геральту, что он теперь на счетчике.
Лирическое отступление: в оригинале Фальвик просто спесивый рыцарь ордена «Белой Розы» из свиты князя Эреварда. Он докапывается до Геральта в сквозном рассказе «Глас рассудка» из первой книги «Последнее желание» и требует, чтобы тот покинул святилище Мелитэле и княжество Элландер. Позже Фальвик устраивает засаду, вынуждает ведьмака выйти на поединок с Тайлесом, фаворитом князя. Геральт в долгу не остается, так что Тайлес метко падает на собственный меч и отделывается шрамом в пол-лица. Фальвик делает выводы и уходит прочь. Больше он не появляется.
Однако сценаристы польского сериала решили, что сюжету нужен сквозной антагонист, который развернется во всю ширь своей гадкой натуры.
Приличная игра (в том числе и Мацея Лагодзиньского в роли юного Геральта), к сожалению, не искупает того факта, что сама серия — полет режиссерского воображения, которая искажает принципы ведьмачьего ремесла, превращая циничных работников серебряного меча в рыцарей (при этом их пару раз так и называют) с восточным уклоном. И тем не менее, даже здесь чувствуется атмосфера истории, мрачная, но притягательная. Что ж, продолжение следует.
#ведьмак #сапковский #ведьмак сериал