Найти тему
Перекрестки Истории

5 моментов которые мне не нравятся в исторической или почти исторической драме "Царство Небесное"

Оглавление

Приветствую уважаемые читатели. Сегодня в рамках темы (или микро-темы, кому как нравится) хотел бы написать о своем мнении относительно фильма «Царство Небесное». Кинокартина вышла не экраны в мае 2005 года, поставил фильм режиссер Ридли Скотт - один из уважаемых мной. Для «непосвященных» этот тот самый, что поставил «Чужой», «Черный Дождь», «Тельма и Луиза», «Прометей» и тд.

Постер фильма "Царство Небесное" Реж. Ридли Скотт. 2005.
Постер фильма "Царство Небесное" Реж. Ридли Скотт. 2005.

Фильм «Царство Небесное» был, насколько я помню, третьей исторической, ну или «околоисторической» кинолентой маэстро Ридли Скотта, после «Дуэлянтов» и «Гладиатора», потому фильм, на мой взгляд, представляет интерес, как с художественной точки зрения, так и с исторической.

Разумеется, коли мы говорим о кино, то понятие «историческая достоверность» здесь угадывается с натяжкой. В конце концов даже исторические источники по данной теме можно назвать в некотором роде «художественной литературой» так как вряд ли мы точно узнаем все ли так было на самом деле, как рисуют нам авторы - соучастники (или «псевдо соучастники») событий.

Первый раз я посмотрел фильм в кинотеатре на «Баррикадной» в мае 2005 года. Мы пошли целой кинотусовкой, человек 40-50, оккупировав кинозал. Посмотрев фильм я был в полном восторге, все-таки мастер Ридли умеет (ну или умел) ставить действительно зрелищное и качественное кино, на мой взгляд.

Много позже, спустя почти 10 лет, уже на диске я посмотрел более полную, так сказать «режиссёрскую» версию фильма, которая мне показалась более информативной и логичной чем «экранная». Тем не менее уже подходя к содержанию фильма как человек, некогда занимавшийся этой темой профессионально, имею ввиду историю, я все-таки увидел много моментов, вызвавших недопонимание, а кое-где и просто раздражение.

Так как алгоритм Дзена любит числительные я решил построить статью по принципу «X причин почему… так-то» или «Y причин за что … вот то то…».

Итак 5 моментов, которые мне не нравятся в фильме «Царство Небесное» Ридли Скотта, которые, на мой взгляд, бросаются в глаза при просмотре с «холодный головой и твёрдым сердцем».

1. Собственно - сам главный герой, ну или киношный образ главного героя.

Тем кто не смотрел - сообщаю, а тем кто смотрел - напомню - роль главного героя, барона Балиана де Ибелина исполнил «Леголас Уильям Тернер Парис Троянский» - он же Орландо Блум. Меня здесь в Дзене, как-то в одном из комментариев упрекнули в «нелюбви» к актеру. Хотя это не так. Отношусь к «старине Орландо» (ибо он уже зрелый товарищ) вполне хорошо.

Орландо Блум в роли барона Балиана де Ибелина. Фрагмент фильма "Царство Небесное"
Орландо Блум в роли барона Балиана де Ибелина. Фрагмент фильма "Царство Небесное"

Но в данном случае претензии не к нему, а тому киношному образу, что предъявили создатели фильма. И на мой взгляд, Блум, отработал этот образ «на все 100», как надо. Но…

Исторически барон Балиен де Ибелин был старше, взрослее, ну и понятно - не был никаким бастардом, затерявшимся где-то во французской глуши, и найденным «папашей» в лице Рас аль Гула из «Бэтмена»= Лиама Нисона (играет Готфри де Ибелина, старшего барона), решившего таким образом исправить грех внебрачного соития с простолюдинкой из французских владений своего брата.

