Бледный юноша со взглядом горящим, художник Лука из Крыма, появившийся на османской земле в косоворотке с расшитым воротником, поначалу вызывает сочувствие. Он проделал долгий и опасный путь, чтобы найти и спасти свою невесту. Мужественный юноша, который готов рисковать жизнью ради возлюбленной — таким видится Лука в первые моменты своего появления в сериале.
Всем привет! Я — Марина, у нас с мужем разные вкусы в кино, поэтому мне часто приходится смотреть любимые фильмы в одиночестве. Своими мыслями я делюсь в этом блоге. Добро пожаловать!
Вы знаете, когда я в первый раз смотрела сцену с поеданием отравленного лукума, мне было ужасно жалко Луку. Такого беззащитного и одновременно непобедимого, как партизана в последние минуты перед расстрелом. Человека, который хотел жить и любить, но предпочел пожертвовать своей жизнью ради любимой женщины. Спас ее от жестокой расправы ревнивого повелителя, унеся тайну их любви в могилу.
Но дело в том, что первые несколько раз я смотрела этот драматический эпизод в нарезке в Инстаграмме, не зная предыстории. Мне почему-то показалось, что Лука совершенно случайно оказался во дворце, клетка захлопнулась, и он ценой жизни, спас бывшую невесту. Чессн слово, и в голову не могло прийти, что в эту клетку он настойчиво лез сам, что его несколько раз пытались из нее выгнать, но Лука оказался занудным и дотошным, в результате добился своего!
Но по ходу сериала Лука меня начал непомерно раздражать. Потому что я не люблю глупых людей. А только глупый человек, увидев, что его невеста стала женой султана, будет продолжать искать с ней встречи. Я понимаю, что создатели сериала преподнесли нам события 16 ст. в гораздо более современном виде, но внешний антураж сохранить попытались. Я имею в виду жестокость нравов тех времен.
Стены гарема, да и всего Топкапы были пропитаны смертью. И ни высокий статус, ни даже принадлежность к династии не являлись гарантией пожизненной личной безопасности. А жизнь раба, и уж тем более рабыни вовсе ничего не стоила. А Хюррем была рабыней. Да, любимой, но все-таки рабыней своего повелителя, фактически его вещью.
К нравственности женщин в те времена предъявлялись особые требования. Кто получил по сахарным устам за самовольное проникновение Молкочоглу в комнату Армин? Правильно, сама Армин — раз к ней залезли, значит, дала повод. Хатидже несколько дней изводили брат с матерью, когда раскрылась их любовная тема с Ибрагимом. Садыка, которую чуть не обесчестил Бонжук-ага была отчитана Сюмбюлем за то, что таскалась ночью по гарему. Хотя посягать на нее — имущество султана — даже в мыслях не должен был никто из лиц мужского пола не то что на территории дворца, во всем государстве! Но дойди та история до ушей султана или Валиде, и Садыке отсыпали бы на орехи.
Судьба же наложницы, заподозренной в любовной связи на стороне, была предрешенной: кожаный мешок и волны Босфора. А все оправдания типа "мы друзья детства", "просто хотел узнать, как у нее дела" и все в подобном роде, никто и слушать бы не стал. Логика мужчин вообще простая и, кстати, мало изменилась с тех пор. Все они — ревнивцы и собственники в том случае, если чувствуют, что их женщину хочет другой мужчина. И считывают они это безошибочно. И бесполезно объяснять, мол, невиноватая я, он сам ко мне пришел. Потому что мужчины знают, что каждый из них будет добиваться понравившейся женщины любыми способами и не факт, что у него это не получится. (В смысле, от женщины уже мало что зависит).
Поэтому варианты, что Хюррем все бы объяснила Сулейману насчет Луки — утопия. История с отставкой Лала Касым-паши, за сына которого Валиде хотела выдать замуж Хюррем, тому подтверждение. Он отправил в отставку уважаемого и ни в чем неповинного человека только лишь за то, что его сын представил себя мужем любимой женщины падишаха. Каждая встреча с Лала-пашой напоминала бы султану об этом, поэтому он убрал его с глаз долой.
А Лука писал ей письма, видел ее лицо, искал встречи, чтобы поговорить... А что там было в их счастливом прошлом? Хорошо, известно, что в покои к султану Александра попала невинной, но как исключить поцелуи, объятия и прикосновения, которые вполне могли иметь место, раз Лука был ее женихом? А чувства, которые могли остаться? Мог бы султан снести такой позор — быть вторым любимым своей ненаглядной Хюррем? Думаю, ответ очевиден.
Появление Луки вообще какой-то не очень удачный сценарный ход. Долгое и нудное малевание портрета султана, беседы ни о чем с Матракчи (хотя нет, благодаря наличию Луки в сюжете, мы узнали о нежных чувствах Насух-эфенди к Садыке). Может, конечно, разлука с Александрой сделала Луку таким унылым, но его появление в кадре заставляло меня зевать. Молодой парень, не лишенный талантов, как он не мог понять, что общение с Хюррем — верная гибель? Ведь он своими глазами видел жестокость турков. Ладно, себя не жалел — но как он мог рисковать своей любимой Александрой?
