Найти тему

ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ ОТ II-III ВЕКА.

Греческое слово Литургия означает общественное служение. В Священном Писании она называется иногда как служение ближним, благотворительность, иногда служение при алтаре, при жертвах, как было при ветхозаветной церкви.

Господь заповедовал ученикам Своим творить это Таинство: «сие творите в Мое воспоминание», (Лк. 22, 19).

«Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца, и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху. Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить? Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната ,в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте. Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху. И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, и сказал им: очень желал Яесть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием. И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил  и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание ».

Итак, святитель Кирилл Иерусалимский в своих «Тайноводственных поучениях» говорит о Теле крови  Христовой так: «Были в Ветхом Завете хлебы предложения: но оные, как относились к Ветхому Завету, отменены. А в Новом Завете существует хлеб небесный и чаша спасения, освящающая душу и тело. Ибо как хлеб сходствует с телом, так и слово душе привиличествует ». И еще: «Итак, хлеб и вино в Евхаристии не разумей простыми: ибо оныя суть и кровь Христова, по изречению Владыки.  Ибо хотя чувство тебе и представляет сие, но вера да утверждает тебя. Не по вкусу рассуждай о вещи, но от веры будь известен без сомнения, что ты сподобился тела и крови Христовой».

Сегодня Евхаристия совершается в Восточной церкви согласно одному из четырех разных чинов:

1) Литургия св. Иоанна Златоуста (обычная литургия в воскресные дни и в будни).

2) Литургия св. Василия Великого (совершается десять раз в году, по структуре очень напоминает литургию св. Иоанна Златоуста, но центральная евхаристическая молитва намного длиннее).

3) Литургия св. Иакова, брата Господня (совершается только раз в году, надень св. Иакова, 23 октября, в Иерусалиме и немногих других местах).

4) Литургия преждеосвященных даров (по средам и пятницам во время Великого поста и в первые три дня Страстной недели.

Во время этой литургии даров не освящают, но причащаются дарами, освященными в прошлое воскресенье). Свое начало Литургия Преждеосвященная берет с Апостольских времен. Подтверждение тому- Апостольское предание, берущее свое начало от самих Апостолов. Патриарх Софроний говорит о Преждеосвященной Литургии: «Ныне более прочих в уважении священнодействие великого Василия и Иоанна Златоуста с литургией Преждеосвященных Даров, о которой одни говорят, что она Иакова, именуемого братом Господним, другие – Петра верховного Апостола, иные – иначе». Константинопольский патриарх Михаил Анхиали (XII в.), излагая доказательства древности литургии Преждеосвященных Даров, говорит: «Это тайноводство необходимо сопутствовало проповеди апостольской и появилось вместе с преданием Четыредесятидневного поста». И в другом месте: «Литургия Преждеосвященных есть исконное и древлепереданное тайноводство, известное в святой Божией церкви прежде самих тайноводителей наших – великого во святых отца нашего Златоуста и архиепископа и божественного украшения Кесарийской церкви величайшего отца нашего Василия. И из 49-го правила святого собора Лаодикийского известно, что в Четыредесятницу не дóлжно приносить хлеб (то есть совершать полную литургию), разве только в субботу и Неделю (день воскресный). Современником этого собора был великий Василий, а свт. Иоанн Златоуст был еще позже по времени».4 Ле Брюн в своей истории литургии говорит: «То, что латиняне соблюдают в этот великий день (Великий пяток), греки совершают с незапамятных времен во все дни поста до среды страстной седмицы, называя литургию Преждеосвященных Даров именем Григория Двоеслова, так как она употребляется в Риме в Великий пяток столько веков, что и не видно ее начала».

Из Православной Энциклопедии, цитирую: «[греч. ῾Η Λειτουργία τῶν Προηγιασμένων Δώρων / ῾Η Θεία Λειτουργία τῶν Προηγιασμένων и т. п.], чин, заменяющий собой полную евхаристическую Литургию в будние дни Великого поста (а в древности - и в некоторые другие дни). В отличие от полной литургии в чине Л. П. Д. отсутствует анафора, т. е. главная молитва таинства Евхаристии. Тем не менее Л. П. Д. сохраняет  важные особенности евхаристического богослужения: собрание христианских общин вместе представляет собой богослужебное общение. Сама Литургия Преждеосвященная и есть общественное богослужение, а ни отдельная служба, или треба. Уже одним этим она отличается от практик, с которыми ее ошибочно смешивали некоторые исследователи: келейного самопричащения, некогда принятого у аскетов, причащения больных на дому и прочее; преломление евхаристического Хлеба - освященного не за Л. П. Д., а заранее, за полной литургией; совместное причащение верующих».

По Иерусалимскому Уставу, Преждеосвященная совершается в среду и пятницу, а в прочие дни при полиелейном празднике. По Студийскому Уставу, Преждеосвященная литургия совершалась во все пять будних дней (этот остаток Студийского Устава сохранялся в Киево-Печерской Лавре вплоть до ее закрытия), и это важно знать,  потому что мы с вами воспринимаем Преждеосвященную в среду и пятницу как нечто особенное, нечто из ряда вон выходящее, а на самом деле в любой будний день Четыредесятницы возможна литургия Преждеосвященных Даров.  И потому нужно Преждеосвященную ощущать как нечто нормальное для будничного дня, а вот полная литургия в будний день может совершаться постом только в день Благовещения Пресвятой Богородицы. Совершение Преждеосвященной литургии, причащение запасными Св. Дарами не нарушит поста,  как воздержания от ежедневной полной литургии. 6

В устоявшейся литургической терминологии «Л. П. Д.» - это не только обозначение особого типа общественного богослужения, включающего совместное причащение верующих освященными заранее Дарами, но и наименование конкретного литургического формуляра, содержащегося в православных Служебниках.

Однако в древности эта литургия, как особый тип общественного богослужения был известен не только в Константинопольской традиции: аналогичные чины существовали в Палестине, Сирии, Египте и Нубии, а также на Западе. К настоящему времени за пределами православия,  (и копирующей ее униатской) богослужебной традиции собственный чин литургии на Востоке сохраняется только в Маланкарской Церкви в Индии (находится в общении с Сиро-яковитской Церковью; существует также католическая, униатская иерархия маланкарской традиции). У сиро-яковитов чин эта литургия не совершается, но ее текст хорошо известен в рукописях и даже включен в состав сиро-католической редакции сиро-яковитского Служебника, изданной в Шарфе в 1922 г. У маронитов этот же чин совершался до XVIII в. и был официально оставлен по решению Собора в Лувайзе в 1736 г.

В католической богослужебной традиции, а также у англикан (не повсеместно) аналогию литургии составляет традиция причащения Преждеосвященными Дарами в Великую пятницу - соответствующее богослужение может обозначаться как «месса Преждеосвященных Даров. Можно также отметить, что в католической Церкви очень распространена практика, когда за всякой мессой освященную гостию полностью потребляет священник, а мирян причащают заготовленными заранее облатками, освящаемыми сразу в большом количестве в удобный для священника день и затем расходуемыми по мере необходимости на протяжении нескольких дней или недель; типологически это напоминает Литургию Преждеосвященных Даров. Отдаленной параллелью к этой литургии можно также считать восточно-сирийскую практику добавления «святой закваски» в тесто для изготовления просфор. Выделяем две практики (традиции) – восточно-сирийскую и Константинопольскую.

