Найти тему
Андрей Макаров

Почему в Самаре так много памятников градостроительства и архитектуры

Оглавление

Прогулки по Самаре. Улица Куйбышева. Часть XIV

Если вы читали предыдущий очерк (о точечной застройке улицы Куйбышева в Самаре), возможно, моя фраза о том, что построенный в 2008 году дом №15 со всех сторон окружен объектами культурного наследия, показалась вам преувеличением. Но на самом деле так оно и есть.

С южной стороны находится ансамбль истории и культуры – бывшая усадьба Михаила Шоринова, где в доме №7 снимал квартиру зять В. И. Ленина М. Т. Елизаров (Марку Тимофеевичу я посвятил ранее два очерка).

Фото: автор
Фото: автор

С севера подступает выявленный объект культурного наследия – усадьба купеческой семьи Куниных (ул. Куйбышева, 17), куда мы отправимся в ближайшие дни.

Фото: автор
Фото: автор

На востоке – дом на бывшей усадьбе прусского подданного П. П. Шнибера (ул. Фрунзе, 10), который в списке выявленных объектов культурного наследия фигурирует как жилой дом на участке А. М. Кровельщикова.

Фото: автор
Фото: автор

С февраля 2020 года он стоит без крыши из-за пожара на чердаке, и его деревянная начинка пропитывается влагой, чтобы однажды прогнить и рухнуть.

Фото: автор
Фото: автор

Это необычное здание с элементами готики едва ли могло быть построено по образцовому (типовому) проекту без существенных изменений, однако имя архитектора до сих пор не установлено. Так или иначе, наш выдающийся зодчий, художник и краевед Ваган Гайкович Каркарьян был вдохновлен этим зданием и запечатлел его в своей особой манере, освободив от всего, что мешает видеть красоту.

Рисунок В. Г. Каркарьяна отсюда: https://twitter.com/drugoigorodru/status/1093556902187937792
Рисунок В. Г. Каркарьяна отсюда: https://twitter.com/drugoigorodru/status/1093556902187937792

Теперь вернемся на улицу Куйбышева, чтобы посмотреть на западных соседей дома №15. Ими являются сразу два памятника градостроительства и архитектуры: дом мещанки О. А. Смирновой (ул. Куйбышева, 12) и усадьба мещанина А. И. Козлова (ул. Куйбышева, 14).

Фото: автор
Фото: автор

Поскольку квартал полностью выгорел 13 июня 1850 года, здесь мы не найдем зданий, возведенных раньше второй половины XIX века. Первыми постройками после пожара были обыкновенные избы и деревянные флигели. Только в 1871 году на дворовом месте №12 появился двухэтажный каменный дом тогдашней владелицы усадьбы мещанки Ольги Алексеевны Смирновой. Он был перестроен в 1881 году, но при этом принципиально не изменился.

Фото: автор
Фото: автор

Сама же Смирнова, продав усадьбу в начале 1900-х, доживала последние годы в дворовом флигеле.

Фото: автор
Фото: автор

После Смирновой усадьба сменила еще трех владельцев до национализации в 1919-м году и продолжала использоваться под жилье.

Соседний участок №14 многократно менял хозяев, но был далёк от процветания, пока в 1905 году его совладельцем не стал самарский мещанин Александр Иванович Козлов, которому с 1880 по 1919 год принадлежал на этой же улице дом №10.

Фото: автор
Фото: автор

В 1910 годы Александр Иванович на дворовом месте №14 построил двухэтажный дом фасадом на улицу. С некоторыми изменениями он сохранился до наших дней. После национализации в 1919 году здания усадьбы оставались жилыми.

Фото: автор
Фото: автор

Ворота усадьбы, как и здания, являются частью охраняемого государством ансамбля.

Фото: автор
Фото: автор

Да, к великому неудовольствию местной администрации в Самаре действительно немало памятников градостроительства и архитектуры. Но в данном случае вопрос «кто виноват?» не является риторическим, поскольку виновник есть, он известен, и это Император Александр I. Именно его стараниями типовые (образцовые) проекты стали применяться при строительстве жилых домов по всей России, дабы обеспечить повсеместный порядок, соблюдение норм и достойный эстетический уровень российских городов. Архитектура стала частью государственной политики, олицетворением величия и мудрости верховной власти.

В дальнейшем публиковались новые сборники образцовых проектов, и их использование продолжалось. Количество проектов увеличилось до нескольких сотен, они разрабатывались с учетом разных вкусов. По ним до начала XX века строилась бо́льшая часть жилых зданий в провинции, где не хватало собственных архитекторов. Таким образом, дореволюционная Самара оказалась застроена добротными и симпатичными домами, многие из которых несмотря на варварское к ним отношение сохранились до наших дней и заслуженно получили статус объектов культурного наследия.

Советская власть продолжила дело Александра I. Благодаря экстенсивной градостроительной политике и недостатку средств на реновацию исторического центра Самары нам досталось бесценное наследство – сохранившийся на 60% губернский город Российской империи, застроенный вполне приличными городскими усадьбами.

Правда, на данный момент нас это сокровище больше тяготит, чем радует. Полученный городом статус исторического поселения не работает, так как из-за нерешительности Правительства области не утверждены регламенты и списки ценных градоформирующих объектов, служащих фоном для объектов культурного наследия.

Зато не теряют времени те, кто руководствуется простой арифметикой: пока цены на землю и недвижимость в историческом центре высоки, надо успеть как можно больше там снести старых домов и застроить многоэтажками.

Фото: автор
Фото: автор

Спасибо, что дочитали!

Читать продолжение

Предыдущую часть читайте здесь. Начало прогулки – здесь.

Если текст понравился, поставьте, пожалуйста, лайк. Ну и помогите продвижению канала, сделав репост в соцсетях (это совсем не сложно – нажмите «Поделиться» под текстом или слева на полях).

Также рекомендую заглянуть (а то и подписаться) на мой канал – там есть (и будет) еще много интересного, например, прогулки по улицам Чапаевской и Фрунзе.

Ваш Андрей Макаров