Про то как в дальнейшем этого самого «сына кузнеца» Готфри-Нисон за десять минут обучил фехтовать я вспоминать даже не хочу (хотя, получается - вспомнил). Старший барон обучил сына-бастарда так, что тот справился в поединке с бывалым воином-сарацином, едва выплыв из моря ако «тридцать три богатыря». Среди прочих сюрпризов бастарда из Франции можно упомянуть случай когда он научил живущих поколениями в ближневосточных песках сирийцев искать воду для орошения сельхозугодий - это просто "высший класс" бреда, на мой субъективный взгляд…

Да и вообще зачем понадобилось делать из знатного Балиана де Ибелина бастарда-кузнеца и помещать его во Францию, где реальный - исторический Балиан ни разу в жизни не был, мне непонятно. Как и непонятно зачем имя его отца надо было менять на Готфри (или Готфруа — Жофруа во французском варианте) для меня тоже осталось загадкой. Реального отца Балиана де Ибелина звали Балиан де Ибелин (Старший).

2. Каким образом Готфри де Ибелин - Нисон дотянул с раной в боку из Франции до юга Италии?

В фильме есть момент, когда племянник Готфри-Нисона в исполнении Джейме Ланнистера (пардон Николая Костер Вальдау), настигает отряд дяди в лесу и требует вернуть Балиана - Блума для справедливого суда, по обвинению в убийстве. Притом, что это племянник с друганами догнал дядю, чтобы забрать своего двоюродного брата для суда за убийство другого их брата, становится понятным только если посмотреть полную, «режиссерскую» версию фильма. Между родичами завязывается драка с участием «группы поддержки» с обеих сторон.

Готфри-Нисон перед "разборкой" с племянником, потребовавшим "выдать кузнеца" для суда за убийство священника. Кадр фильма "Царство Небесное"
Готфри-Нисон перед "разборкой" с племянником, потребовавшим "выдать кузнеца" для суда за убийство священника. Кадр фильма "Царство Небесное"

В результате всех плохишей, понятно, перебили, но Готфри-Нисон защищая Балиана - Блума потерял почти всех своих людей, при этом сам был ранен стрелой в бок. Далее нам уже показывают эту группу людей в южно-итальянском порту Мессина, где Готфри-Нисон с распоясавшейся раной в итоге отправляется в «вальхалу», точнее в «рай», ну или в «ад».

Возник вопрос - а каким образом мужик в конце XII века столько времени выдержал с раной в боку и не умер ранее или не выздоровел ранее? То есть можно предположить, что раненный во Франции он с этой самой раной преодолел более 1000 км через всю Италию с севера на юг, заселился в портовый отель в ожидании судна в Святую Землю, и в итоге все таки «вновь представился»? То есть если рана была настолько тяжелая, что привела к летальному исходу - каким образом он преодолел с ней такое расстояние, причем не на поезде или автомобиле? При тогдашнем уровне транспортных средств на преодоление этого расстояния с учетом Альп и Апеннин ушло бы минимум месяца два. И как же он жил и ехал или шел все это время?

Даже если предположить, что они пришли в какую нибудь гавань на юге Франции и уже морем дошли до Мессины и сгрузились там как в перевалочном хабе - все равно на это ушли бы недели. Ибо вряд-ли в то время из Тулузы или Марселя в Мессину ходили регулярные морские рейсы, подходящий корабль надо было еще найти или дождаться.

То есть по логике если рана была такой, что мужик в итоге от нее умер, то он 100% отошел бы в мир иной гораздо раньше. Особенно если учесть отсутствие современной экстренной медицины. А если он прожил с этой раной такое длительное время, то скорее всего она была не такой уж смертельной и мужик бы выздоровел. Притом, что среди оставшихся с ним спутников, врачей-лекарей нам не показали. Даже если бы среди них был лекарь, едва ли он смог поддержать человека с тяжёлым ранением в состоянии жизни столь долгое время. Скорее всего Готфри-Нисон умер бы в считанные дни после ранения, причем, скорее всего спутники никуда с ним бы не двигались. Я предполагаю, они залегли бы в каком-нибудь селении в трактире или в чем-то подобном, дождались бы трагического исхода и пошли бы дальше - «до города Иерусалима».

3. Образ Рене де Шатильона (также известного как Рено де Шатильон).

