Найти тему
ТыжИсторик

Каннибалы, большие пальцы и воспитание детей. О чем писал средневековый блогер.

Автор: Крыс Питерский

Нынешнему читателю кажется, что взять и написать с утра размышление на случайную тему, прилетевшую в голову - удел современных жителей цифровой Евразии. Так, да не так. Любители поразмышлять о чем попало были и много лет назад. Интернета у них, правда, не было но бумага все помнит. А некоторых - еще как!

Биография нашего героя столь же типична для топового блогера, сколь и неинтересна. Родился в мажорной торговой (отчасти, таки да) семье, получил юридическое образование, удачно женился, поучаствовал в политике, путешествовал по Европе, под конец жизни - побывал (внезапно для самого себя, стоит заметить!) мэром родного города. Дважды. В общем, в бурлящем котле 16 века были биографии и поинтереснее. Но нашему герою повезло - между делом он потехи ради записывал свои размышления по любому поводу. Вот действительно - по любому. Как и полагается среднестатистическому блогеру. А потом собрал их в книжку, которая мало того, что вдохновляла поэтов, писателей и мыслителей (включая Наше все и Зеркало революции) на протяжении сотен лет после его внезапной смерти во время мессы (красиво, однако), так еще и своим названием дала название целому жанру литературы. Да-да, все студиозусы и школяры, хоть раз писавшие эссе, обязаны своими страданиями ему. Мишелю Монтеню. И его великому труду "Les Essais", в варианте русского перевода "Опыты". Но, таки да - "эссе" это у нас оттуда.

Итак, познакомимся же с Монтенем!

Наш герой. Любимый портрет у автора статьи
Наш герой. Любимый портрет у автора статьи

Для начала дадим слово автору. Для чего же он марал бумагу?

Это искренняя книга, читатель. Она с самого начала предуведомляет тебя, что я не ставил себе никаких иных целей, кроме семейных и частных. Я нисколько не помышлял ни о твоей пользе, ни о своей славе. Силы мои недостаточны для подобной задачи. Назначение этой книги – доставить своеобразное удовольствие моей родне и друзьям: потеряв меня (а это произойдет в близком будущем), они смогут разыскать в ней кое-какие следы моего характера и моих мыслей и благодаря этому восполнить и оживить то представление, которое у них создалось обо мне. Если бы я писал эту книгу, чтобы снискать благоволение света, я бы принарядился и показал себя в полном параде. Но я хочу, чтобы меня видели в моем простом, естественном и обыденном виде, непринужденным и безыскусственным, ибо я рисую не кого-либо, а себя самого. Мои недостатки предстанут здесь как живые, и весь облик мой таким, каков он в действительности, насколько, разумеется, это совместимо с моим уважением к публике.

И что писал блогер Мишель? Тут прислушайтесь к себе - не идеально ли данный текст подходит и к мотивации большинства из нас когда мы робко печатаем посты на популярных площадках и трепетно следим за просмотрами? Впрочем, продолжим про Монтеня.

Книга его, по сути - собрание размышлений обо всем. Вот о чем с утра захотелось написать, то и вышло. Знакомо, не правда ли? Количество тем, которые он умудрился обозреть в своем труде - огромно. Было бы оскорблением для великого француза просто рассказать, что все они интересны (а это так!) и пойти дальше. Поэтому мы просто коснемся сегодня трех тем, означенных в оглавлении. Заодно и удивим читателя новостью, что пять сотен лет назад жили люди, озвучивавшие актуальные в нашем просвещенном XXI веке вещи.

Для начала. Что же писал блогер Мишель о каннибалах? Тут современного читателя ждет сюрприз! Рафинированный европеец пишет о них (в данном случае в роли каннибалов выступают жители Нового света) с искренней симпатией и пониманием. Внимание, цитата!

