Прогулки по Самаре. Улица Куйбышева. Часть XIV
Если вы читали предыдущий очерк (о точечной застройке улицы Куйбышева в Самаре), возможно, моя фраза о том, что построенный в 2008 году дом №15 со всех сторон окружен объектами культурного наследия, показалась вам преувеличением. Но на самом деле так оно и есть.
С южной стороны находится ансамбль истории и культуры – бывшая усадьба Михаила Шоринова, где в доме №7 снимал квартиру зять В. И. Ленина М. Т. Елизаров (Марку Тимофеевичу я посвятил ранее два очерка).
С севера подступает выявленный объект культурного наследия – усадьба купеческой семьи Куниных (ул. Куйбышева, 17), куда мы отправимся в ближайшие дни.
На востоке – дом на бывшей усадьбе прусского подданного П. П. Шнибера (ул. Фрунзе, 10), который в списке выявленных объектов культурного наследия фигурирует как жилой дом на участке А. М. Кровельщикова.
С февраля 2020 года он стоит без крыши из-за пожара на чердаке, и его деревянная начинка пропитывается влагой, чтобы однажды прогнить и рухнуть.
Это необычное здание с элементами готики едва ли могло быть построено по образцовому (типовому) проекту без существенных изменений, однако имя архитектора до сих пор не установлено. Так или иначе, наш выдающийся зодчий, художник и краевед Ваган Гайкович Каркарьян был вдохновлен этим зданием и запечатлел его в своей особой манере, освободив от всего, что мешает видеть красоту.
Теперь вернемся на улицу Куйбышева, чтобы посмотреть на западных соседей дома №15. Ими являются сразу два памятника градостроительства и архитектуры: дом мещанки О. А. Смирновой (ул. Куйбышева, 12) и усадьба мещанина А. И. Козлова (ул. Куйбышева, 14).
Поскольку квартал полностью выгорел 13 июня 1850 года, здесь мы не найдем зданий, возведенных раньше второй половины XIX века. Первыми постройками после пожара были обыкновенные избы и деревянные флигели. Только в 1871 году на дворовом месте №12 появился двухэтажный каменный дом тогдашней владелицы усадьбы мещанки Ольги Алексеевны Смирновой. Он был перестроен в 1881 году, но при этом принципиально не изменился.
Сама же Смирнова, продав усадьбу в начале 1900-х, доживала последние годы в дворовом флигеле.
После Смирновой усадьба сменила еще трех владельцев до национализации в 1919-м году и продолжала использоваться под жилье.
Соседний участок №14 многократно менял хозяев, но был далёк от процветания, пока в 1905 году его совладельцем не стал самарский мещанин Александр Иванович Козлов, которому с 1880 по 1919 год принадлежал на этой же улице дом №10.
В 1910 годы Александр Иванович на дворовом месте №14 построил двухэтажный дом фасадом на улицу. С некоторыми изменениями он сохранился до наших дней. После национализации в 1919 году здания усадьбы оставались жилыми.
Ворота усадьбы, как и здания, являются частью охраняемого государством ансамбля.
Да, к великому неудовольствию местной администрации в Самаре действительно немало памятников градостроительства и архитектуры. Но в данном случае вопрос «кто виноват?» не является риторическим, поскольку виновник есть, он известен, и это Император Александр I. Именно его стараниями типовые (образцовые) проекты стали применяться при строительстве жилых домов по всей России, дабы обеспечить повсеместный порядок, соблюдение норм и достойный эстетический уровень российских городов. Архитектура стала частью государственной политики, олицетворением величия и мудрости верховной власти.
В дальнейшем публиковались новые сборники образцовых проектов, и их использование продолжалось. Количество проектов увеличилось до нескольких сотен, они разрабатывались с учетом разных вкусов. По ним до начала XX века строилась бо́льшая часть жилых зданий в провинции, где не хватало собственных архитекторов. Таким образом, дореволюционная Самара оказалась застроена добротными и симпатичными домами, многие из которых несмотря на варварское к ним отношение сохранились до наших дней и заслуженно получили статус объектов культурного наследия.
Советская власть продолжила дело Александра I. Благодаря экстенсивной градостроительной политике и недостатку средств на реновацию исторического центра Самары нам досталось бесценное наследство – сохранившийся на 60% губернский город Российской империи, застроенный вполне приличными городскими усадьбами.
Правда, на данный момент нас это сокровище больше тяготит, чем радует. Полученный городом статус исторического поселения не работает, так как из-за нерешительности Правительства области не утверждены регламенты и списки ценных градоформирующих объектов, служащих фоном для объектов культурного наследия.
Зато не теряют времени те, кто руководствуется простой арифметикой: пока цены на землю и недвижимость в историческом центре высоки, надо успеть как можно больше там снести старых домов и застроить многоэтажками.
Спасибо, что дочитали!
Читать продолжение
Предыдущую часть читайте здесь. Начало прогулки – здесь.
Если текст понравился, поставьте, пожалуйста, лайк. Ну и помогите продвижению канала, сделав репост в соцсетях (это совсем не сложно – нажмите «Поделиться» под текстом или слева на полях).
Также рекомендую заглянуть (а то и подписаться) на мой канал – там есть (и будет) еще много интересного, например, прогулки по улицам Чапаевской и Фрунзе.
Ваш Андрей Макаров