Найти тему
Клуб Отечественной истории

Степень вины генерал-полковника Кирпоноса в разгроме Юго-Западного фронта. Мое мнение

Здравствуйте, уважаемые подписчики и гости канала. Михаил Петрович Кирпонос – ветеран первой мировой войны. Призван в Русскую императорскую армию в 1915 году, окончил инструкторские курсы при Ораниенбаумской офицерской стрелковой школе, далее служил в 216-ом запасном пехотном полку. В 1917 году окончил фельдшерскую школу, с августа того же года принимает участие в военных действиях. За организацию братания с австро-венгерскими солдатами на тот момент унтер-офицер Кирпонос был арестован в январе 1918 года, а уже в феврале демобилизован. В начале 1918 года Михаил Петрович вступил в РСДРП/б/. В августе того же года вступил в Красную Армию. Участвовал в гражданской войне, во время которой командовал батальоном и был начальником штаба полка.

В 1927 году Кирпонос окончил Военную академию имени Фрунзе. В советско-финскую войну комдив Кирпонос командует 70-ой стрелковой дивизией. И это был звездный час Михаила Петровича. Соединение под его началом совершило обход Выборгского укрепленного района по Финскому заливу, захватила укрепления и удерживала позиции под атаками противника. Выборг был занят нашими войсками. За это 21 марта 1940 года Кирпоносу присвоено звание Героя Советского Союза. В апреле того же года он командир стрелкового корпуса (49-го), а июне командующий Ленинградским военным округом уже в звании генерал-лейтенанта. На этот факт прошу обратить особое внимание. С должности командира дивизии через два (!) месяца стал командовать военным округом. В январе 1941 года генерал Кирпонос назначен командующим Киевским особым военным округом.

В советско-финскую войну
В советско-финскую войну

Отмечу одно обстоятельство. Хотя сам Кирпонос в автобиографии писал, что активно участвовал в борьбе с оппозицией и выявлении врагов народа (хорошо это или плохо судить не берусь), придерживался линии партии, есть данные, что он был троцкистом. И они имеют под собой основание. Майор госбезопасности Михеев (полковник по армейским званиям) направил Маленкову справку, о троцкистских настроениях генерала. А его супругу подозревали в шпионаже. Так ли это, вопрос. Возможно, готовили базу под будущий трибунал, по примеру Павлова. Справка ниже. А мы приступаем собственно к тому, как генерал-полковник (с февраля 1941 года) Кирпонос командовал военным округом (впоследствии фронтом).

-3

На 22 июня 1941 года (кстати, 21 июня генерал Кирпонос днем спокойно сходил на футбол, а вечером был в театре в Киеве) в распоряжении командующего округом было 957 тысяч человек, 4 783 танка, 1 757 самолетов, 12.6 тысяч артиллерийский орудий и минометов. Киевский особый военный округ по составу был сильнейшим в Красной Армии. Противостояла Юго-Западному фронту немецкая группа армий "Юг" под командованием фон Рундштедта (кстати, был против войны с СССР), у которого было 730 тысяч человек, 799 танков, 772 самолета, 9.7 тысяч орудий и минометов. Как видите, у Юго-Западного фронта было превосходство во всех аспектах, а преимущество в танках просто тотальное.

Генерал-полковник Кирпонос расположил в непосредственной близости от границы всего несколько дивизий (Вы можете видеть это на карте) тогда как фон Рундштедт сконцентрировал силы на одном направлении и при нанесении удара имел 3-4 кратное превосходство. Наши войска же вступали в бой поочередно, тем самым нивелировалось численное превосходство. Немцы просто разбивали наши соединения по частям. Те, кто находился в 150-200 километрах от границы ничем не могли помочь приграничным соединениям. И это была большая довоенная ошибка штаба Киевского Особого военного округа.

-4

Уже 22 июня 1941 года из Ставки Верховного Главнокомандующего поступил приказ о контрнаступлении в направлении Люблина. Задача была явно невыполнимой. При этом начальник штаба фронта генерал Пуркаев выступал против исполнения приказа, ведь Ставка не обладала объективной информацией о состоянии дел на Юго-Западном фронте. Однако был предпринят контрудар сразу пятью механизированными корпусами фронта и это против пяти танковых дивизий Клейста в районе Дубно-Луцк-Броды. Удар был организован отвратительно. Прошу вернуться к обстоятельству, на которое я просил обратить Вас внимание. От командира дивизии до командующего округа (фронта по масштабу) всего за два месяца, при этом Кирпонос никогда не командовал танковыми соединениями.

Взаимодействие между корпусами налажено не было. Вместо совместной атаки, соединения вводились в бой по частям. Более того после многокилометровых маршей и сами корпуса (о 8-ом читайте здесь, о 9-ом здесь, о 15-ом здесь) разбивались на отдельные группы (группа Попеля например, прочитать можно здесь). В результате наши крупные танковые соединения, потеряв значительную часть техники на марше, терпели поражение от укрепленной противотанковой обороны немцев. Был бы подготовленный сконцентрированный удар, все могло быть совсем иначе. Но история сослагательного наклонения не знает, и Юго-Западный фронт лишился практически всех своих танков в первые дни войны. Напомню Вам одну важную истину – воюют танковые соединения, а не танки. Атаки по частям без поддержки своей же корпусной артиллерии и пехоты обречены на поражение. Что собственно и произошло. Ответственность за этот контрудар всецело на плечах генерала Кирпоноса. А как же Жуков спросите Вы? Ведь изначально это идея Москвы. Да. Это так. Но генерал армии Жуков призывал именно к одновременному удару пятью мехкорпусами, а не по отдельности.

