Кто только не давал концерты в Риге длинными осенними вечерами: певцы, юмористы, пианисты, цимбалисты, вокалисты, всех не перечислить. Выступали в одиночку и в сопровождении целых хоров или оркестров.
Несколько раз без всякого пения и музыки выступали путешественники. Интернета с ютубом и телевидения тогда ещё не было, так хоть послушать, что там происходит в далёких краях, в которых сам никогда не окажешься.
Но это всё кажется простым и обыденным в сравнении с концертами. Проходившими в Риге в октябре 1895 года. Со среды 4 октября ежедневно в восемь часов вечера в зимнем помещении Гагенсбергского (Агескалнского) парка проходили концерты каринтийских певчих птиц. С Каринтией всё просто – это область Австрии, на западе граничащая с Тиролем. Это Альпы, прелестные пейзажи в долинах. А также традиционное «Голарио, голарио, голо!», - рулады йодля, который может нравиться, может не нравиться, но равнодушным никого не оставит. Ясное дело, что птичкам небесным в зоне распространения йодля не легко конкурировать с людьми. Поэтому здесь они стараются вдвойне, по сравнению со своими крылатыми родственниками, живущими в зонах более спокойного пения.
Поэтому и привезла в Ригу не простых птиц, а именно каринтийских. Простыми кого здесь удивишь: за неимением магнитофонов и прочих музыкальных гаджетов птиц по старинке продолжали ловить по лесам и в клетках помещали в домах для услаждения слуха. Это сейчас мы включаем радио или телевизор «для фона». Пение птиц люди слушали для радости и умиления.
Вопрос возникает по поводу того, что же представляли из себя эти концерты. Когда в наше время устраиваются концерты певчих птиц, то на практике это означает, что несколько профессиональных музыкантов людей вооружаются кто флейтой, кто виолончелью, а кто и роялем, берутся за Гайдна или Сен-Санса, а рядом размещают птиц, которые откликаются на общее звучание и добавляют милой экзотики. Особенно хороши в этом считаются сегодня канарейки. Они прекрасно имитируют музыку. Одно «но» - чтобы успешно подпевать, во-первых, музыка должна нравиться птицам, а во-вторых, они должны к ней привыкнуть. Поэтому задолго до концерта составляется программа, в соответствии с которой музыканты играют птичкам мелодии: какие-то из них птицам нравятся, какие-то нет, и тогда они наотрез оказываются их исполнять. Когда программа сложилась и прошла стадию репетиций, клетки с певчими птицами расставляют по углам зала, и это создаёт невероятный эффект – часто птичье пение звучит сильнее ведущего инструмента.
Но есть основания основания сомневаться в том, что в XIX веке птичьи концерты сводились лишь к аккомпанементу. Во-первых, в рекламах птичьих концертов ни один аккомпаниатор не упомянут даже вскользь. А ещё вот какая заметка была опубликована в Риге в 1893 году.
«Замечательная дрессировка певчей птицы. По поводу только что происходившей у нас выставки птицеводства, небезынтересно будет сообщить об интересном экземпляре, появившемся такой-же выставке в Петербурге, в образе маленькой канарейки, принадлежащей любителю г-ну Августоновичу. Эта крошечная птичка так чисто и отчетливо исполняет любимейшую арию из «Риголетто», что по замечанию «Гражданина» самому «божественному» Мазини грозить опасная конкуренция. Слушатели этого дива в Петербурге были положительно в восторге. Результаты конкурса еще не объявлены и потому неизвестно, какой награды удостоена эта певунья».
Вот и задумаешься, какими же были те птичьи концерты в октябре 1895 года.