С течением времени, примерно, спустя три столетия Божественная Литургия получает определенную разновидность. Одновременно с этим, появляются некоторые противники Божественного Слова, которые всячески старались искажать  христианскую веру и стали появляться  различные ереси. В связи с этим пастыри Церквей стали заботиться о введении в церквах различного порядка Литургий, и составлять Литургии в сокращенном виде. Это Литургии: святителя Василия Великого, Литургия святителя Иоанна Златоустого и Преждеосвященная св. Григория Двоеслова. И будут они совершаться в определенном порядке до скончания века. Афанасий Великий говорит – «Если мы в продолжении почти целой недели живем так, как бы сотворены только для этой земли, только для наслаждения земными радостями, то, по крайней мере, в воскресенье мы должны вспомнить, что сотворены еще для другого, несравненно лучшего, блаженнейшего мира. Каждый из нас в этот день непременно должен приходить в церковь, которая для нас есть как бы преддверие блаженного неба».

Великим постом, ради сугубого воздержания, в будние дни не совершается Божественная литургия в обычное время (после службы 6 часа), так как в этот день пост должен отменяться. Но чтобы не лишить возможности приобщения верующих Божественных Тайн в течение седмицы, и, да бы сохранить таинство «приобщения», святые Отцы постановили совершать это таинство, как преждеосвященное священнодействие.

Это постановление хорошо выражается в пятьдесят втором правиле Шестого Вселенского Собора (52): «Во весь Великий пост, разве суббот и недель и дне Святаго Благовещения, преждеосвященными  службу да содевают».8 Святые отцы положили совершение этой литургии под вечер, или во время вечернего пения, когда позволено разрешить пост. Святые отцы назвали эту литургию «Преждеосвященной Литургией», потому что Святые Дары освящаются во время полной литургии, которая положена в субботние и воскресные дни. Одновременно, можно указать, что в дополнение к этому, сорок девятое правило Лаодикийского Собора гласит (49): «Не побает в четыредесятницу приносити святый хлеб, разве только в субботу, и в день воскресный». То есть мы можем сделать вывод, что освящение даров происходит только во время полной литургии. А шестьдесят четвертое  (64) апостольское правило указывает, что позволяется кушать не однажды, а дважды в день. В ходе рассуждения о происхождении Литургий, можно с уверенностью сказать, что она берет начало с III века и не больше, т.е. это первые века христианства. Следует заметить, что не существовало еще Евхаристического чина Преждеосвященной Литургии, отличного от других служб Восточных и Западных церквей, потому что не существуют свидетельства опровергающие это. Ученые  и писатели откровенны в своих мнениях и открыто говорят, что Церковь того времени не имела особого устройства. Так, II-III века в истории христианской Церкви должны быть признаны переходной эпохой, содержание которой можно определить как переход от апостольской свободы в богослужении к более или менее установив- шимся чинам и нормам. Не надо, однако, представлять себе этот переход, как насилие, некую грубую трансформацию харизматической жизни Церкви и заключение ее в тесные рамки определенности, унификации, общеобязательности. Безусловно, духовная жизнь и молитва выражались в каких-то формах, и эти формы собирались, каким-то образом передавались от одной Церкви к другой, выбирались лучшие. В качестве наглядности исследования и сравнения Литургий рассмотрим Литургию Апостольских постановлений.

Переведя греческий текст Апостольских Постановлений, по которому приводиться литургическое последование , имеет название: «Постановления (Διαταγαί или Διατάξεις) святых и всехвальных апостолов, обнародованные Климентом», или еще с позднейшей заметкой: «епископом и гражданином римским», и разделяется на восемь книг, в которых, по изложению автора, как бы сами «апостолы и пресвитеры» сообщают «всем уверовавшим в Господа Иисуса Христа из язычников»: 1) правила благоповедения мирян, 2) значение и обязанности епископов, пресвитеров и диаконов, 3) правила о вдовицах, 4) о сиротах, 5) о мучениках, 6) о расколах, 7) говорят опять о добром поведении и молитвословиях, и наконец, 8) о духовных дарованиях, рукоположениях и церковных канонах. В нем упоминается 85 правило, как о святой книге, которую не подобает обнародовать перед всеми народами, что в ней написано тайно. О подлинности этого сборника никто не знает и не признает. Очевидным становиться тот факт, что в нем помещены обращения к  уверовавшим язычникам (прозелитам), чтобы сообщить им церковное устройство и порядки, узаконенными апостолами, в виде существования их на тот момент. Трудность утверждения перевода заключается еще и в том, что само Апостолькое Постановление трудно читается. И, скорее всего, при переводе могли ошибиться и перевести с искажением, по крайней мере определенные места. Так же можно допустить, что вместе с некоторыми современниками ученого и канониста Иоанна Зонары, Апостольские Постановления можно перевести как «Учения Апостольские». Их древность уже не относиться к древности написания «Церковной истории» Евсевия Кесарийского. Правда, святой Афанасий Великий, в одном из своих «праздничных посланий» перечисляя неканонические книги и поставляя между ними, наряду с книгой Премудрости Соломоновой и с Пастырем, и так называемое Апостольское Учение 36 , говорит, что этого рода книги «отцами предназначены (τετυπώμενα) для чтения новообращающимся и желающим огласиться словом истины». Так первая книга Апостольский Постановлений обращенная к прозелитам, и последующие за нею, трактующие о том как вести себя по принятии христианского имени, имеют связь, а в совокупности они предназначены для наставления новообращающихся и оглашаемых. Следует заметить, что Шестой вселенский Собор запрещал читать «Апостольские Постановления » и «Апостольские учения»: «..поврежденными еритеческими вставками».

Чин Литургии в «Апостольских Постановлениях» излагается 2 раза.  В первый раз он встречается в 57-й главе второй книги и описывается следующим образом:

«Ты же, епископ, будь свят, непорочен, не бийца, не гневлив, не жесток, но домостроителен, обходителен, учителен, незлобив, тих, кроток, долготерпелив, увещателен, утешителен, как человек Божий. Когда же соберешь церковь Божию, то, как бы кормчий великого корабля, приказывай составлять собрания с полным знанием дела, поручая диаконам, как бы корабельщикам, распределять места братиям, как пловцам, со всем тщанием и степенностию. И во-первых, самое здание (οἶκος) должно быть продолговато, обращено на восток, с притворами (τὰ παστοφόρια) по обеим сторонам к востоку, подобно кораблю. В средине должен быть поставлен престол епископа, а по обеим сторонам его пусть сидит пресвитерство и стоят одетые в полное облачение диаконы, подобно матросам и надсмотрщикам над сидящими по стенкам корабля. По распоряжению диаконов, в другой части (здания) пусть сидят миряне – с полным безмолвием и благочинием; женщины должны занимать место отдельно, и они также пусть сидят, соблюдая молчание. Здесь в средине чтец, став на некотором возвышении, пусть читает книги: Моисея и Иисуса Навина, Судей и Царств, Паралипоменон и о возвращении 43 , Иова, Соломона и шестнадцати пророков. Через каждые два чтения другой кто- нибудь пусть поет гимны Давидовы, а народ пусть подпевает последние слова (ἀκροστίχια). После того пусть читаются Деяния (наши) и послания Павла (сотрудника нашего), посланные им церквам по руководству Святого Духа. А затем диакон или пресвитер пусть читает Евангелия, которые передали вам (я) Матфей и Иоанн и которые по преемству оставили вам сотрудники Павловы Лука и Марк. Во время чтения Евангелия все пресвитеры и диаконы и весь народ пусть стоят в глубокой тишине, ибо написано: внимай и слушай, Израиль (Втор. 27, 9), и еще: а ты здесь стань и слушай (Втор. 5, 31). Затем пусть увещавают народ пресвитеры, – каждый из них один после другого, а не все вдруг, – после же всех их – епископ, как следует кормчему. Между тем привратники (πυλωροί) пусть стоят при входах (в отделение) мужчин, охраняя входы, а диакониссы при входах женщин, – подобно тем, которые принимают пловцов на корабль, так как и в скинии свидетельства, и в храме Божием сохранялся такой же порядок. Если же кто оказался сидящим не на своем месте, то диакон, как бы помощник кормчего, должен обличить его и перевесть на подобающее ему место. Церковь подобна не только кораблю, но и овчарне. Как пастухи каждое из бессловесных, разумею – коз и овец, размещают по роду и возрасту, причем каждое из них – ближе подобное к подобному, так и в церкви – младшие пусть сидят особо, если есть место, если же нет, пусть стоят на ногах, а старшие по летам пусть сидят в порядке; дети должны быть стоя при своих отцах и матерях; (и в отделении женщин) также, младшие – особо, если есть место, если же нет, пусть стоят позади женщин; замужние и имеющие детей – также должны иметь особое место, а девственницы, вдовицы и пресвитериссы должны стоять или сидеть впереди всех (πρῶται πασῶν). Наблюдать за местами должен диакон, чтобы каждый из входящих шел на свое место и не садился у входа. Равным образом диакон должен наблюдать за народом, чтобы никто не перешептывался, не дремал, не смеялся или не кивал, ибо в церкви должно стоять со вниманием, трезвенно и бодрственно и напрягать слух к слышанию слова Господня. После этого все вместе, встав и обратившись к востоку, по выходе оглашенных и кающихся, пусть молятся Богу, шествующему на небесах небес от века (Пс. 67, 34), – в воспоминание также о древнем жительстве в раю, находившемся на востоке, откуда первый человек был изгнан за нарушение заповеди по наветам змия. После молитвы одни из диаконов пусть посвятят свое внимание приношению Евхаристии, служа Телу Господню со страхом, а другие должны наблюдать за народом и поддерживать в нем тишину. Диакон же, стоящий подле архиерея, пусть скажет народу: «Да никто против кого-либо; да никто в лицемерии». Потом пусть приветствуют друг друга, мужчины мужчин, а женщины женщин, целованием о Господе, а не коварно, как Иуда предал Господа целованием. И после этого пусть диакон возносит молитву о всей Церкви, о всём мире, его составных частях и произведениях, о священниках и начальствующих, об архиерее и императоре, о повсюдном мире. После того архиерей, молитвенно испросив народу мир, пусть благословит его, как и Моисей заповедал священникам благословлять народ такими словами: да благословит тебя Господь и сохранит тебя!.. да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир (Чис. 6: 24, 26)! И так пусть и епископ помолится и скажет: спаси народ Твой и благослови наследие Твое (Пс. 27, 9), которое стяжал и приобрел Ты драгоценной Кровью Христа Твоего (см. Деян. 20, 28), и нарек царственным священством и народом святым (1Пет. 2, 9). После же этого пусть будет (возносима) жертва, при стоянии и безмолвном молении всего народа. И когда она будет вознесена, тогда каждый разряд (τάξις), один за другим, пусть причащается Тела Господня и драгоценной Крови в порядке, с почтением и благоговением, приступая как к телу царя. Женщины пусть приступают с покрытыми головами, как приличествует женскому чину (τάξει). Между тем двери должно стеречь, чтобы не вошел кто неверующий или непосвященный».

Среди авторитетных исследователей-литургистов бытует мнение, что будто бы эта литургия никогда не была в употреблении ни Западной ни Восточной церкви. Действительно, по хронологии, после  времени Василия Великого, с которого начинаются литургии с именами епископов, эта литургия перестала быть актуальной. Так ,литургия Василия Великого вытеснила собой и все другие литургии, и в пятом веке пришла на Восток, а литургия Иоанна Златоуста была в Константинопольской Церкви, а после и перешла в православие.

Иоанн Дамаскин  о Святых Тайнах пишет: « Тело есть воистину соединенное с Божеством, еже от Святой Девы начало восприя, не яко вознесшееся Тело с небесе нисходит, но яко самый хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Божию. Аще ли же образа, како бывает, ищеши, довольно ти есть услышати, яко Духом Святым: имже образом и от Богородицы Духом Святым Себе Самому и в Себе Самом плоть Господь состави: ниже более что вем, но токмо, яко Божие Слово истинное, действительное и всемощное есть, образ же неиспытанный».10

Самые первые христиане при апостолах ходили в храм и причащались каждый день, а позднее – четыре раза в неделю: в воскресенье, среду, пятницу, субботу, а также на праздник святых мучеников. Сама Литургия представляла собой торжественную  службу, если она не выпадала на Великий пост. По воскресеньям, за Божественной Литургией освящали несколько хлебов в Тело Христово, и окунали Их в Чашу, наполненную Кровию Христовую,  совершая тем самым действо освящения. После чего эти дары хранились до ближайшей Преждеосвященной Литургии (среды, пятницы). Симеон Солунский говорит о поклонении Преждеосвященным Дарам в триста девятнадцатом вопросе так: «При входе со Святыми Дарами мы должны поклоняться с особенным благоговением, потому что Божественные Дары освящены и в них истинно присутствует Сам Спаситель наш, ибо на дискосе возлежит Всесвятое Тело Его с Божественной Его Кровью».

-2

Литургия Преждеосвященная – есть красивая, радостная и торжественная служба, даже не смотря на то, что она проходит в дни великого поста, и предполагается, что каждый будет каяться и скорбить о своих грехах. Об этом говорит пятидесятое правило Лаодикийского Собора (50): «В четверток последние седмицы четыредесятницы не подобает разрешати пост, и всю четыредесятницу бесчествовати: но должно во всю четыредесятницу поститися с сухоядением».  В это время скорби, в дни великого поста для ранних христиан было очень тяжелым и зачастую, не посильным временем. Преждеосвященная литургия называется еще Преждеосвященной обедней. Когда служиться Преждеосвященная литургия, то на ней больше не происходит освящения, и следовательно, все слова и молитвословия на освящение Агнца Телом и Кровью Христовою опускаются.

«В конце же литургии читается заамвонная молитва как умилостивительная и отпустительная, как молитва прошения о том, чтобы мы увидели Воскресение и торжествовали его и здесь и там. А читается она за амвоном, среди храма, для того чтобы мы слышали её и словами её молились за весь народ, как пред лицом Божиим.» Подробно в чине Литургии Преждеосвященной.

Поэтому Преждеосвященная Литургия -  не есть настоящая Литургия, а только подобие ее. Следует заметить, что в первые века христианства верующие уносили домой святое причастие и сами, собственными руками, причащались; особенно же это имело место у монахов, живших в пустынях уединенно. Однако, это было причиной многих злоупотреблений, так что дошли наконец, до того, что миряне, на основании древнего обычая, по которому могли сами причащаться дома освященными в церкви дарами, захотели также причащаться сами и в церкви, в присутствии священнослужителей, совершавших таинство, которым исключительно предоставлено право причащать верующих, как об этом свидетельствует Тертуллиан .

Трульское правило пятьдесят восьмое говорит об этом так (58): «Никто из состоящих в разряде мирян да не преподает себе божественныя тайны, когда есть епископ, или пресвитер, или диакон, Дерзающий же на что либо таковое, как поступающий противу чиноположения, на едину неделю да будет отлучен от общения церковнаго, вразумляяся тем, не мудрствовати паче, еже подобает мудрствовати».

