Нет, на сказку это не похоже. Ведь проект «По пути» уже начал работу в Новой Москве, а значит, он вполне реален. Вот только сама суть – возможность заказать общественный транспорт прямо к подъезду – попахивает древним анекдотом, как миллионер к загородному дому на трамвае ехал. Но ведь речь не о миллионерах – заказ маршрутного авто стоит всего 46 рублей!
Я решил разобраться, насколько же все это работоспособно, и что же это за добрый дядя, который готов гонять рейсовый автобус по всему микрорайону, чтобы собирать отдельных пассажиров. Ведь официально пилотный проект работает в ТиНАО (объединение Троицкого и Новомосковского округов столицы) уже с начала осени. «Маршрутки» ходят от станции метро «Прокшино» до поселков Воскресенское, Десёновское, Сосенское и Филимонковское, а также связывают Рязановское со станцией МЦД «Силикатная».
На первый взгляд, все просто до неприличия. Заходишь в приложение «Московский транспорт» и, если поблизости есть сервис «По пути», программа сама предлагает им воспользоваться. Тебе достаточно просто ткнуть в предложенную карту, обозначив, куда тебе надо или откуда ты поедешь. Приложение покажет ближайшую точку посадки, время прибытия и номер машины, в которую нужно сесть. Оплата проезда – вышеупомянутые 46 рублей, как в любом общественном транспорте – производится онлайн. При посадке нужно только подтвердить через один из QR-кодов в салоне то, что ты реально едешь. Все.
Теперь, когда вы порадовались, что сервис «По пути» – не разводка, пора перейти к «нюансам». Для начала, ни к какому подъезду «маршрутка», естественно, не подъедет – разве что он случайно совпадет с местом остановки, выбранным приложением. Но то, что машина вас подберет в шаговой доступности – это факт. Если пассажиров несколько, то будет сформировано место посадки, оптимально удобное для всех. Раскопанный водопровод, лужа по колено или другие форс-мажорные вещи, конечно, не учитываются, но плюс-минус…
Идем дальше – сгонять в гипермаркет на халяву тоже не получится. Я не зря написал в начале «куда надо или откуда поедешь». Так как идея проекта – максимально удобно доставлять людей к метро или МЦД, одной из точек маршрута в любом случае будет конечная. Выйти по пути следования получится, только если автобус остановится для посадки других пассажиров, и ты в этот момент выскочишь.
Возможно, в дальнейшем это изменится, но пока только так.
Перейдем к самим микроавтобусам. Вернее, к лимузинам в шкуре «маршрутки». Как выяснилось, это вовсе не таратайки с простенькими «табуретками» внутри, а навороченные версии Mercedes-Benz Sprinter последнего поколения. Салоны с комфортными креслами, у которых есть подлокотники, столик и откидываются спинки. Есть USB-разъем, а под потолком работает огромный телевизор. Для удобства водителя – коробка «автомат». Приблизительный ценник такой комплектации зашкаливает за 5,5 млн рублей!
Мало того, что это просто огромные деньги, ведь на маршрутах уже сейчас катается 30 таких «микриков», так это еще и неудобно. Узкие проходы вообще не располагают к частой ротации пассажиров, а тут имеется еще и ограничение на перевозку 15 пассажиров. Впрочем, на него, как обычно, никто не обращает внимания. В утренние и вечерние часы пик народу набивается полный салон. Почему и как так получается – неясно. Неужели, система не умеет считать до пятнадцати и не записывать на один и тот же автобус больше 15 человек? Или это осознанное нарушение ПДД на уровне руководства сервисом?
И еще, проект «По пути» — это не общественный транспорт. И на него не распространяются «поблажки» последнего. И я уже не про стоячих пассажиров, а про перевозку детей вне специального детского кресла. Да и высадка людей вне остановочных пунктов – такой себе «сервис». Ширина улиц в местах, где работают новые «маршрутки», прекрасно видна на фото. Создание помех движению другого транспорта и отсутствие безопасности пассажиров гарантировано.
А ведь на разработку сервиса «По пути», поддержание его работоспособности и дальнейшее развитие проекта выделено почти 270 миллионов рублей. Не многовато ли для такого количества нестыковок?
В принципе, для мест, где общественный транспорт не развит, идея здравая. Проще пустить по произвольному маршруту раз в 30 минут «микрик», чем придумывать постоянные маршрутные схемы и заставлять людей подстраиваться под них. Но вот воплощение, как обычно, хромает. Что скажете?