Найти тему
Кино без мужа

Почему не жалко художника Луку и за что Хюррем должна быть благодарна Ибрагиму?

Оглавление
Девушка без адреса. Турецкая версия. кадр из сериала
Девушка без адреса. Турецкая версия. кадр из сериала

Бледный юноша со взглядом горящим, художник Лука из Крыма, появившийся на османской земле в косоворотке с расшитым воротником, поначалу вызывает сочувствие. Он проделал долгий и опасный путь, чтобы найти и спасти свою невесту. Мужественный юноша, который готов рисковать жизнью ради возлюбленной — таким видится Лука в первые моменты своего появления в сериале.

Всем привет! Я — Марина, у нас с мужем разные вкусы в кино, поэтому мне часто приходится смотреть любимые фильмы в одиночестве. Своими мыслями я делюсь в этом блоге. Добро пожаловать!

Вы знаете, когда я в первый раз смотрела сцену с поеданием отравленного лукума, мне было ужасно жалко Луку. Такого беззащитного и одновременно непобедимого, как партизана в последние минуты перед расстрелом. Человека, который хотел жить и любить, но предпочел пожертвовать своей жизнью ради любимой женщины. Спас ее от жестокой расправы ревнивого повелителя, унеся тайну их любви в могилу.

Александра до Хюррем. Кадр из фильма
Александра до Хюррем. Кадр из фильма

Но дело в том, что первые несколько раз я смотрела этот драматический эпизод в нарезке в Инстаграмме, не зная предыстории. Мне почему-то показалось, что Лука совершенно случайно оказался во дворце, клетка захлопнулась, и он ценой жизни, спас бывшую невесту. Чессн слово, и в голову не могло прийти, что в эту клетку он настойчиво лез сам, что его несколько раз пытались из нее выгнать, но Лука оказался занудным и дотошным, в результате добился своего!

Но по ходу сериала Лука меня начал непомерно раздражать. Потому что я не люблю глупых людей. А только глупый человек, увидев, что его невеста стала женой султана, будет продолжать искать с ней встречи. Я понимаю, что создатели сериала преподнесли нам события 16 ст. в гораздо более современном виде, но внешний антураж сохранить попытались. Я имею в виду жестокость нравов тех времен.

Стены гарема, да и всего Топкапы были пропитаны смертью. И ни высокий статус, ни даже принадлежность к династии не являлись гарантией пожизненной личной безопасности. А жизнь раба, и уж тем более рабыни вовсе ничего не стоила. А Хюррем была рабыней. Да, любимой, но все-таки рабыней своего повелителя, фактически его вещью.

К нравственности женщин в те времена предъявлялись особые требования. Кто получил по сахарным устам за самовольное проникновение Молкочоглу в комнату Армин? Правильно, сама Армин — раз к ней залезли, значит, дала повод. Хатидже несколько дней изводили брат с матерью, когда раскрылась их любовная тема с Ибрагимом. Садыка, которую чуть не обесчестил Бонжук-ага была отчитана Сюмбюлем за то, что таскалась ночью по гарему. Хотя посягать на нее — имущество султана — даже в мыслях не должен был никто из лиц мужского пола не то что на территории дворца, во всем государстве! Но дойди та история до ушей султана или Валиде, и Садыке отсыпали бы на орехи.

"Не виноватая я, он сам ко мне пришел"! Кадр из сериала
"Не виноватая я, он сам ко мне пришел"! Кадр из сериала

Судьба же наложницы, заподозренной в любовной связи на стороне, была предрешенной: кожаный мешок и волны Босфора. А все оправдания типа "мы друзья детства", "просто хотел узнать, как у нее дела" и все в подобном роде, никто и слушать бы не стал. Логика мужчин вообще простая и, кстати, мало изменилась с тех пор. Все они — ревнивцы и собственники в том случае, если чувствуют, что их женщину хочет другой мужчина. И считывают они это безошибочно. И бесполезно объяснять, мол, невиноватая я, он сам ко мне пришел. Потому что мужчины знают, что каждый из них будет добиваться понравившейся женщины любыми способами и не факт, что у него это не получится. (В смысле, от женщины уже мало что зависит).

Поэтому варианты, что Хюррем все бы объяснила Сулейману насчет Луки — утопия. История с отставкой Лала Касым-паши, за сына которого Валиде хотела выдать замуж Хюррем, тому подтверждение. Он отправил в отставку уважаемого и ни в чем неповинного человека только лишь за то, что его сын представил себя мужем любимой женщины падишаха. Каждая встреча с Лала-пашой напоминала бы султану об этом, поэтому он убрал его с глаз долой.

А Лука писал ей письма, видел ее лицо, искал встречи, чтобы поговорить... А что там было в их счастливом прошлом? Хорошо, известно, что в покои к султану Александра попала невинной, но как исключить поцелуи, объятия и прикосновения, которые вполне могли иметь место, раз Лука был ее женихом? А чувства, которые могли остаться? Мог бы султан снести такой позор — быть вторым любимым своей ненаглядной Хюррем? Думаю, ответ очевиден.

Появление Луки вообще какой-то не очень удачный сценарный ход. Долгое и нудное малевание портрета султана, беседы ни о чем с Матракчи (хотя нет, благодаря наличию Луки в сюжете, мы узнали о нежных чувствах Насух-эфенди к Садыке). Может, конечно, разлука с Александрой сделала Луку таким унылым, но его появление в кадре заставляло меня зевать. Молодой парень, не лишенный талантов, как он не мог понять, что общение с Хюррем — верная гибель? Ведь он своими глазами видел жестокость турков. Ладно, себя не жалел — но как он мог рисковать своей любимой Александрой?