Имея в виду это злоупотребление, настоящее Трульское правило осуждает мирян как за то, что собственными руками, вопреки церковным предписаниям, хотят дотрагиваться до св. тайн и сами причащаться, так особенно и за дерзость их присвоить себе право, принадлежащее в данном случае только священнослужителям; ввиду этого правило подвергает их надлежащей епитимии, чтобы научились, как не должно думать о себе больше, чем дозволяет им Св. Писание думать относительно церковной святыни.  Свидетельства ранние о самопричащении принадлежат к IX веку. Это знаменитый «Орологион», святого Саввы, открытый профессором Димитриевским.  На Востоке и Западе , примерно в IV-V веке существовал обычай самопричащения по нужде и желанию каждого. Об этом свидетельствуют Василий Великий, Кирилл Александрийский, Тертулиан, Киприан, Ироним.   Тертулиан излагает свое недоумение современных ему христиан о том, как совместить Великую Четыредесятницу с  участием в Евхаристии? При этом он указывает, что лучший способ совмещения – это и есть сама Литургия Преждеосвященных Даров. «Весьма многие думают, – говорит он, – что во дни стояний (stationum, постов) не следует ходить к литургии (sacrificiorum orationibus), потому что стояние необходимо нарушается с принятием Тела Господня. Неужели Евхаристия нарушает благоговейное богоугождение, а не обязывает к нему еще более? Не торжественнее ли будет твое стояние, когда ты станешь еще перед жертвенником Божиим? Приняв Тело Господне и сохранив его (то есть до известного дня и часа), ты исправно соблюдешь и участие в литургии, и исполнение долга (поста). Сами же Дары хранились дома и употребляться могли например, в случае болезни, приближающейся смерти, или ее опасности, также это вменялось в обязательность всем православным христианам того времени. Но также существовала опасность злоупотребления.

«Известно, что в первые века христианства верующие уносили домой святое причастие и сами, собственными руками, причащались; особенно же это имело место у монахов, живших в пустынях уединенно.210 Однако, это было причиной многих злоупотреблений, так что дошли наконец до того, что миряне на основании древнего обычая, по которому могли сами причащаться дома освященными в церкви дарами, захотели также причащаться сами и в церкви, в присутствии священнослужителей, совершавших таинство, которым исключительно предоставлено право причащать верующих, как об этом свидетельствует Тертуллиан. Имея в виду это злоупотребление, настоящее трулльское правило осуждает мирян как за то, что собственными руками, вопреки церковным предписаниям, хотят дотрагиваться до святых тайн и сами причащаться, так особенно и за дерзость их присвоить себе право, принадлежащее в данном случае только священнослужителям; ввиду этого правило подвергает их надлежащей епитимии, чтобы научились, как не должно думать о себе больше, чем дозволяет им Священное Писание думать относительно церковной святыни».

В других западных церквах древнее богослужение, которое было похожим на восточное примерно до VI века, не дают упоминаний о Литургии Преждеосвященной, или малейшего упоминания о ней. Подобным образом и на самом Востоке в христианских обществах, отделившихся от Православной Церкви в V в. и сохранивших у себя немало древних ее учреждений, как-то: армяно- григориан, сирийских яковитов, несториан, коптов-яковитов и других, между множеством существующих у них литургий нет особого чина литургии Преждеосвященных Даров Не может быть, чтобы в столь многочисленных обществах, живших в первые века нераздельной от Православной Церкви жизнью, не осталось никаких следов богослужения Преждеосвященных Даров, если бы оно было устроено с самых времен апостольских в известной ныне или приблизительно сходной форме преждеосвященной литургии. Следовательно, Христианская Церковь вообще в те времена еще не имела формулированного, особым образом устроенного богослужения, назначенного для причащения ее Таин при совместном соблюдении требований Великого поста Четыредесятницы. Тогда могли быть замечены только главные характерные особенности такого богослужения, а именно общественное причащение Преждеосвященными Дарами в храмах (вместо частного в домах), преподаваемое в некоторые дни св. Четыредесятницы и в какое-либо время по окончании целодневного поста. И так как причащение Святых Таин не могло быть допущено без необходимых молитв и обрядов, то вместо литургии в те дни, когда она не совершалась, причащение могло соединяться с вечерним молитвословием, также с великопостными чтениями из Священного Писания или с некоторыми частями обыкновенной литургии,  исключая только молитвы и действия самого освящения Даров.

-3

Происхождение литургии  Преждеосвященных Даров, в свете научных свидетельств, представляется затруднительным, так как ранние свидетельства о происхождении относят к VII веку. В «Пасхальной хронике» говориться: «В этом году при Сергии, патриархе Константинопольском, с первой недели поста четвертого индикта 615 года начали петь после «Да исправится», во время перенесения Даров из скевофикалии на престол; после того, как иерей скажет: «По дару Христа  Твоего», народ то час начинает «Ныне силы небесные с нами невидимо служат. Се бо входим  входит Царь славы, се, жертва тайная совершена дориносится. Верою и страхом приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа».

Согласно другому свидетельству, в житии преподобного Георгия Хозевита (VI-VII века), преподобный имел обычай в воскресные дни после всенощного бдения посылать молодого монаха, или послушника  Зинона в Иерихон за просворами на случай, если кто то посетит монастырь, помолиться. Как то Зинон во время Евхаристии стоял близко к алтарю и слышал слова молитвы, которые читал преподобный Георгий, для освящения Даров, и после этого их запомнил. В воскресный день, когда юноша шел с просфорами из Иерихона, он задумался об этих словах. В это время на на юношу и просфоры сошел Дух Святой и освятил и юношу и просфоры. А преподобному Георгию явился ангел и сказал: «Встань, пресвитер, и соверши Преждеосвященную службу над тем приношением, которое несет юноша, ибо оно освящено».

Российские исследователи используют труды Льва Алляция, посвященные этой же теме. Сам Лев Алляций,  из «Церковной истории» Сократа Схоластика, говорит,  что существовала многообразная богослужебная практика его времени. Лев Алляций - (1586 или 1588, о-в Хиос - 18.01.1669, Рим), греческий эллинист и эрудит, один из основателей византиноведения, автор многочисленных трудов в области филологии и истории, католический богослов. Родился в семье православных  греков, Николая Вестарха и Севастии Невриди. В возрасте 10 лет был увезен в Италию, в 1599-1610 гг. учился в греческой коллегии в Риме. Став ревностным католиком, некоторое время занимал пост генерального викария при латинском епископе Хиоса (не принимая сана). Вернувшись в Рим, занялся медициной; с 1619 г. связал свою жизнь с папской Ватиканской библиотекой, где занимал должности от простого писца (scriptor graecus) до главного хранителя.

Он высказывал предположение, что в среду и пятницу читаются Священные Писания, и бывает все, что относиться к синоксису (синаксарь, синаксарий (от слова σύναγω собираю, схожусь) так назывались внебогослужебные собрания православных христиан, посвященные благочестивому чтению и псалмопению), кроме совершения Таин.