Этот, без преувеличения отважный рыцарь, авантюрист, искатель приключений и пират представлен в фильме образом Брендона Глисона, сыгравшего также в «Храбром МелГибсоне» Мела Гибсона, хотя прошу прощения - в «Храбром Сердце» Мела Гибсона и… в серии фильмов о Гарри Поттере. Киноманам он также известен по драме Мартина МакДона «Залечь на дно в Брюгге».

Брендон Глисон в роли Рене де Шатильона. Кадр из фильма "Царство Небесное"
Брендон Глисон в роли Рене де Шатильона. Кадр из фильма "Царство Небесное"

Также как и в предыдущем случае - с Орландо Блумом, у меня нет никакого негативного отношения к Брендону Глисону - напротив, я его считаю талантливым актером. И опять таки - в этот раз он талантливо исполнил роль шизофреника-идиота рыцаря, который ему навязали создатели фильма. Вдобавок к полному отсутствию хоть каких-то проблесков ума образу Рене де Шатильона почему-то еще навесили тамплиерский плащ, сделав его представителем этого самого ордена «аннунаков», или еще непонятно кого, чего в реальной истории не было.

Вообще личность Рене (Рено) де Шатильона настолько неординарная и неоднозначная, что достойна, наверно, отдельной статьи. Достаточно вкратце упомянуть, что этот младший наследник знатного французского рода Шатильонов, пятнадцатилетним юнцом прибыл в Святую Землю как участник Второго крестового похода. Он сумел преодолеть бедность, полосу неудач и преград, и ворваться в круг личностей определяющих политику не только на Ближнем Востоке, но и пожалуй всего Средиземноморья того времени. Успев повоевать с мусульманами и христианами, попиратствовать в Средиземном и Красном морях, Рене умудрился вступить в вооруженной конфликт даже с византийским императором Мануилом Комниным. В итоге Рене погиб в почти 70-летнем возрасте от меча главного врага христиан - Саладина. Прожить почти семь десятков лет для того времени это просто «мегадолгожитель», тем более в постоянных войнах и конфликтах. И так однобоко и картонно изобразить этот интереснейший исторический персонаж, к тому же связав его с храмовниками - тамплиерами, к которым Рене не имел вообще никакого отношения… Зачем??? - Я не понимаю.

4. А кто вообще такой Тиберий = Джереми Айронс?

Образ командующего иерусалимскими рыцарями - некоего Тиберия, вероятно списан с Раймонда Триполитанского. Этот самый Тиберий в исполнении еще не постаревшего Джереми Айронса пачками вешает рыцарей-тамплиеров, за то, что они грабят мусульманские караваны, под предводительством упомянутого выше Рене де Шатильона. Весь фильм он ходит с томным лицом и обвиняет тамплиеров, Рене и будущего короля Иерусалима - Ги де Лузиниана (в исполнении Мартона Чокаша) в провоцировании войны с соседями сарацинами, мир с которыми с таким трудом добыл правящий в то время в Иерусалиме король Балдуин IV Прокаженный.

Джереми Айронс в роли некоего Тиберия, в котором угадывается Раймонд Триполитанский. Кадр фильм "Царство Небесное"
Джереми Айронс в роли некоего Тиберия, в котором угадывается Раймонд Триполитанский. Кадр фильм "Царство Небесное"

При этом не вполне понятно, кто же этот самый Тиберий, так сказать, «по жизни». Кто такой был граф Раймонд Триполитанский, вполне понятно - вкратце, это был знатнейший французский аристократ, сын Раймонда II Тулузского, регент при малолетстве короля Балдуина IV. Раймонд также имел ленные владения в Галилее, Триполи и Тибериаде, отчего носил титулы графа Триполи, Галилеи и Тибериады. Кроме того он был братом в ордене святого Иоанна Иерусалимского = госпитальеров. Кстати, в отличие от показанных со всей мощью негатива рыцарей тамплиеров, о госпитальерах - будущих «мальтийцах» в фильме почему-то ни сказано вообще не слова. Думаю, создатели фильма - сценаристы и продюсеры решили не заморачиваться с исторической достоверностью и просто создали некий непонятный персонаж, наделив его некоторыми чертами реально существующей личности. Кстати, знаменитую битву при Хаттине персонаж Тиберий - Айронс почему-то проигнорировал, в то время как реальный Раймонд Триполитанский принял в ней самое активное участие и сумел вывести часть христианской армии из окружения и спасти от разгрома.

