Лимит в 1000 слов: новый формат урока

Из этой статьи вы узнаете, как организовать урок без лишних слов, чтобы сэкономить время для полезной и эффективной работы класса.

Из этой статьи вы узнаете, как организовать урок без лишних слов, чтобы сэкономить время для полезной и эффективной работы класса.

Можете представить себе урок, на котором учителю разрешалось бы говорить не более 1000 слов? Фантастическая картина!

Педагоги России отличаются от своих зарубежных коллег непреодолимым пристрастием к речевому жанру. Привычная картина: учитель много и долго говорит, а ученики много и долго слушают (слушают ли?). В принципе, так проходит большинство уроков, и это очень плохо.

Сколько мы говорим на уроке и зачем?

Согласно исследованиям университета Аризоны, обычный человек использует в день около 16.000 слов. Учителя, в силу своей профессии, в этом отношении бьют все рекорды. Ещё в 60-е годы прошлого века были проведены эксперименты, в которых педагогам предложили оценить продолжительность своего говорения на уроке. Подсчитывалось не только количество слов во фронтальном режиме, но и всевозможные пояснения в ходе занятия, а также замечания по поведению учащихся. По оценке испытуемых, на 40-минутном уроке средний учитель использует около 258 слов, в то время как ученики – 386. Фактически же эта цифра оказалась намного выше: 3123 слова учителя против 2179 слов учащихся. А если подумать о том, что учитель один, а детей – 30? Более чем мрачная картина. Таким образом, учителя наговорили на одном уроке в 10 раз больше, чем им казалось.

Лимит в 1000 слов: новый формат урока

Чтобы фронтальный урок наконец-то ушёл в прошлое, а на его место пришли формы работы, ориентированные на учеников, Крис Деремер предложил установить лимит на говорение учителя в 1000 слов за урок. Как утверждает американский педагог, для произнесения 1000 слов учителю достаточно 9 минут. Оставшиеся 36 минут можно с пользой потратить на активную деятельность учеников: послушать доклады, провести дискуссии, выполнить проекты, осуществить рефлексию. По мнению Деремера, для качественного изучения материала учащимся вполне достаточно 1000 слов учителя.

Меньше слов – больше планирования

Идея лимитирования словесного присутствия учителя предполагает отказ от фронтальной формы урока, недостаток которой заключается в неэффективной трате учебного времени. Чем больше говорит учитель, тем меньше смысла в уроке для детей. Но учитель сможет ограничить говорение только в том случае, если продумает чёткие формулировки заданий, а это требует более качественного планирования урока. Необходимо отказаться от излюбленной страсти педагогов – «растекаться мыслью по древу» и составить указания так, чтобы учащиеся не задавали лишних вопросов и могли выполнять поставленные задачи чётко и осознанно. Установление лимита в 1000 слов позволит педагогам переформатировать своё представление об уроке как о театре одного актёра и увеличить долю участия детей в активной практической деятельности. Не будет лишним  совместно с учащимися определить    универсальные правила выполнения определённых задач на уроке, автоматизировать процесс обучения в группах, где каждый ученик будет осознавать свою роль без постоянных уведомлений учителя (подробнее о грамотной организации групповой работы можно узнать здесь).

Фокус, направленный на основное

Чтобы избежать многословия, учитель должен предоставить учащимся чётко структурированное целеполагание к каждому учебному заданию. Возможно, имеет смысл унифицировать указания и даже разместить их для всеобщего обозрения в кабинете.

Ученикам нужно чётко указать на три важных пункта:

  • Какова учебная цель урока?
  • Как конкретно звучит задание?
  • Каков план урока?

Ход урока при лимитированном времени говорения педагога выглядит так:

Учитель начинает урок, объясняя названные выше пункты. Дети получают хорошо продуманные, чётко сформулированные письменные указания о ходе работы на уроке с ясными целеустановками для каждого учебного задания. Письменные указания освободят учителя от необходимости отвечать на рутинные вопросы учеников в ходе работы на уроке. Учащиеся работают в группах по плану, помогая друг другу и приходя к самостоятельному открытию новых знаний. Учитель выступает, при необходимости, в роли консультанта групп.

Организация учебного пространства и инвентарь для самостоятельной работы

Необходимо позаботиться о том, чтобы атмосфера учебного кабинета располагала к продуктивной творческой работе. Это позволит учителю сэкономить не только слова, но и энергию. Продуманные правила поведения в классе, составленные вместе с детьми и вывешенные на видное место, избавят педагога от озвучивания замечаний во время урока. Также необходимо выделить место для инвентаря – учебных принадлежностей для групповой работы. Ученики не должны просить лишний листочек, цветной карандаш, текстовыделитель и т.п. – всё это должно находиться в постоянной доступности на постоянном месте.

Функциональное оформление учебного кабинета для эффективного обучения подробно описывает модное в Европе и США направление «менеджмент класса» (classroom management). О нём мы поговорим в следующих статьях.

Из этой статьи вы узнаете, как организовать урок без лишних слов, чтобы сэкономить время для полезной и эффективной работы класса.-2