На основании перевода цитат Смирнов- Платонов сделал вывод, что речь шла о литургии Преждеосвященных Даров. Он внес небольшую поправку после слова «пятницу», и добавил «четыредесятницу»; а слово «синаксис» заменил на слово «литургия». После этого получилось: «В Александрии, в среду и день, называемый пятком (Четыредесятницу), читаются Писания, и учители изъясняют оные, и бывает все, что принадлежит до литургии, кроме освящения Таин». Еще одно подтверждение было найдено в независимом опубликованном трактате по названием «Слово Софрония, патриарха Иерусалимского, содержащее всю церковную историю», где сказано: «Ныне более прочих в употреблении священнодействие Василия Великого и Иоанна Златоуста, с литургией Преждеосвященных Даров, о которой они говорят, что она Иакова, именуемого братом Господним, другие – Петра, верховного апостола, а иные-других». Этих подтверждений достаточно для того, чтобы сделать вывод о происхождении и отношении литургии Преждеосвященной к апостольским временам.

-4

Сам текст литургии Преждеосвященной сохранился в рукописях VIII века согласно константинопольской традиции. А в Палестине, текст этой литургии апостола Иакова сохранился в рукописях, датированных примерно X веками. Сами же тексты датируются более ранним временем, чем их содержание. Можно привести пример: перевод литургии апостола Иакова, по мнению С. Верхельста, был выполнен в VII веке. Похожие свидетельства указывают на то, что литургия апостола Иакова активно практиковалась уже в VI веке. Свидетельства указывают на то, что литургия Преждеосвященная упоминается в текстах  как обычная. С другой стороны описания этой литургии в Иерусалимских богослужениях отсутствует. Значит в Палестине она появилась примерно в VI веке. На Востоке литургия Преждеосвященная, по существующим свидетельствам, активно стала распространятся к началу VII века.

На Западе литургия Преждеосвященная впервые описывается в древней редакции Геласия Сакраментария, сохранившиеся в рукописи около 750 года. Монашеские уставы в VI веке предписывали причащать братию Преждеосвященными Дарами. В древнейших  латинских источниках причащение этими  Дарами предваряется простой молитвой «Отче наш», с последующим обычным завершением.

Профессор А.А. Димитриевский, найдя в Синайской библиотеке рукопись на латинском языке для литургии Преждеосвященных  Даров апостола Иакова, писал: «Несомненно, что чин литургии Преждеосвященных Даров апостола Иакова явился в практике Иерусалимской Церкви очень рано. Отсюда и проник в патриархат Антиохийский и Синайскую архиепископию. Василий Великий, сообразно с потребностями своего времени пересмотрел этот последний чин, сократил его и внес даже свои собственные молитвы, сочинения. В этом вновь проредактированном виде чин литургии Преждеосвященных Даров, усвоив себе даже имя последнего редактора, был введен в богослужебную практику Константинопольской Церкви, а откуда распространился по всему христианскому Востоку, вытеснив окончательно чин литургии Преждеосвященных Даров апостола Иакова, о существовании которого хранили довольно неопределенные слухи лишь литературные источники того времени».

Но гипотеза по поводу появления литургии апостола Иакова в Иерусалимской Церкви была отвергнута. Профессор Н.Ф. Красносельцев опубликовал свои наблюдения, сличив трактат,  приписываемый патриарху Иерусалимскому Софронию и пришел к выводу, что сочинение, изданное Маи под именем Софрония есть позднее произведение XII века. Ученые, такие как Смирнов-Платонов и Малиновкий говорят о литургии Преждеосвященных Даров как о самопричащении, как традиции. Эта традиция уходит корнями к апостольскому времени и возникла в условиях гонений, согласно Василию Великому.

Из выписки «Евхология», том второй профессора Василия Димитриевского видим упоминания службах, в том числе и о службах Преждеосвященных Дарах: «Из служб суточного круга особого внимания заслуживают песненное последование постовых часов (страница 10-12), и обычных (страница 35-39, 1005-1007), панихид (страница 13-14 ),  чины утреннего и вечерняго богослужения с распределением молитв по всему чину (страница 88, 161, 163, 661, 1001), чины литургии Иоанна Златоуста  в списках 1260 года (страница 157), литургия XIII (страница 170), …, чины литургии преждеосвященных даров (страница 86, 490, 833), диаконский чин обычной литургии  святаго апостола Иакова (страница 245)».

Во время полной литургии, когда происходит освящение Преждеосвященных Даров, эти Дары становятся Телом и Кровию Христовою, и сохраняются до первой Преждеосвященной службы. Значит, как было сказано выше, это связано с традицией хранения Даров раннехристианского времени. Однако причины появляния общественного богослужения, включающего совместное причащение мало известны. Были выдвинуты различные предположения. Одним из таких предположений стало прекращения домашнего причащения с IV века. Другая возможная причина- установление с III-IV века постоянных богослужений по средам и пятницам, и чтением Писаний.

Самой вероятной причиной появления, или возникновения службы Преждеосвященной – соблюдение с IV века Великого поста (Четыредесятницы).

-5

Трульское правило о соблюдении Великого поста пятьдесят пятое гласит(55): «Поелику мы уведали, яко обитающие во граде Риме, во святую Четыредесятницу, в субботу ея постятся, вопреки преданному церковному последованию: то святому собору угодно, да и в римской церкви ненарушимо соблюдается правило, глаголющее: аще кто из клира усмотрен будет во святой день Господень, или в субботу постящимся, кроме единыя токмо: да будет извержен, аще же мирянин, да будет отлучен.»

Трульское правило о само причащении пятьдесят восьмое гласит(58): «Никто из состоящих в разряде мирян да не преподает себе божественныя тайны, когда есть епископ, или пресвитер, или диакон, Дерзающий же на что либо таковое, как поступающий противу чиноположения, на едину неделю да будет отлучен от общения церковнаго, вразумляяся тем, не мудрствовати паче, еже подобает мудрствовати».

Также стали часто проводиться огласительные беседы по будням, и слушать толкования на Писания.  В следствие этого к VIII веку совершение Преждеосвященной службы, в римской традиции стало набирать обороты  как каждодневная, даже не смотря на то, что каноны Лаодикийского собора (49, 51) не были приняты. В IV веке литургия служилась ежедневно, кроме четверга, а при папе Римском Григории II (715-731) – также по четвергам. Эта практика служения передалась и некоторым восточным традициям, а в последствии была забыта.

С прекращением гонений самопричащение не прекратилось, а напротив. Василий Великий это одобрял и придавал ему обоснование: «Хорошо и полезно каждый день приобщаться и принимать Святое Тело и Кровь Христову, потому что сам Христос говорит: Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный». В монастырях сохраняли эту традицию самопричащения, в основном, где нет иерея. Также и миряне, храня Тело и Кровь Христову в отдельном сосуде, причащались, тем более, что Дары были доступны и могут ими причаститься в любой момент. Из самого жития Василия Великого, которое приписывается Амфилохию Иконийскому, говориться, что Василий, совершив полную литургию, одной частью Тела Христова причастился, а другую убрал в ковчежец в виде голубя. Григорий Богослов в надгробном слове на кончину своей сестры Горгонии, говорит, что ее исцеление произошло после самопричащения. Сам Григорий свидетельствует : «Горгония одержима была телесным недугом и тяжко страдала; и болезнь ее была необыкновенная и странная: делалось внезапное воспаление во всем теле, и как будто волнение и кипение в крови; потом кровь стыла и цепенела, в теле появлялась невероятная бледность, ум и члены разслабевали, и все сие повторялось не чрез продолжительное время, но иногда почти непрестанно….потом, помазавши все тело сим врачевством своего изобретения, что могла рука собрать вместообразных честнаго Тела  и Крови ,смешавши то с своими слезами, (какое чудо!)».

