Великий квартет анонсировал новую музыку лишь пару месяцев назад, и для фанатов это время было достаточно трудными из-за ожидания. И вот, мы наконец-то дождались первого за 40 лет студийного альбома и теперь можем все вместе отправиться в вояж с ABBA.
Впервые, наверно, за всё время существования канала я начинаю пятницу не с подборки новинок недели, а с обзора альбома. Но ради такого релиза стоило сделать исключение – я даже встал немного пораньше, чтобы успеть послушать Voyage.
Я не слушал прошлых альбомов группы (пока успел ознакомиться только с дебютным Ring Ring – мой обзор здесь), но мне казалось, что все их альбомы основаны на музыке танцевальной, с высоким темпом. Этого не могу сказать о новой пластинке – хотя здесь достаточно подвижных песен, главными моментами для меня стали всё же баллады.
Открывает альбом I Still Have Faith in You – идеальный сингл для возвращения. Эта песня заряжает эмоциями, энергией и заставляет завидовать 70-летним музыкантам – откуда в них до сих пор столько вдохновения, чтобы написать такую песню? В ней, кажется, идеально всё: и ностальгический вайб, и довольно резкий переход от милой песенки к взрывному, эпичному хиту с гитарами, саксофоном и всё таким же убедительным вокалом Анни-Фрид.
Песня также задаёт тему всему альбому: на нём мы будем много оглядываться назад, но также наконец-то наберёмся смелости смотреть в будущее. От сомнений и вопросов («Есть ли это всё ещё во мне?») группа переходит к уверенности в себе («Оно всё ещё есть в нас! Явился новый дух»). И после отрицания своего музыкального прошлого, своей большой, но не особо долгой карьеры артисты наконец-то решились принять её и попробовать ещё раз.
When You Danced with Me напоминает мне какие-то скандинавские народные напевы и танцы, барок-поп и современные инди-фолк группы. Знаю, это описание не позволяет разобраться в звучании песни или даже его представить, но это я к тому, что весь альбома Аббе удаётся звучать так, словно они всё ещё в 70-х – использовать те же приёмы, иногда даже будто бы знакомые последовательности аккордов (так, первый трек напомнил мне The Winner Takes It All). Но в то же время песни получаются актуальными и отлично вписываются в современные ностальгические тренды, когда все пытаются имитировать звучание прошлого.
Сама песня рассказывает о старых-добрых временах, когда герои танцевали вместе до того, как мужчина покинул город. Тема расставания, но и последующего воссоединения возвращается на следующей Don't Shut Me Down. Пожалуй, у этой песни было больше всего шансов стать хитом – поэтому она им и стала, вернув группу в десятку лучших в Британии впервые с января 82-го (когда One of Us добралась до третьего места).
Текст этой песни можно трактовать по-разному: возможно это о женщине, которая идёт повидать своего бывшего много лет спустя, когда дети уже выросли, и её жизнь внезапно опустела («Я понимаю, что замёрзла. Полил дождь, пока я слежу за окном на втором этаже»). Но можно сказать, что эта песня об отношениях фанатов и артистов. Абба словно обещают своим преданным фанатам, что нашли любовь и надежду, чтобы продолжать музыкальное путешествие («Вы просили не уходить, ну вот, я снова здесь»).
И теперь ты видишь другую меня, меня перезагрузили
Я разгорелась, не туши меня.
Я как сон внутри сна, который расшифровали.
Я возбуждена, я горяча – не туши меня.
<...>
Группа своими текстами рисует очень яркие и понятные образы, которые кажутся в современной музыке непривычными. Во-первых, на сцене в принципе мало возрастных и активных артистов, а во-вторых, об отношениях и проблемах взрослых людей вообще петь не принято – обычно все ориентируются на любовные драмы подростков. Но Абба описывает отношения (не хотелось бы использовать это слово, но...) пенсионеров, рассказывает о депрессии длиной в полжизни, о (вероятно) синдроме самозванца и отрицании своего прошлого, и о том, как иногда много времени требуется, чтобы всё это преодолеть, принять себя прошлых и найти себя новых.