-5

6-ая (генерал-лейтенант Музыченко) и 12-ая (генерал-майор Понеделин) отходили с боями, умело уходя от окружения. Но, в конце концов, были оттеснены на юг Украины и окружены в районе Умани. Две советские армии прекратили свое существование. Большинство бойцов и командиров попали в плен (как и оба командарма). Об Уманской яме, уверен, слышали многие из Вас.

В августе 1941 года (начиная с 8 числа) генерал Кирпонос вместе со своим штабом организует контрнаступление силами 147-ой, 175-ой, 206-ой, 284-ой стрелковых дивизий, 2-ой, 5-ой, 6-ой воздушно-десантных бригад. Противник был отброшен от Киева к 16 августа 1941 года. Важнейшую, даже решающую роль для судьбы Юго-Западного фронта сыграло перенаправление немецких войск с московского направления на Киев. И если танковую группу Гудериана еще было возможно сдержать, то вместе с наступающей с юга группой Клейста, это уже было невозможно. Крах фронта был делом времени. О чем и сигнализировал в Генштаб начальник штаба фронта Тупиков (бывший военный атташе в Берлине). Генерал Пуркаев был к тому времени отозван в Москву.

печально известная Уманская яма
печально известная Уманская яма

Всем известна из фильма "Битва за Москву" (или мемуаров Жукова "Воспоминания и размышления") версия разговора начальника Генштаба Жукова со Сталиным с предложением отвести войска за Днепр (сдать Киев), после чего Георгий Константинович лишился должности. Это примерно 100 тысяч человек. В действительности первым с этим предложением к Сталину обращался никто иной, как маршал Буденный (командующий Юго-Западным направлением), ему было отказано, так как ранее в похожей ситуации было дано разрешение на отступление 6-ой и 12-ой армий, что в итоге закончилось окружением под Уманью. Здесь проявилась нерешительность генерала Кирпоноса. Он неоднократно запрашивал разрешение Москвы на отход и получал отказ. Получив же устное разрешение, требовал его в письменной форме. Но было уже поздно. К 14 сентября 1941 года: 5-ая, 21-ая, 26-ая, 37-ая армии попали в окружение. При этом соединения были разобщены и уничтожались немцами по частям не имея общего руководства.

-7

Сам командующий фронтом вместе со своим штабом был окружен в роще Шумейково. Немцы атаковали с трех направлений. Бой длился около пяти часов. Генерал Кирпонос лично с оружием в руках вел своих подчиненных в бой. Сначала был ранен в ногу, затем осколком мины в грудь, от чего и скончался. Захоронен там же. Вместе с Кирпоносом погиб и генерал Тупиков, и другие высокопоставленные командиры. В плен был взят раненный генерал Потапов (командующий 5-ой армией, читайте здесь). Генерал-полковник Кирпонос в декабре 1943 года был перезахоронен в Киеве в ботаническом саду, а в 1957 году в Парк Вечной Славы. Приведу две цитаты о командующем его подчиненных. Вот как вспоминал маршал Рокоссовский (на момент событий генерал-майор и командир 9-го мехкорпуса):

Меня крайне удивила его резко бросающаяся в глаза растерянность… Создавалось впечатление, что он или не знает обстановки, или не хочет её знать. В эти минуты я окончательно пришёл к выводу, что не по плечу этому человеку столь объемные, сложные и ответственные обязанности, и горе войскам, ему вверенным.

А вот как о своем командующем вспоминал генерал Попель (на момент событий комиссар из 8-го мехкорпуса):

Безупречно смелый и решительный человек, он еще не созрел для такого поста. Об этом мы не раз говорили спокойно, не усматривая здесь в мирное время большой беды, забывая, что приграничный округ с началом боевых действий развернётся во фронт…
-8

На мой взгляд, Михаил Петрович Кирпонос был храбрым воином, но уж слишком рано он шагнул от командира дивизии до командующего округом (2 месяца напомню). Тем более не стоило его назначать командующим сильнейшего военного округа (Киевского Особого). Был он троцкистом или нет, не столь важно, ведь предателем он не стал. Своей смертью в бою (что делает ему честь) он смыл многие грехи. Но ошибки повлекшие гибель вверенных ему войск никуда не денешь. Только в плен в Киевском котле было взято более 300 тысяч человек (оценки разнятся, так как немцы брали в плен не только военных, но и гражданских лиц призывного возраста). Доля вины в этом генерала Кирпоноса очень велика. При этом я не снимаю ответственности с Генштаба и высшего руководства страны. Сейчас из 2021 года мне очевидна ошибка запрета вывода войск за Днепр, в реалиях 1941 года все было сложнее. Музыченко и Понеделину отход разрешили и все кончилось окружением под Уманью. Ночной переход группы Клейста проморгали и это стало фатальным фактором. От двух танковых групп Юго-Западный фронт уже отбиться не мог. Нерешительность Кирпоноса сыграла свою роль. Напомню, Павлов (о командующем Западным фронтом читайте здесь) не дожидаясь разрешения Москвы, дал приказ об отступлении. Боялся ли Кирпонос разделить участь Павлова или же просто не стал брать на себя ответственность, мы уже не узнаем. Кирпонос погиб в бою с оружием в руках, не будем об этом забывать. Быть храбрым воином и проявить тактическое мастерство в качестве командира дивизии – этого еще недостаточно для командования такой массой людей. Считаю ошибкой назначение Кирпоноса командующим Киевским Особым военным округом. В качестве командира стрелкового корпуса он принес бы куда больше пользы. На этом у меня все. Благодарю Вас за прочтение.

Если понравилась статья, ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал. До встречи.

Колесников Василий Григорьевич ©

СВО
1,21 млн интересуются