-6

Еще одна возможная причина возникновения литургии. Преждеосвященной на Востоке- деятельность нехалкидонитов. Известно, что отличием нехалкидонитов от других – отказ принимать Евхаристию из рук признающего Халкидонский Собор. Василий Великий цитирует письма к Кесарии, (письмо 89, 90): «…ни мало не опасно, если кто во время гонений за отсутствием священника или служащего, бывает в необходимости принимать Причастие собственною своею рукою…А в Александрии и Египте, и каждый крещенный мирянин по  большей части  имеет причастие у себя в доме и сам собою приобщается когда хочет». Это письмо в действительности принадлежит Севиру Антиохийскому –одного из главных антихалкидонитов. Нехалкидонитское духовенство, представители которого подвергались гонениям, как Иаков Барадей, много перемешались с места на место, и следовательно могли иметь потребность в совершении литургии Преждеосвященной, или ее кратком чине, где также использовался освященный Хлеб, но чаша освящается заново, так как долго хранить и перемещать Тело и Кровь Христову в древней Церкви не было принято.

Скорее всего изобретателем этого чина Преждеосвященной в Яковитской Церкви считается Севир Антиохийский. Но окончательно приписывать ему, как это делал Успенский, нельзя. Поскольку не существуют и не сохранились свидетельства, подтверждающие это. После чего в городе Константинополе в тридцатых годах VI века была эта практика служения.

Что можно сказать о молитвах, по которым происходило самопричащение?

-7

В пример, из жития Марии Египетской, когда старец Зосима принес ей святое причастие, она попросила прочитать ей «Символ Веры» и «Отче наш». После этого она поцеловала старца и причастилась. А после подняла руки к верху, вздохнула, прослезилась и сказала: «Ныне отпущаеши…». Можно на основании этого свидетельства сделать вывод, что эти молитвы были тем минимумом, на которых происходило самопричащение.  Профессор Е.И. Ловягин сделал предположение, что прообраз литургии Преждеосвященной является причащение вечером, в постные дни. А Лурье предположил развитие практики самопричащения у ранних христиан, но и обычай освящения святой чаши мирянами, причем чаша почиталась как сакральный объект.

Из других источников «Собрание древних литургий», цитируем: «Между восточными и западными древними литургиями, составляющими две обширные области, резко отличающиеся одна от другой, есть одна особенная литургия, которая составляет как бы общее достояние Востока и Запада и с глубокой древности до сих пор с одним и тем же названием употребляется как в Восточной церкви, так и в Римской, а за ней и в других Западных церквах. Это литургия Преждеосвященных Даров (Προσηγιασμένη, т.е. λειτουργία, т.е. δώρων Missa praesanctificatorum, т.е. munerum), которая совершается в св. Четыредесятницу – в Восточной Православной Церкви преимущественно по средам и пятницам в первые шесть недель, в четверток и пяток недели, в понедельник, вторник и среду страстной седмицы и может совершаться в каждый день Великого Поста в случае праздника или предпразднества, кроме суббот и воскресных дней и праздника Благовещения 1599 . В Западной церкви только однажды в год – в великий пяток на страстной седмице 1600 . Происхождение и устройство этой литургии различными исследователями церковных древностей приписывалось и до сих пор приписывается то Востоку, то Западу».

Я указывал выше, что существовали первые основания и обычаи хранения Преждеосвященных  Даров. Эти основоположения совпадают в Восточной и Западной Церкви,  и следовательно уходит своими корнями в само основание литургии Преждеосвященных Даров. Эта литургия апостольского времени,  которая дошла до первых христиан и древней Церкви.

Приведу в пример высказывания Восточных и Западных исследователей древней Церкви о Литургии Преждеосвященной.

1. Константинопольский патриарх Михаил Анхиали (XII в.), излагая доказательства древности Литургии Преждеосвященных Даров, говорит: «Это тайноводство необходимо сопутствовало проповеди апостольской и появилось вместе с преданием четыредесятидневного поста». И еще: «Литургия Преждеосвященных есть исконное и древлепереданное тайноводство, известное в святой Божией церкви прежде самих тайноводителей наших – великого во святых отца нашего Златоуста и архиепископа и божественного украшения Кесарийской церкви величайшего отца нашего Василия. И из 49-го правила святого собора Лаодикийского известно, что в Четыредесятницу не дóлжно приносить хлеб (то есть совершать полную литургию), разве только в субботу и Неделю (день воскресный). Современником этого собора был великий Василий, а свт. Иоанн Златоуст был еще позже по времени».

2. Семион Солунский (XVв.), рассуждая о древности той же литургии, выражается так: «Преждеосвященная литургия существует издревле и от преемников апостольских, как свидетельствуют и молитвы ее, и древнее предание. И мы верим, что она действительно апостольская, существующая изначала ради самого поста, чтобы нам сетовать, а не праздновать во дни сетования, как сказано было об этом и другими прежде нас. Итак, дабы нам не оставаться (то есть в постные дни Четыредесятницы) совершенно непричастными благодати Таин Христовых и очищения через святые молитвы, это и установлено отцами».

3. Патриарх Иерусалимский Софроний ( 644 года) в сочинении о литургии говорит: «Ныне более прочих в уважении священнодействие великого Василия и Иоанна Златоуста с литургией Преждеосвященных Даров, о которой одни говорят, что она Иакова, именуемого братом Господним, другие – Петра верховного Апостола, иные – иначе».

4. Ле Брюн в своей истории литургии говорит: «То, что латиняне соблюдают в этот великий день (Великий пяток), греки совершают с незапамятных времен во все дни поста до среды страстной седмицы... называя литургию Преждеосвященных Даров именем Григория Двоеслова, так как она употребляется в Риме в Великий пяток столько веков, что и не видно ее начала».

В описании литургии Преждеосвященной невозможно не коснуться обращение иерея к народу со светильником и возглашением: «Свет Христов просвещает всех». Это слова есть обряд благочестивых евреев благодарить Бога при возжегании светильников вечером, за свет, который он дал. Христиане переняв у евреев этот обряд, переосмыслили его по другому. Христос - есть свет миру. Это часто повторяется в  Писании: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».

Рассмотрим другие определения «Свет миру», «Свет велий», «Светильник».

Свет велий- свет великий – Евангелие. (Закон еврейский был малым светом).

Свет миру- Апостолы.

Светильник -  Свеча; Апостолы, хранящие свет благодати, зажженный в них Господом; Ум, окованный заботами о богатстве; Омраченная душа;  Ум и вверенное ему познание, и вся деятельность души, в течение всей жизни посвящаемые Богу;  15

Об обряде внесения светильников говорит Василий Великий: «Отцам нашим заблогарассудилось не в молчании принимать благодать вечернего света, но при явлении его немедленно благодарить. И не можем сказать, кто виновник сих речений светильничнего благодарения, но по крайней мере, народ возглашает древнюю песнь…Хвалим Отца и Сына и Святаго Духа Божия».

Сохранились от IV-V  века светильники с надписью: «Свет Христов просвещает всех». Согласно «Апостольскому преданию» светильник носил диакон, он же, стоя среди присутствующих, произносил благодарение: «Благодарим Тебя, Господи, через Сына Твоего Иисуса Христа, Господа нашего, через Которого Ты просветил нас, являя нам свет нерушимый. И так как  мы провели день и пришли к началу ночи, насыщались дневным светом, который ты сотворил для нашего удовлетворения, и так как ныне по твоей милости не имеем недостатка в вечернем свете, то мы восхваляем и славим Тебя через Сына Твоего Иисуса Христа, Господа нашего чрез  Которого Тебе слава и честь со Святым Духом, и ныне и присно и во веки веком . Аминь».

