Найти тему
ПАНТОГРАФ

Одна из немногих "живых" узкоколеек в современном Крыму

Крым, конечно прекрасен, прекрасен сам по себе, хоть я там и не бывал, но события 2014 года подстегнули поизучать его заочно, не только собственно развитие ситуации в то время, но и его красоты, транспорт и многое иное. А здесь Крым очень разнообразен, в зависимости от его части.

Например, возможно не все знают, но в Крыму добывают розовую соль, причем в настоящее время в Европе остается всего три места, где добывают такую соль - в Испании, Франции и Крыму.

Добывают соль в Крыму на озере Сасык-Сиваш, крупнейшем озере Крыма. Озеро находится между Евпаторией и Саками. Добывать соль здесь начала еще в 15 веке, во времена Османской империи. После перехода Крыма под юрисдикцию Российской империи разработки соляных озер продолжились. Крымской солью, кроме местных жителей, снабжались также Екатеринославское наместничество, вся Малороссия и частично Белоруссия. До 1863 года соляные промыслы были государственными, после их взял в аренду И.П. Балашов, при котором добыча соли серьезно развилась. После провозглашения Советской власти соляные промыслы были национализированы, со временем создано предприятие "Сольпром". На текущий момент предприятие носит название "Крымский солепромысел". При этом к нашему времени дошел лишь один промысел на озере Сасык-Сиваш, хотя в лучшее время их было до 17.

Узкоколейка на "Крымском солепромысле" на озере Сасык-Сиваш, видно, что железная дорога проложена без насыпи, рядом лежат плети, из которых строятся временные пути, источник фото https://img.d3.ru/uzkokoleinye-zheleznye-dorogi-na-dobyche-soli-na-ozere-sasyk-sivash-pod-evpatoriei-1541997/?sorting=rating, p2beep.livejournal.com
Узкоколейка на "Крымском солепромысле" на озере Сасык-Сиваш, видно, что железная дорога проложена без насыпи, рядом лежат плети, из которых строятся временные пути, источник фото https://img.d3.ru/uzkokoleinye-zheleznye-dorogi-na-dobyche-soli-na-ozere-sasyk-sivash-pod-evpatoriei-1541997/?sorting=rating, p2beep.livejournal.com
Поворотные плети, фото p2beep.livejournal.com
Поворотные плети, фото p2beep.livejournal.com

Но, а для тех, кому интересны железные дороги, соляной промысел на озере Сасык-Сиваш интересен тем, что на нем для перевозки соли действует узкоколейная железная дорога колеи 600 мм длиной около 2,5 км. Точно сказать протяженность невозможно, так как рельсы узкоколейки постоянно перекладываются в зависимости от потребностей. При этом часто пути прокладывают прямо на грунт без обустройства насыпи. Для этого используются готовые рельсошпальные решетки.

Мотовоз, фото p2beep.livejournal.com
Мотовоз, фото p2beep.livejournal.com

Подвижной состав состоит из деревянных вагонов солевозов, общим количеством в 25 единиц, а также из шести самодельных мотовозов, построенных на базе тракторов, которые унифицированы с мойнакскими мотовозами.

Пути узкоколейки, фото Анастасия Ломаченко, источник группа ВК "Родная Родина"
Пути узкоколейки, фото Анастасия Ломаченко, источник группа ВК "Родная Родина"

Точных данных об открытии узкоколейной железной дороги на солепромысле найти не удалось, по данным сайта Паровоз.ИС дорога была построена до 1956 года, это в принципе сходится с другими источниками, где говорится что постройка дороги началась в 1935 году, но точная дата открытия не сообщается.

Мотовоз в 2004 году, источник сайт Паровоз.ИС, автор Порев Андрей
Мотовоз в 2004 году, источник сайт Паровоз.ИС, автор Порев Андрей
Мотовоз, источник фото https://bestlj.ru/108226-Krym-Sol-cveta-arbuza!.html, автор Юрий Югансон
Мотовоз, источник фото https://bestlj.ru/108226-Krym-Sol-cveta-arbuza!.html, автор Юрий Югансон
Вагоны для перевозки соли, источник фото https://bestlj.ru/108226-Krym-Sol-cveta-arbuza!.html, автор Юрий Югансон
Вагоны для перевозки соли, источник фото https://bestlj.ru/108226-Krym-Sol-cveta-arbuza!.html, автор Юрий Югансон

Канал "ПАНТОГРАФ". Фото из свободного доступа сети "Интернет".

Наша группа в ВК:

ПАНТОГРАФ - присоединяемся к нашей группе поддержки

Другие материалы канала:

Советский двухсистемный электровоз узкой колеи

Как румынская мотриса из Польши в Чехии стала «Наутилусом»

Боржавская узкоколейка. Краткий очерк и фотоотчет 2011 года

-8

#узкоколейная железная дорога #узкоколейка #транспорт #железная дорога #железные дороги #поезда #железнодорожный транспорт #крым #интересные места #крымский полуостров