Далее рождественская песня Little Things рассказывает о маленьких милых вещах, которые старый друг или партнёр может сделать для близкого человека (и это всего лишь нежное прикосновение или сонная улыбка – ничего меркантильного в этой песне). А I Can Be That Woman поднимает тему к разочарования друг другом после долгих лет вместе. При этом о собаке и том, как она лижет пальцы хозяина, в песне говорится больше, чем о мужчине и женщине – подозреваю, что собака – символ преданности и постоянства. А недовольные друг другом и самими собой люди – символ непредсказуемости.
Меня тошнит, и руки трясутся
Вот так начались наши ссоры
Ты говоришь, что с тебя хватит и кричишь «Пошла ты!»,
А я говорю: «Я люблю тебя», и я знаю, что это правда.
<...>
Ты в замешательстве поворачиваешься ко мне.
Это правда или она пьяна?
И так понятно, что я упала на самое дно.
Песня, в прочем, всё же позитивная, потому что рассказывает, как с самого дня героиня вернулась на поверхность и теперь может стать той, идеальной женщиной. Но отношения, видимо, рассыпались («я знаю, что это не должно было быть травматичным событием, но так случилось»), и на драматичной и очень европоповой (немного даже в стиле нулевых) песне Keep an Eye on Dan мы слышим взволнованную мать, которая просит отца ребёнка присматривать за ним. Опять-таки, отношения между разведёнными родителями с общим ребёнком не самая очевидная тема в поп-музыке.
Bumblebee – милая песенка про садоводство и то, как быстро меняется наш мир. По настроению напоминает мне Little Things – тоже о том, как важно видеть мелкие детали вокруг нас и радоваться им. И не знаю, когда написали эту песню, но некоторые строчки очень подходят для эпохи ковида и локдаунов.
Абсурдно этим летним утром думать, мы можем быть в ловушке –
В мире, где всё меняется слишком быстро, чтобы шмель успел адаптироваться.
И завершается альбом Ode to Freedom – очень достойным треком. Одна из немногих песен на альбоме, которая звучит очень чисто и сбалансировано (многие другие треки звучат немного пыльно – надеюсь, это лишь влияние низкого качества звука на стриминговых сервисах, а на виниле качество будет выше), а своим величием напоминает мне или классическую музыку или оперу. Но оперного вокала здесь нет, а вот глубокая мысль в тексте есть.
Люди, которые думают о свободах и прочих «высоких» концепциях чаще всего испорчены привилегиями и богатством – поэтому они и воспевают свободу, пишут ей оды... Люди, которым свобода и богатство пригодились бы, оды не поют и не сочиняют, потому что им некогда. По-моему, песня очень актуальная: со всеми многочисленными ущемлёнными группами, меньшинствами и борцами за справедливость хотелось бы, чтобы они слушали Аббу, а не скандалили в соцсетях.
Если бы я когда-либо написала свою Оду Свободе,
Привилегированная и избалованная выбором,
Я бы боялась, что ты отнесёшься настороженно
К этому творению, которому я даровала свой голос.
Оно ускользает, его сложно удержать – это мимолётная вещь.
И поэтому нет Оды Свободе, которую стоило бы запомнить.
Стоило ли ждать 40 лет, чтобы выпустить этот альбом? Сложно ответить на этот вопрос, да и не нужно это сейчас. Не нужно рассуждать, какой могла бы быть карьера Аббы, а просто стоит принять группу такой, какой она сейчас есть. Они ведь себя приняли и выпустили об этом альбом: о том, как люди с годами меняются, становятся мудрее и спокойнее. Может, их музыка уже не такая зажигательная, и песни не будут на первых позициях чартов, но тексты теперь наполнены новым смыслом, а умение написать цепляющую мелодию за 40 лет артисты не растеряли. Ставлю альбому 5/5 – ну нельзя же меньше.
______________________
Читайте также:
Магия шведской поп-музыки: обзор альбома Agnes – Magic Still Exists
Главные танцевальные хиты поздних 90-х – классика жанра
Как я стал фанатом ABBA за ночь
Знакомые мелодии в новых хитах: от Boney M до Руки Вверх
Кто спел лучше? 10 версий песни ABBA – Gimme! Gimme! Gimme!
______________________
Понравилась эта статья? Не забудьте оценить её, оставить комментарий или подписаться на канал.