Возможный ответ к возникновению Литургии Преждеосвященных Даров находится в «Барбериновском евхологионе № 336», датируемом последними годами VIII – началом IХ века и впервые опубликованном Гоаром. Здесь даны молитвы из современного чина Л.П.Д: молитва об оглашенных «Боже, Боже наш, Создателю и Содетелю всех...», молитва о готовящихся ко святому просвещению «Яви, Владыко, лице Твое...», молитва верных первая «Боже великий и хвальный...», молитва верных вторая «Владыко святый, преблагий...», молитва по перенесении Даров на престол «Иже неизреченных и невидимых тайн, Боже...», с возгласом «И сподоби нас, Владыко...» и сразу «Отче наш...», молитва по причащении «Благодарим Тя, Спаса всех Бога...» и заамвонная «Владыко Вседержителю, иже всю тварь премудростию соделавый...». Знаменательно, что это чинопоследование еще не названо литургией. Оно вообще не имеет никакого именования. Предваряющая эти молитвы надпись: «Во светильничное же после чтений и «Да исправится» и «Господи, помилуй» бывает молитва оглашенных перед Преждеосвященными Дарами» - указывает на то, что данное богослужение совершалось вечером, после каких-то чтений и пения «Да исправится» и «Господи, помилуй» и что за этим следовала не обычная молитва об оглашенных, а особая, после чего происходило причащение.16

Из «Настольной книги священника» читаем: (Церковный вестник от 1799 года №14). «В Триоди Постной, в последовании первой седмицы, указано открывать Царские Врата после «Да исправиться», перед чтением Апостола и Евангелия; в Чиновнике указано затворять Царские врата после возгласа «Свет Христов просвещает всех».

По четырем причинам иерей во время чтения пророческих паремий показывает народу возженную свечу и говорит: Свет Христов просвещает всех. Во-первых: не только на Преждеосвященной Литургии, но и на всякой великопостной вечерни всегда читаются две паремии, одна из книги Бытия, а другая из Притчей, как и в Уставе на странице 132 на об. показано: во всю великую Четыредесятницу вечера читается едина паремия Бытия и вторая Притчей. Но вся книга Бытия историческим образом описывает бывшие с самого начала мироздания дела человеческие, особенно падение Адамово, разные заблуждения людей, многие казни, последовавшие за них, и различные прещения на непокорных. Книга же Притчей объясняет пришествие на землю Христа Спасителя, Его смотрение, прогнание нашей тьмы Божественным светом, наставляет всякого на путь правый и предлагает для сего разные нравственные и таинственные способы. Симеон Солунский (в главе 354) пишет: «Книга Бытия повествует о том, что случилось с начала мира, т.е. о сотворении людей и падении Адама; книга же Притчей предсказательно повествует о Сыне Божием и чрез Него дает советы усыновленным, как сынам; Самого Сына называет Премудростию, которая, говорит, создала себе дом, т.е. семь даров Духа Святого, всех питает и поит хлебом Тела и чашею Крови Своей и есть Свет, освещающий горняя и дольняя». А потому священник, пред чтением Притчей, как бы для подтверждения слов, просвещающих наши души, во образе вещественного держимого в руках света, показывает Самого Христа, Который не тотчас по сотворении мира, но по прошествии многих веков, как бы к вечеру, пришел просветить нас, – и громогласно говорит: Свет Христов просвещает всех. Это мнение Симеон Солунский подтверждает в той же (354) главе: «по окончании чтения книги Бытия тотчас является иерей в царских вратах со свечами и, когда все встают, он, делая кадильницею знак креста, громогласно говорит: премудрость, прости! Свет Христов просвещает всех, и потом уходит во святой алтарь. Тогда чтец на амвоне читает Притчи. Это показывает, что под конец веков Иисус Христос, Свет истинный, воссиял седящим во тьме, и светом Своей благодати наполнил вселенную».

Во-вторых: на Преждеосвященной Литургии, которая есть не что иное, как то же вечернее пение, свечи возжигаются при пении «Господи, воззвах», и пред возжением их, чрез молитвы светильничные, бывает совершаемо благодарение за ночной свет, даруемый людям от Бога, и моление, дабы Бог наставил нас ходить во свете истины (как сказано было сей же части в гл. 4, §15); теперь священник, чрез вещественную свещу, показывает людям духовное и небесное сияние, находящееся в Преждеосвященных Тайнах, и словами: свет Христов просвещает всех, вселяет в народе твердую надежду на просвещение наших душ чрез приобщение Христовых Тайн.

В-третьих: оглашенные, как готовящиеся ко крещению или просвещению, тотчас по прочтении сугубой ектении должны быть выведены; но пред этим их изведением показуется им, под образом вещественного света, Христос - истинный Свет, просвещающий всякого человека грядущего в мир и присутствующий в Преждеосвященных Тайнах, и показуется для того, чтобы они уверены были, что приимут в крещении свет от исполнения Его, и в этом удостоверяются словами: свет Христов просвещает всех.

В-четвертых: Евангелие на обыкновенной литургии читается прежде освящения Даров, ибо Христос прежде благовестил Свое учение, а потом преподал, под видом хлеба и вина, Плоть и Кровь Свою. Но как на преждеосвященной литургии Евангелие, как благовестие Христово, не читается, ибо на оной и Дары не освящаются, но предлагаются прежде освященные; то, вместо Евангелия, священник чрез возженную свещу показывает Христа, являемого в Преждеосвященных Дарах, и просвещение, Им сообщаемое, выражает словами: свет Христов просвещает всех.

Ученые имели единое мнение о чтениях, понимая их как поучения, которые проводили епископы, к людям, которые готовятся принять крещение. Эти чтения были связаны с книгой Бытия. В пятом веке в Иерусалиме такие поучения стали проводиться во второй половине дня, после службы 9-го часа. Проводил такие же поучения в Антиохии Иоанн Златоуст в 386 году. Такие чтения продолжались многие столетия, что видно из гомилии Антиохийского монофизитского патриарха Севира: «…мы в течение сорока дней поста читаем Бытие, т.е. книгу о сотворении».

Важно заметить, что в Иерусалиме чтения книги бытия начинались раньше, (с понедельника сырной седмицы), чем в Антиохии. Это связано с тем, что в Иерусалиме суботние и воскрестные дни Великого Поста, за исключением Великой Субботы, не считались постными днями, об этом пишет Этерия: «..подобно тому как у нас перед Пасхой соблюдается Четыредесятница, так здесь перед Пасхой соблюдается восемь недель. И потому соблюдаются восемь недель, что в дни воскресения и в субботу не постятся, за исключением одного субботнего дня, в который бывает пасхальное бдение и в который необходимо поститься, потому что помимо этого дня здесь в течение всего года никогда не бывает поста в субботу. Итак, из восьми недель за вычетом восьми воскресений и семи суббот, потому что в одну субботу необходимо поститься, как я сказал выше, остается сорок один проводимый в посте; это здесь  называется eortae, т.е. четыредесятница.».

Молитва «Да исправится» напоминает великий прокимен. А прокимны предшествуют Апостолу и Евангелию.

У Красовицкой написано «Прокимнов и аллилуиариев на литургии может быть только один или два. Чем важнее праздник, тем вероятнее, что будет только лишь один прокимен, и чем скромнее празднование, тем вероятнее, что будет два прокимна. Устав этой части службы состоит в указаниях  о соединении или вытеснении тех или иных прокимнов.  Например, прокимен воскресный и прокимен святого в любом случае соединяются, а если прокимен седмичный и святого тогда важно, какой это святой, потому что при одних знаках прокимен дня седмицы будет откладываться, а при других не будет.