Итак, я нахожу – чтобы вернуться наконец к своей теме, – что в этих народах, согласно тому, что мне рассказывали о них, нет ничего варварского и дикого, если только не считать варварством то, что нам непривычно. Ведь, говоря по правде, у нас, по-видимому, нет другого мерила истинного и разумного, как служащие нам примерами и образцами мнения и обычаи нашей страны. Тут всегда и самая совершенная религия, и самый совершенный государственный строй, и самые совершенные и цивилизованные обычаи. Они дики в том смысле, в каком дики плоды, растущие на свободе, естественным образом; в действительности скорее подобало бы назвать дикими те плоды, которые человек искусственно исказил, изменив их природные качества. В дичках в полной силе сохраняются их истинные и наиболее полезные свойства, тогда как в плодах, выращенных нами искусственно, мы только извратили эти природные свойства, приспособив к своему испорченному дурному вкусу. И все же даже на наш вкус наши плоды в нежности и сладости уступают плодам этих стран, не знавшим никакого ухода. Да и нет причин, чтобы искусство хоть в чем-нибудь превзошло нашу великую и всемогущую мать-природу. Мы настолько обременили красоту и богатство ее творений своими выдумками, что, можно сказать, едва не задушили ее. Но всюду, где она приоткрывается нашему взору в своей чистоте, она с поразительной силой посрамляет все наши тщетные и дерзкие притязания

Это все, напомню, в период когда папоманы режут папефигов... Простите, в самой Европе непонятно, кто мерзость перед Господом, а кто честный человек... И на всякий случай все убивают всех. Ну и вишенка на торте, как положено приличному блогеру, завершает наш герой мудрые размышления - смешнявкой.

Все это не так уже плохо. Но помилуйте, они не носят штанов!
Напоминаю, среднестатистический читатель Монтеня при слове "каннибал" представлял такое вот...
Напоминаю, среднестатистический читатель Монтеня при слове "каннибал" представлял такое вот...

Идеальный пост тысячник, написанный задолго до этих ваших интернетов! Но как положено, интересуют нашего героя и более низменные темы.

Например, большие пальцы на руках. Нет, серьезно, зануда-интеллектуал посвятивший свое время и перо таким темам как, например: "Наши чувства устремляются за пределы нашего "я"", нашел время для рассказа о роли большого пальца на руке в истории. Глава эта небольшая и в общем ничего способного поразить воображение своего читателя процитировать я не могу (если кому совсем интересно - обращайтесь в комментариях), но факт! Будущий классический философ повествует о больших пальцах - со ссылками на древних греков, заметьте! Каково, а?

Ну, наконец о наболевшем. По крайней мере - для автора (автора четырехлетнего чудовища женского пола). "О воспитании детей". Тут стоит уточнить, что писал это все Мишель по мотивам собственного воспитания, а оно у него было... Прогрессивное, что сказать. Милая деталь, папаша его влекомый прогрессивными идеями (и незнанием французского, чего уж там...) с детства общался с ним - на латыни! С успехом, надо сказать - по признанию самого Мишеля долгое время он воспринимал латынь более родным языком, чем французский. Но это все предыстория. А по сути... По сути просто прочитайте слова человека 16 века:

Я хотел бы, чтобы воспитатель вашего сына отказался от этого обычного приема и чтобы с самого начала, сообразуясь с душевными склонностями доверенного ему ребенка, предоставил ему возможность свободно проявлять эти склонности, предлагая ему изведать вкус различных вещей, выбирать между ними и различать их самостоятельно, иногда указывая ему путь, иногда, напротив, позволяя отыскивать дорогу ему самому. Я не хочу, чтобы наставник один все решал и только один говорил; я хочу, чтобы он слушал также своего питомца.

Довольно интересный взгляд на педагогику жителя эпохи, которую мы привыкли считать мракобесной и недалекой, не так ли? Уверен ли ты, мой искренне любимый читатель, что сможешь воспитать своего ребенка как Монтень? Сразу говорю - насчет себя я не уверен.

Вот такой вот был человек. Умный, ироничный и неожиданно созвучный нам - спустя почти пять сотен лет и тысяч километров. Честно скажу, не ожидаю что многие сотни читателей ломанутся сейчас читать "Опыты". Да и ни к чему это. Но! Коли прочтете на выбор (а это книжка, которую можно читать с любого места) пару глав из Монтеня - не зря я тратил свои нервы и любовь. Спасибо за внимание! Искренне люблю вас всех за внимание!

P.S. А на следующей неделе мы обратимся к современности (но с историческим контекстом, как же без него?). Крыс начинает цикл рассказов о том, как наши парни реконструировали переход Суворова через Альпы. Будет интересно, обещаю!