И тут самое интересное: не мог он не понимать, что подвергает Хюррем смертельной опасности. Это мы, в своем 21 веке, можем не воспринимать всерьез многочисленные пассажи из серии "атрубите ему голову". Но для человека 16 ст. насильственная смерть — была привычным и вполне осязаемым явлением. Турки были очень жестокими, и в тех местах, откуда Лука родом, об этом было хорошо известно. А также он знал, что могли сделать мужья с неверными женами (вне зависимости от вероисповедания, между прочим).

В честь таких, как Лука, и основана премия Дарвина. Кадр из сериала
В честь таких, как Лука, и основана премия Дарвина. Кадр из сериала

Но желание Луки добиться своего оказалось сильнее, чем инстинкт самосохранения и забота о безопасности бывшей невесты. Если у него была такая неземная любовь к Александре, он должен был первым кораблем умотать из Стамбула, убив предварительно, Матракчи. Помните сцену встречи Штирлица с женой в кафе в Берлине, когда они несколько минут молча смотрели друг на друга? Вот это — любовь. А у Луки был какой-то занудный юношеский гонор, не больше. И встречи с ней он искал исключительно для того, чтобы проверить, остались ли у нее к нему какие-то чувства. Потому что Хюррем ему четко объяснила, что общение у них не получится, устроилась она в жизни неплохо, и в его помощи и поддержке не нуждается.

Пообещал спасти, а в итоге столько головняка устроил! Кадр из сериала
Пообещал спасти, а в итоге столько головняка устроил! Кадр из сериала

Конечно, со стороны может показаться, что Лука хотел встретиться и при разговоре лично убедиться, что с бывшей невестой все в порядке, но опять же — этой встречей он подверг бы ее смертельной опасности. Предположим, он хотел спасти ее, помочь бежать — но как? У него ни плана не было, ни помощи. Если уж и рисковать, то в том случае, когда имеются хотя бы какие-то шансы на победу. А их не было от слова совсем на тот момент, когда он строчил Хюррем письма. Скорее похоже, что он сам не знал, что делать и хотел посоветоваться с Александрой — она-то явно поумнее бывшего жениха была.

Хюррем, в отличие от Луки, жизнью дорожила. Кадр из сериала
Хюррем, в отличие от Луки, жизнью дорожила. Кадр из сериала

В общем, нежизненный он пассажир. И непонятливый. Ему и Матракчи, и Хюррем, и даже Ибрагим говорили: будь начеку. А он у всех на виду бегал за Александрой и портреты ее повсюду раскидывал. Как занудный одноклассник, с которым ты гуляла за ручку за неимением другого варианта. А когда этот вариант появился, вместо того, чтобы принять выбор бывшей возлюбленной, он не придумал ничего лучше, чем ходить и страдать у всех на виду. На меня такие персонажи тоску нагоняют. Конечно, история отношений Александры и Луки гораздо более трагична, но неужели молодой парень не мог найти в себе сил жить дальше? Ведь ему повезло, судьба оставила его в живых... Хюррем вот этим шансом сумела воспользоваться, а Лука не смог.

Просил, как говорится, просил — вот и допросился. Его конец печален, но абсолютно логичен. Наивность и безрассудство в число добродетелей не входят. И как бы не хотелось сценаристам заставить зрителей думать, что Лука действовал в интересах Александры, это не так. Своим появлением он только навредил ей — причем, продолжал делать это и после своей гибели. Я имею в виду, его дневник, который успел позже побывать в руках у всех врагов Хюррем: Ибрагима, Махидевран, Валиде-султан.

И хотя чисто по-человечески мне жаль его невинно загубленную молодую жизнь Луки, когда его не стало, и Хюррем оказалась в безопасности, я только порадовалась. Ибрагим, хоть и поступил бесчеловечно с художником, оказал этим Хюррем большую услугу.

Как бы Хюррем не грызла совесть за кормление Луки отравленными турецкими сладостями, не попасть в лапы во дворец Великого Визиря, добравшись до Стамбула, он просто не мог...

Допустим, Лука бы уехал. Но в таком случае Хюррем бы до конца жизни мучили кошмары на тему возвращения упрямого художника. Хотя, вероятнее всего, сам Ибрагим не отпустил бы его далеко: держал бы при себе, получив мощнейшее средство манипуляции Хюррем. С этой точки зрения вообще непонятно, зачем великий визирь устроил цирк с лукумом, живой Лука ему был бы гораздо более выгоден, чем мертвый. А так он своими руками уничтожил важнейший компромат на Хюррем, здорово облегчив ей жизнь.

Впрочем, это был поворотный момент в судьбе самого Ибрагима-паши.

Но для Хюррем это было слабым утешением. Лука был бесконечно дорог ей, хотя чувства к нему прошли и стали скорее родственными. И тем больнее ей было сознавать, что ее руками Ибрагим казнил бедного Луку.

Но с другой стороны, Хюррем сделала все, что могла, чтобы обезопасить Луку. Не ее вина, что парень оказался таким наивным и упрямым. К тому же Хюррем, в отличие от него, было для чего жить: ее дети. Да и Луку все равно казнили бы, если бы Хюррем сама съела отравленный лукум. Ведь в таком случае художник стал бы свидетелем убийства любимой женщины султана Ибрагимом-пашой. Собственно, в этом и был расчет Ибрагима: поставить Хюррем в безвыходное положение, запугать и сломить морально. Но он не отдавал отчета в том, что поражения делают сильных людей еще сильнее. А Хюррем была очень сильной.

Хюррем с детьми. Кадр из сериала
Хюррем с детьми. Кадр из сериала

А как вы как считаете? Согласны со мной? Делитесь своими мнениями в комментариях. Если статья понравилась, ставьте 👍 и подписывайтесь, впереди много интересного!