«Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его.» - писал Василий Поленов о истории создания своего полотна «Московский дворик». А тут еще как раз и выставка передвижников намечалась.
«К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижной выставке с чем-нибудь порядочным. Надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время. Картинка моя изображает дворик в Москве в начале лета».
В итоге эта, наскоро написанная картина покорила зрителя, а Третьяков даже выкупил ее у художника.
Изображенный на полотне храм сохранился до сих пор, а вот ни того дома, где снимал жилье художник, ни самого особняка уже нет. Зато они остались еще на одной известной картине Поленова — «Бабушкин сад». На ней изображен тот же дом, но с другого ракурса. До нашего времени дошел и адрес этого уникального дома — дом Баумгартен, угол Трубниковского и Дурновского переулков на Арбате.
Сам Василий Полненов не особо оценил эту свою работу. Для передвижников она была немного новаторской, поскольку передвижники все к чему-то призывали, а «Московский дворик» ни к чему никого не призывал, ничему не учил, а просто дарил покой и умиротворение для души и глаз.
Когда-то в передаче «Что? Где? Когда?» знатокам представили эти две картины Поленова и задали вопрос: «Что общего в них?» Знатоки не смогли ответить...
А вы знали до этой публикации ответ на этот вопрос?)