Найти тему

Почему девочек и мальчиков нужно учить по-разному, и как я это делаю на своих уроках

Оглавление

Недавно я написала статью про разное отношение общества к успехам мальчиков и девочек, которая вызвала оживлённую дискуссию на тему того, кто умнее - мальчики или девочки, и как гендерные стереотипы влияют на успешность тех и других. Эту статью можно почитать, нажав на ссылку. Один из комментаторов написал, что мальчиков и девочек необходимо учить по-разному, чего у нас делать не умеют, и я в том числе. После этого комментария я задумалась, насколько индивидуален мой подход к обучению детей с точки зрения их пола.

Фото из открытого доступа для иллюстрации
Фото из открытого доступа для иллюстрации

Как-то мне попадалась статья насчёт психологических особенностей обучения мальчиков и девочек, где описывались их отличия в отношении к учёбе, поведении, реакции на успех и похвалу, в выполнении разных видов заданий. Так как у меня два сына, старший из которых на тот момент был школьником и учился неважно, я заинтересовалась этой темой. К тому же работа в малых группах (я учитель в языковом центре) позволила мне применить рекомендации и проверить их в действии.

Оказалось, что я интуитивно использовала разный подход к обучению детей. Например, зная, что мальчики в целом более активны, менее усидчивы и быстрее устают, я часто позволяю им двигаться по классу. Им необходима частая смена деятельности, и там, где девочки предпочтут порисовать или выполнить письменное задание, мальчикам нужно что-то поинтереснее. Например, соревнование "Кто больше найдёт, покажет и правильно скажет" с очками за каждое правильно сказанное предложение. Этот приём позволяет отрабатывать грамматические конструкции и не даёт детям скучать. Например, задание на отработку указательных местоимений this/that/these/those. Дети ходят по классу, показывают на разные предметы и правильно произносят предложения. Обычно мальчики больше двигаются, громче кричат варианты предложений и побеждают тоже всегда они, а вот девочки предпочитают показывать всё с места и тянуть руку, ожидая, пока их спросят. Кстати, скорость пространственно-зрительных реакций у мальчиков быстрее, они больше замечают деталей и, если это поиск предметов, отличий и тому подобного, они их находят в большем количестве, чем девочки.

Девочки старательно рисуют и раскрашивают класс и мебель, а мальчики уже всё нарисовали в виде простых прямоугольников и квадратов и бездельничают
Девочки старательно рисуют и раскрашивают класс и мебель, а мальчики уже всё нарисовали в виде простых прямоугольников и квадратов и бездельничают

Мальчики обострённее реагируют на проигрыш, им важна похвала и одобрение. Но если мальчики сравнивают свои результаты с результатами других ребят, то девочкам важнее одобрение и похвала от учителя. Но я стараюсь не сравнивать успехи детей в соревновательных играх, а сравниваю с их же прошлыми достижениями. Это позволяет избежать слёз и расстройства у эмоционально неустойчивых детей.

Кстати, мальчики больше любят соревновательные игры, где каждый соревнуется с другими, а девочки любят играть в команде, у них сильно чувство коллективизма.

Товарищ на заднем фоне заскучал и играет чем-то под столом. Пора поднимать пацанов из-за стола и задать им что-то поэнергичнее
Товарищ на заднем фоне заскучал и играет чем-то под столом. Пора поднимать пацанов из-за стола и задать им что-то поэнергичнее

Раньше я не понимала, что мальчики быстро интеллектуально истощаются, и заставляла своего старшего сына переделывать задание. В итоге он отключался и вообще переставал соображать. Признаюсь, я часто давила и кричала в таких ситуациях, что ещё более усугубляло ситуацию. Позже я узнала, что мальчики адекватно реагируют как на положительную, так и на отрицательную оценку только тогда, когда с ними говорят доброжелательным тоном, в противном случае просто закрываются и перестают воспринимать информацию. Поэтому сейчас, когда у меня второй сын начинает уставать и ошибаться, я просто делаю паузу и возвращаюсь к заданию позже.

Интересно, что мальчикам лучше даются упражнения, где нужно самостоятельно найти ответ, что-то проанализировать. Они чаще всего могут связать новую информацию с уже имеющейся, а вот девочкам это даётся сложнее. Они предпочитают работать по образцу, доводя выполнение задания до совершества. Что интересно, мальчики часто вообще не замечают образца к заданию ( а в нашем учебнике первое предложение каждого задания - это всегда образец) и предпочитают сами додумываться, как сделать ( задания к упражнения даются на английском, причём мальчики их тоже часто не читают).

Все вышеперечисленные особенности детей я стараюсь учитывать при проведении уроков, что позволяет получать максимум результатов от детей. Но ещё раз замечу, что в большой группе учитывать индивидуальные возможности сложнее, просто потому что не позволяет время и количество учеников. Но я считаю, знать эти особенности полезно не только учителям, но и родителям.

Понравилась статья? Жмите на "палец вверх" и делитесь своим мнением в комментариях. Спасибо, что дочитали!