И тут самое интересное: не мог он не понимать, что подвергает Хюррем смертельной опасности. Это мы, в своем 21 веке, можем не воспринимать всерьез многочисленные пассажи из серии "атрубите ему голову". Но для человека 16 ст. насильственная смерть — была привычным и вполне осязаемым явлением. Турки были очень жестокими, и в тех местах, откуда Лука родом, об этом было хорошо известно. А также он знал, что могли сделать мужья с неверными женами (вне зависимости от вероисповедания, между прочим).
Но желание Луки добиться своего оказалось сильнее, чем инстинкт самосохранения и забота о безопасности бывшей невесты. Если у него была такая неземная любовь к Александре, он должен был первым кораблем умотать из Стамбула, убив предварительно, Матракчи. Помните сцену встречи Штирлица с женой в кафе в Берлине, когда они несколько минут молча смотрели друг на друга? Вот это — любовь. А у Луки был какой-то занудный юношеский гонор, не больше. И встречи с ней он искал исключительно для того, чтобы проверить, остались ли у нее к нему какие-то чувства. Потому что Хюррем ему четко объяснила, что общение у них не получится, устроилась она в жизни неплохо, и в его помощи и поддержке не нуждается.
Конечно, со стороны может показаться, что Лука хотел встретиться и при разговоре лично убедиться, что с бывшей невестой все в порядке, но опять же — этой встречей он подверг бы ее смертельной опасности. Предположим, он хотел спасти ее, помочь бежать — но как? У него ни плана не было, ни помощи. Если уж и рисковать, то в том случае, когда имеются хотя бы какие-то шансы на победу. А их не было от слова совсем на тот момент, когда он строчил Хюррем письма. Скорее похоже, что он сам не знал, что делать и хотел посоветоваться с Александрой — она-то явно поумнее бывшего жениха была.
В общем, нежизненный он пассажир. И непонятливый. Ему и Матракчи, и Хюррем, и даже Ибрагим говорили: будь начеку. А он у всех на виду бегал за Александрой и портреты ее повсюду раскидывал. Как занудный одноклассник, с которым ты гуляла за ручку за неимением другого варианта. А когда этот вариант появился, вместо того, чтобы принять выбор бывшей возлюбленной, он не придумал ничего лучше, чем ходить и страдать у всех на виду. На меня такие персонажи тоску нагоняют. Конечно, история отношений Александры и Луки гораздо более трагична, но неужели молодой парень не мог найти в себе сил жить дальше? Ведь ему повезло, судьба оставила его в живых... Хюррем вот этим шансом сумела воспользоваться, а Лука не смог.
Просил, как говорится, просил — вот и допросился. Его конец печален, но абсолютно логичен. Наивность и безрассудство в число добродетелей не входят. И как бы не хотелось сценаристам заставить зрителей думать, что Лука действовал в интересах Александры, это не так. Своим появлением он только навредил ей — причем, продолжал делать это и после своей гибели. Я имею в виду, его дневник, который успел позже побывать в руках у всех врагов Хюррем: Ибрагима, Махидевран, Валиде-султан.
И хотя чисто по-человечески мне жаль его невинно загубленную молодую жизнь Луки, когда его не стало, и Хюррем оказалась в безопасности, я только порадовалась. Ибрагим, хоть и поступил бесчеловечно с художником, оказал этим Хюррем большую услугу.
Как бы Хюррем не грызла совесть за кормление Луки отравленными турецкими сладостями, не попасть в лапы во дворец Великого Визиря, добравшись до Стамбула, он просто не мог...
Допустим, Лука бы уехал. Но в таком случае Хюррем бы до конца жизни мучили кошмары на тему возвращения упрямого художника. Хотя, вероятнее всего, сам Ибрагим не отпустил бы его далеко: держал бы при себе, получив мощнейшее средство манипуляции Хюррем. С этой точки зрения вообще непонятно, зачем великий визирь устроил цирк с лукумом, живой Лука ему был бы гораздо более выгоден, чем мертвый. А так он своими руками уничтожил важнейший компромат на Хюррем, здорово облегчив ей жизнь.
Впрочем, это был поворотный момент в судьбе самого Ибрагима-паши.
Но для Хюррем это было слабым утешением. Лука был бесконечно дорог ей, хотя чувства к нему прошли и стали скорее родственными. И тем больнее ей было сознавать, что ее руками Ибрагим казнил бедного Луку.
Но с другой стороны, Хюррем сделала все, что могла, чтобы обезопасить Луку. Не ее вина, что парень оказался таким наивным и упрямым. К тому же Хюррем, в отличие от него, было для чего жить: ее дети. Да и Луку все равно казнили бы, если бы Хюррем сама съела отравленный лукум. Ведь в таком случае художник стал бы свидетелем убийства любимой женщины султана Ибрагимом-пашой. Собственно, в этом и был расчет Ибрагима: поставить Хюррем в безвыходное положение, запугать и сломить морально. Но он не отдавал отчета в том, что поражения делают сильных людей еще сильнее. А Хюррем была очень сильной.
А как вы как считаете? Согласны со мной? Делитесь своими мнениями в комментариях. Если статья понравилась, ставьте 👍 и подписывайтесь, впереди много интересного!