Сегодня всё больше компаний автоматизируют свои бизнес-процессы, высвобождая рабочие руки. Грозит ли такая ситуация потерями рабочих мест? InvestFuture узнал мнения экспертов на эту тему.
Павел Шинкаренко, CEO компании Solar Staff, которая занимается автоматизацией выплат, считает: в ближайшем будущем автоматизация затронет 75 млн рабочих мест. В итоге “лишними” уже через девять лет станут 400 млн человек, а это 15% всех рабочих мест в мире. Люди с низкой и средней квалификацией должны будут либо сменить работу, либо конкурировать по цене с автоматизированными системами.
Кассиры и грузчики станут не нужны
В первую очередь, автоматизация коснётся низкоквалифицированного труда. В группе риска кассиры, охранники, сотрудники сферы обслуживания: курьеры, уборщики. Падает спрос на грузчиков, бухгалтеров, работающих с первичной документацией, и переводчиков. В перспективе могут исчезнуть архивариусы и сметчики.
Роботами могут быть заменены также все сотрудники, выполняющие рутинные задачи.
Как отметила руководитель пресс-службы HH.ru Северо-Запад Мария Бузунова, тренд на автоматизацию совпал с пандемией коронавируса, которая тоже привела к многочисленным сокращением. И это стало “двойным шоком” для многих работников.
Роботами могут быть также заменены сотрудники, выполняющие рутинные задачи. Как считает основатель и генеральный директор агентства “Интериум” Валерий Сидоренко, роботизации наиболее подвержены профессии с ограниченным кругом задач, которые легко “заскриптовать”. Например, у Яндекса уже есть такси-автопилот. На очереди грузоперевозки и колл-центры. Роботы уже настолько умные, что очень похожи на человека. Искусственный интеллект развивается, учится распознавать речь клиента, и со временем отличить человека от живого сотрудника станет совсем невозможно!
Александр Неволин, руководитель компании Nevlabs, производящей роботов для сортировки мусора, уверен: роботы помогут закрыть дефицит кадров в тех сферах, где люди предпочитают работать меньше всего. Например, в мусороперерабатывающую отрасль мало кто рвётся, несмотря на высокие зарплаты.
Маркетологи канут в лету
Профессии, связанные с performance-маркетингом, если не исчезнут, то обесценятся. В этом уверен основатель HR стартапа Борис Сысоев. Специалистам по контекстной и таргетированной рекламе не нужно будет анализировать большие массивы данных, работать с рекламными кабинетами. Искусственный интеллект уже сегодня справляется лучше. Мы видим это на примерах платформ Facebook, VK, Google и Яндекс. Они обеспечивают качество аудитории выше, чем специалисты-люди.
Новые профессии на смену старым!
Но не всё так печально. Наталья Венерова, директор Центра развития бизнеса и карьеры "Перспектива", не спешит паниковать. По её мнению, высказывания в стиле: “Скоро роботы оставят людей без работы!” эффектны, но ситуация выглядит не настолько революционно.
Автоматизация не случится мгновенно. У людей будет достаточно времени для подготовки. Но чтобы быть востребованным в этом новом цифровом мире завтра, необходимо готовиться уже сегодня и следить за всеми инновациями. А также постоянно обучаться, прокачивать свои компетенции и soft skills.
А представитель HeadHunter Мария Бузунова считает, что в течение ближайших 5–10 лет немалая доля созданных рабочих мест будет приходиться на совершенно новые специальности. Или же на те существующие профессии, которые учитывают новые технологии, товары и услуги. В том числе, в "зеленой" экономике, экономике данных и ИИ.
По данным HH, в будущем могут быть востребованы такие кадры как:
- аналитики и инженеры по анализу данных;
- специалисты по ИИ и машинному обучению;
- специалисты по цифровому маркетингу и стратегии;
- специалисты по автоматизации процессов, развитию бизнеса, цифровой трансформации;
- специалисты по информационной безопасности;
- разработчики программного обеспечения и приложений;
- специалисты интернета вещей.
Основатель Trinity Monsters Мик Вайсман уверен: профессии будущего потребуют от сотрудников постоянного обучения и расширения квалификации. Но простая замена бухгалтеров, юристов или клиентских менеджеров роботами не произойдёт.
40-50 лет назад был страх, что банкоматы “убьют” кассиров. К 2019 году в США было установлено около 400 тысяч банкоматов, однако число банковских кассиров вовсе не уменьшилось, а увеличилось вдвое. Просто банкоматы удешевили открытие новых отделений, а кассиры стали представителями банков, которые помогают клиентам решать финансовые вопросы.
Так что нужно не поддаваться панике, а готовиться к изменениям. И стараться каждый день наращивать свой потенциал. Армия роботов, наступающая на пятки, — стимул развиваться.