Тем не менее эта личность не любила тамплиеров и вешала их десятками. Со сцены казни «храмовников» начинается въезд Балиана -Блума в Иерусалим.

Вообще вешать в таком количестве рыцарей, даже за набеги на караваны, не мог себе позволить ни один здравомыслящий христианский военачальник и политик того времени. Тем более человек, не имеющий никакого отношения к церкви и, собственно к рыцарскому ордену. Такое самоуправство без разрешения Капитула, командора или же магистра, могло запросто привести к вооруженному конфликту, чего я думаю вряд ли бы желал даже король Балдуин. И то, что начальник городских рыцарей запросто расправляется с тамплиерами и при этом еще гордится этим, у меня вызывает, мягко говоря, недоумение. Не говоря уже о том, что каждый казненный рыцарь - это минус профессиональный воин, стоимость которого как в денежном, так и профессионально-военном отношении весьма значима. А зачастую рыцарь это несколько бойцов его военной корпорации - воинов более низшего ранга по орденской иерархии. Допускать подобное ослабление немногочисленных сил христиан перед широким мусульманским фронтом - такого тоже не мог бы себе позволить ни один военачальник того времени.

5. Батальная сцена у замка под названием Керак.

Первая серьезная схватка (разборки вначале фильма между условными «Джейме Ланнистером» и «Рас аль Гулом» не в счет) показана боестолкновением отряда конных рыцарей во главе с Балианом - Блумом с сарацинской конницей, превосходящей рыцарей числом раз в десять. Схватка, а если точнее - избиение отряда Балиана - Блума произошла около замка Рене де Шатильона, называемый Керак, в котором угадывается замок Крак де Шевалье - знаменитая крепость рыцарского ордена госпитальеров, расположенного на территории современной Сирии. Притом ранее один из рыцарей тамплиеров предложил Балиану - Блуму укрыться за стенами замка, но тот отказался мотивировав решением помочь выиграть время, чтобы местные жители сумели укрыться за воротами замка. Как говорится «бред сивой кобылы»!!!

Балиан - Блум начинает атаку на вдесятеро превосходящую конницу сарацинов… зачем-то. Фрагмент фильма "Царство Небесное"
Балиан - Блум начинает атаку на вдесятеро превосходящую конницу сарацинов… зачем-то. Фрагмент фильма "Царство Небесное"

Чтобы рыцарский военачальник обрек эскадрон своей «военной корпорации» на верную гибель, дабы простолюдины спрятались за стенами замка? Возможно потому его и сделали кузнецом изначально. Потому что кузнец наверное мог такое помыслить. Но никак не знатный барон. И меня терзают смутные сомнения, послушались бы рыцари такого командира - кузнеца. Скорее всего грохнули бы его там на месте же и укрылись за стенами замка, укрепления которого и запасы провианта несомненно помогли бы им держаться до подхода основных сил. Но, видимо для придания драмы маэстро Ридли решил (или сценаристы решили), что так будет более геройски. Хотя по мне - более глупо.

Разумеется есть другие моменты, которые мне резко бросились в глаза и в уши, начиная от образа и поведения Сибиллы Анжуйской - королевы Иерусалима, в исполнении бесспорно красивой (на мой взгляд) Евы Грин. Ее жениха и в дальнейшем мужа Ги де Лузиниана в исполнении Мартона Чокаша и много чего. Но выше упомянутые пять это, так сказать то, что мне первым пришло на ум.

А вы, что думаете? Смотрели этот фильм? Каков он по вашему мнению?

*****************

Благодарю читателей за чтение моих материалов. Ставьте лайки, пишите комментарии. Это очень помогает в развитии канала.

Вас также могут заинтересовать другие аналогичные статьи:

Насколько фильм Троя отличается от "реальной" Троянской войны. Мнение историка

Мое отношение к фильму "Александр" Оливера Стоуна