Найти в Дзене
Акварель с Кирой Салимовой

Счастливый художник Евгений Иванович Чарушин

По-настоящему счастлив тот, чьё счастье можно разделить. И вот уже почти столетие рисунки и рассказы Евгения Чарушина радуют детей и родителей. И не найти человека, который не умилился бы, глядя на медвежат, котят и птенчиков Чарушина! 11 ноября 1901 года в Вятке родился великий художник Евгений Иванович Чарушин. По странному совпадению это случилось в день смерти великого немецкого зоолога Альфреда Эдмунда Брема. Отец художника — Иван Аполлонович Чарушин — был архитектором и оказал существенное влияние на застройку огромного региона. Здания в стиле модерн Ивана Чарушина и сейчас заметны в Вятке. Отец Жени всегда брал с собой сына в поездки. «Я много ездил с отцом,— писал в краткой автобиографии Чарушин. — Ездили мы и днём и ночью, лесами и лугами, в пургу и осеннюю непогоду. И волки за нами гнались, и глухарей вспугивали с вершин сосен. И восход солнца, и туманы утренние, и как лес просыпается, как птицы запевают, как колёса хрустят по белому мху, как полозья свистят на морозе — всё

По-настоящему счастлив тот, чьё счастье можно разделить. И вот уже почти столетие рисунки и рассказы Евгения Чарушина радуют детей и родителей. И не найти человека, который не умилился бы, глядя на медвежат, котят и птенчиков Чарушина!

11 ноября 1901 года в Вятке родился великий художник Евгений Иванович Чарушин. По странному совпадению это случилось в день смерти великого немецкого зоолога Альфреда Эдмунда Брема.

Отец художника — Иван Аполлонович Чарушин — был архитектором и оказал существенное влияние на застройку огромного региона. Здания в стиле модерн Ивана Чарушина и сейчас заметны в Вятке. Отец Жени всегда брал с собой сына в поездки.

«Я много ездил с отцом,— писал в краткой автобиографии Чарушин. — Ездили мы и днём и ночью, лесами и лугами, в пургу и осеннюю непогоду. И волки за нами гнались, и глухарей вспугивали с вершин сосен. И восход солнца, и туманы утренние, и как лес просыпается, как птицы запевают, как колёса хрустят по белому мху, как полозья свистят на морозе — всё это я с детства полюбил и пережил».

В этих поездках мальчик много времени проводил с лесниками, бывалыми охотниками, ремесленниками. Такое общение обогатило его память их шутками, сказками и смешными историями. С раннего детства ходил он с отцом на охоту, но в зверей никогда не стрелял.

Мать художника, Любовь Александровна Тихомирова, хорошо чувствовала музыку и на семейных праздниках всегда играла на пианино. Она любила свой сад и имела к этому особый талант. Любовь Александровна выращивала сорта смородины и вишни с очень крупными ягодами. Вместе с Женей они ходили в лес за растениями и сажали их в своём саду. Они ставили эксперименты, например, сажали в муравьиные кучи картофель, который вырастал потом с человеческую голову.

Рисовать Чарушин начал рано. «Помню, как я слушал сказки с карандашом и рисовал во время рассказа». Его живописные способности впервые отметил гостивший в семье известный русский художник А. Рылов. Он и посоветовал Чарушину идти в Академию художеств, правда поступать туда Евгений решил уже после армии. Во время обучения Чарушин часто ходил в зоосад делать зарисовки — эти моменты он ценил больше часов, проведённых за штудиями в академии.

В 1926 году Чарушин начал сотрудничать с издательством «Детгиз», и Самуил Маршак вдохновил художника писать рассказы о животных. Так появились книжки «Разные звери», «Медвежата», «Волчишко», «Ёж» и многие другие рассказы, иллюстрированные самим автором.

Во время войны Чарушин уехал из Ленинграда на родину. Он трудился для победы как художник: рисовал плакаты для «Окон ТАСС», оформлял спектакли, расписывал детский сад и дом культуры и занимался с детьми рисованием.

-3

Евгений Иванович с большим уважением относился к своим читателям. Его больше всего радовало, что звери, которых он рисовал, нравятся маленьким детям. Чарушин вдумчиво относился к слову, заботился, чтобы в его книжках гармонично сочетались картинки и текст, сам подбирал шрифты, а названия на обложках рисовал вручную.

«Я хочу понять животное, передать его повадку, характер движения. — говорил Чарушин. — Меня интересует его мех. Когда ребёнок хочет погладить моего зверёнка — я рад. Мне хочется передать настроение животного, испуг, радость, сон и т.п. Всё это надо наблюдать и прочувствовать. Больше всего я люблю изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных, потому что в них уже угадывается взрослый зверь.»

Последней книгой Чарушина стали «Детки в клетке» С. Я. Маршака.

И ещё несколько забавных фактов из детства художника

  • Женя любил читать, забравшись на высокое дерево возле дома. Его любимым чтением были книги о жизни зверей. А «Жизнь животных» Альфреда Брема стала для Чарушина настольной книгой.
  • Однажды за какой-то проступок мать поставила Женю в угол. Спустя время она обеспокоилась, что ребёнок слишком долго стоит в углу, глядя на его ботинки под ширмой. Когда же ширму убрали, оказалось, что Жени там нет. Одни ботинки стоят!
  • Был случай, когда Женя заболел брюшным тифом, после того как наелся каши из грязного куриного корыта. Так он хотел узнать, чем питаются птицы.
  • Держаться на воде Женя научился, переплывая речку со стадом коров и ухватив одну из них за хвост. А выговаривать «р» мальчик начал, подражая карканью ворона.

А вчера со дня рождения художника исполнилось 120 лет.

Берегите вдохновение!

Ваша К. С.

Церулеум в акварели: что за цвет и как его выгодно использовать