Апостол и Евангелие на литургии бывают рядовые и особые. Рядовые апостольские и Евангельские чтения идут с первого дня Пасхи, и для каждого дня седмицы есть свое чтение ñ рядовое, по порядку с первого дня Пасхи. В первый день Пасхи читается из Евангелия 1-е зачало от Иоанна, и апостольские Деяния. А есть зачала особые, для праздников: например, на Рождество Христово. Есть специальные зачала для святых ñ особые для каждого лика.18

Также примечаем, что во время пения «Да исправиться» положено каждение. Антиохийский богослужебник IV века говорит, что был выбран 140 псалом. Иоанн Златоуст говорит об этом: «..что 140 псалом избран для вечерни  не только потому, что он подходит для этого времени, но он предписан как некоторое спасительное врачевство и средство для очищения грехов, чтобы все, чем бы ни осквернились мы в продолжении дня, находясь на площади, или дома, или в другом каком-нибудь месте, мы очистили, при наступлении вечера посреством этой духовной песни». Феодорит Кирский также указывает на каждение во время этого псалма. Также   примечательно, что  пение начинается со второго стиха. Это древняя особенность, унаследованная Сирией, потом Палестиной и Эдесской Церковью, где было влияние арамейкой культуры.

Второе замечание- последовательность богослужения в Барбериновском Евхологионе, где после «Да исправиться» и «Господи помилуй» приведены молитвы об оглашенных, которые готовятся креститься и две молитвы верных, напоминают Сирийскую вечерню IV века, состоящая из одного «140 светильничного псалма» и молитв.

В заключении хотел бы упомянуть о возгласе иерея «Свет Христов просвещает всех».

Что есть свет?

Апостол Павел в своем послании к Филиппийцам говорит: «Все делаете без ропота и сомнения, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире, содержа слово жизни…». 19

В Евангелии от Матфея сказано: «Вы- свет мира».

Этот обряд лежит в традиции евреев благодарить Бога при разжигании светильников вечером за свет, который дал Христос.

Василий Великий говорит о светильниках так: «Отцам нашим заблагорассудилось не в молчании принимать и благодать вечерняго света, но при явлении его немедленно благодарить. И не можем сказать, кто виновник сих речений светильничного благодарения; по крайней мере народ возглашает древнюю песнь…Хвалим Отца, Сына и Святаго Духа Божия».

Лампада (от греческаго - светильник) – масляный светильник, зажигаемый перед иконами в алтаре храма, на престоле и семисвечнике.

В литургическом толковании  этот термин означал момент завершения оглашения и начало вечерни. Заметим, что в древних Евхологионах и в русских служебниках ношение светильника и этот возглас поручался диакону, как было с первых веков христианства. Он же находясь среди прочих произносил светильничное благодарение: «Благодарим Тебя, Господи, через Сына Твоего Господа Иисуса Христа, Господа нашего, чрез Которого Ты просветил нас, являя нам свет нерушимый. И так как мы провели день и пришли к началу ночи, насыщались дневным светом, который ты сотворил для нашего удовлетворения, и так как ныне по Твоей милости не имеем недостатка в вечернем свете, то мы восхваляем и славим Тебя чрез сына Твоего Иисуса Христа, Господа нашего, чрез Которого Тебе слава и сила и честь со Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь».

В богослужебной литературе широко распространилось мнение, что автор этой Литургии Преждеосвященной является Григорий Двоеслов, римский папа VII века. Это мнение ни чем не подтверждается определенно, ни греческая, ни славянская рукописи старше XVI века этого не подтверждают.  Иногда встречаются имена свт. Василия Великого, Епифания Кипрского, Германа Константинопольского. В рукописях сохранилось чинопоследование , немного отличающиеся от нашего - Литургия Преждеосвященных Даров апостола Иакова. В Сакраментарии Григория также нет подтверждения об авторстве Литургии Преждеосвященной.

Из описания Литургии по «Сакраментарию»:

«Литургическая реформа свт. Григория относится к 591-594 гг. и сводится к двум основным моментам:

1.      осуществление новой редакции устаревшего сакраментария папы Геласия.

2.      составление т.н. Антифонария, т.е. сборника литургических песнопений.

Известно, что этот Сакраментарий получил одобрение 7 Вселенского Собора (куда его направил папа Адриан).  До такой степени сохранялось ещё литургическая терпимость в Единой Неразделённой Церкви.  А может быть это и не столь удивительно, если учесть, что свт. Григорий в 577-585 гг. был папским апокрисарием (представителем) в Константинополе, хорошо знал Византийский обряд и использовал отдельные его элементы в своей реформе. Например, он составил по восточному образцу чин Литургии Преждеосвященных Даров. Своему другу еп. Иоанну Сиракузскому он откровенно писал: "Если что имеет хорошего или Константинопольская или другая Церковь, то я готов подражать в добре и меньшим меня... ибо глуп тот, кто считая себя первым, не учится доброму, которое видит в других".

В результате его сакраментарий ("Liber sacramentorum") сделался общеупотребительным не только в Римской Церкви, но и во всех западных Церквах, и считался образцовым до самого Тридентского Собора (1545 г.). Единственным сходством с византийским чином – освящение Чаши Преждеосвященным Хлебом в Великую пятницу раз в году. Эти, а также и некоторые другие причины и послужили тому, что имя святителя Григория после XVI в. закрепилось за чином Литургии Преждеосвященных Даров, хотя здесь указание на авторство имеет совершенно условное указание. Также, из «Церковной истории» Сократа Схоластика, которую приводил Лев Аляций говоря о множественности богослужебных практик того времени, высказывал:  «в Александрии  в среду и так называемую пятницу читаются Писания, и учители толкуют их, и бывает все, относящееся к синаксису, кроме совершения Таин», которое указывает в Александрии похожее что то службу Преждеосвященных  Даров. Подтверждение этого сообщения Сократа было найдено в трактате  «Слово Софрония, патриарха Иерусалимского, содержащее всю церковную историю и подробное объяснение всего совершающегося в Божественном священнодействии», в котором указано: «Ныне более прочих в употреблении священнодействие Великого Василия и Иоанна Златоуста, с литургией Преждеосвященных, о которой говорят, что она  Иакова,именуемого братом Господним, другие – Петра, верховного апостола, а иные-других». Позднее профессор Дмитриевский тоже указывал на это, исходя из рукописей Синайской библиотеки и писал: «Несомненно , что чин Литургии Преждеосвященных Даров апостола Иакова явился в практике Иерусалимской Церкви очень рано…Отсюда он проник в патриархат Антиохийский и Синайскую архиепископию…Василий Великий…сообразно с потребностями своего времени пересмотрел этот последний чин, сократил его и внес даже молитвы собственного сочинения. В этом вновь проредактированном виде чин Литургии Преждеосвященных Даров, усвоив себе даже имя последнего редактора, был введен в богослужебную практику Константинопольской церкви, а оттуда распространился по всему христианскому Востоку, вытеснив окончате@льно чин литургии апостола Иакова, о существовании которого хранили довольно неопределенные слухи лишь литературные источники того времени». В последствии все гипотизы об авторстве были отвергнуты, так как рукописи древних литургий не имеют полного основания авторизовать конкретного авторства чиноположения  Литургии Преждеосвященных Даров.

#вопросы причастия #история церкви #история создания церкви #история церкви конспект#история средних веков церкви