Не для кого не секрет, что роман “Пролетая над гнездом кукушки” 1962, оказал большое влияние на формирование движений хиппи. Позже, по роману, Милошем Форманом, был снять фильм, получивший 5 Оскаров и покоривший весь мир с Джеком Николсоном в главной роли.
Сам писатель родился 17 сентября 1935 года в штате Колорадо, США в семье владельца маслобойни.
Окончил факультет журналистики и был зачислен на курсы писательского мастерства в Стэнфордский университет.
В 1959 автор пошёл работать помощником психиатра в госпиталь ветеранов «Menlo Park», где добровольно участвовал в экспериментах по изучению воздействия на организм психоделиков. Именно тогда родилась идея «Пролетая над гнездом кукушки».
Кизи часто беседовал с пациентами больницы и постепенно приходил к выводу, что их болезни были мнимыми — общество просто отвергало любые нестандартные формы мышления и поведения, и стремилось исторгнуть нетипичных индивидуумов.
Вступление романа начинается со строк:
Не моргай. Не зевай, не моргай,
Тетка удила цыплят, гуси по небу летят...
В целой стае три гуся... Летят в разные края,
Кто из дому, кто в дом, кто над кукушкиным гнездом...
Гусь тебе кричит: води ... Два три, выходи.
Это старинная английская считалочка про трех гусей, один из которых полетел на запад, второй на восток, а третий – над гнездом кукушки. Все мы знаем, что кукушки не вьют гнезда, значит… Гусь полетел в никуда.
Действие романа происходит в психиатрической больнице в городе Сейлем (Орегон). Повествование романа ведется от лица главного героя индейца-полукровки по прозвищу Вождь-Швабра или Вождь-Бромден.
Он попадает в психлечебницу после Второй Мировой Войны, внутреннюю жизнь больницы мы видими именно его глазами. В данной клинике, под предводительством жестокосердной сестры Ретчет (мисс Гнусен) ведется лечение с применением электрошоковой терапии и лоботомии. Повсюду царит тотальный контроль со стороны персонала, жесткая дисциплина. За малейшее неподчинение больных наказывают.
Всё пациенты клиники разделены на две группы. Хроники (как правило это те, кто уже не может понимать, реагировать на что либо, над ними уже "поработали") и острые (с виду вполне обычные люди). Хроники располагаются вдоль одной стены, острые на противоположной.
Периодически, для поддержания внутреннего порядка, сестра Ретчет говорит острым: "Ведите себя хорошо мальчики, а то окажетесь на другой стороне".
Она подталкивает пациентов стучать друг на друга если они замечают непорядок, или тайну. Всё должно быть вынесено на всеобщее обсуждение. За доносы пациентов награждают. Как говорит миссис Гнусен - это не стук, а помощь товарищу.
Вот так неспешно протекает жизнь клиники, пока в её дверях не появляется новый пациент Рендл Патрик Макмерфи (герой Джека Никлсона). Он попадает в больницу из тюрьмы, в надежде откосить пару годков, сойдя за сумасшедшего.
Вождь сразу смекнул, что это необычный пациент: "В любой другой день я бы первым увидел новенького, увидел, как он вползает в дверь, пробирается вдоль стены и стоит перепуганный, пока “черные ребята” (санитары) не осмотрят его и не отведут в душевую, где разденут и оставят стоять, дрожа, при открытой двери.
Позже Макмерфи понимает, что не всё так просто в этой клинике, сестра Ретчет жёстко контролирует и ведёт наблюдение. За любое неповиновение и нарушение последует наказание. Ежедневно пациентов пичкают таблетками. Он решает бороться с режимом и спорит с острыми что сможет вывести сестру из себя.
Вот что говорит об этом один из пациентов (мистер Хардинг), в ходе разговора с Макмерфи:
“Мир принадлежит сильным мой друг ритуал нашего существования основан на том что сильный становится слабее пожирая слабого.
Мы должны смотреть правде в глаза так должно быть, не будем с этим спорить.
Мы должны научиться - это как закон природы, кролики признали в волке сильнейшего, кролик защищаются тем что прячется когда волк рядом и схороняясь выживает”.
Постепенно у пациентов складывается ощущение от Макмерфи, что он и вправду не боится не порядков, не сестры. Всё его попытки её дразнить, нарушать порядок, не дают должной реакции: “Почему они обращаются с новеньким не как со всеми он же человек из плоти и крови также может ослабить бледнеть и умирать как все мы”.
Когда Макмерфи узнаёт на очередном собрании, что лишь он и несколько хроников лечатся на принудительном. А остальные могу уйти из больницы в любой момент. Это вызывает в нём смятение, непонимание:
“Скажите зачем вы жалуетесь целыми днями как вам всё это противно, как вам достали её пакостные шутки.
Оказывается вас тут никто не держит, кое-кто из тех стариков я их ещё могу понять - они ненормальные. Но, вы конечно такие же как обычные люди, которые встречаются на каждом шагу.
Если бы вы были смелее, вы бы давно могли жить другой жизнью”.
Также, оказывается, что только сестра решает выйти Макмерфи или нет. Он понимает, что добром это не кончится и нужно планировать побег.
Побег планировался совершить из душевой комнаты. Сломав окно краном от душа. Однако при первой попытке, Макмефи не удается его поднять. Но говорит о том, что я хотя-бы попытался.
А позже приходить к мысли о том что не обязательно самому нужно его поднять, можно ведь сделать так, что это сделает кто-то другой…
В разговоре с Вождем, выясняется что всё это время он не был глухим. Макмерфи предлагает ему бежать вместе. Однако Вождь говорит, что я не такой большой как ты, я не смогу… На что Макмерфи заявляет, что ты должен дать мне немного времени и я сделаю тебя снова большим..
В один из последних "кутежных" вечеров Макмерфи решает, что нужно бежать, однако так напивается, что буквально "просыпает" свой побег и персонал возвращается на посты.
Сестра Ретчет со своими санитарами устраивает взбучку, в ходе которой погибает один из острых (Билли совершает самоубийство). Что вынуждает Макмерфи бросится на сестру, в ходе чего он чуть её не придушил. Затем подбегают санитары и уводят его.
Не трудно догадался какая участь ему уготована, его привозять через несколько дней на коляске абсолютным “овощем”. Никто из пациентов не узнаёт в нём прежнего Рендла.
Вождь именно в том момент решается на побег, хотя до этого не верил в себя не верил что он способен, что достаточно "большой" для мира. Но благодаря Макмерфи он понимает что не всё ещё потеряно, не обязательно подчиняться и никогда не поздно бороться за свою свободу.
Ночью Вожд удушает Макмерфи, дабы не оставляет его в таком состоянии на радость сестре. Герой должен остаться героем. Сканлон (один из острых) говорит ему, что всё правильно.
Вождю удаётся поднять этот кран и таки выломать окно, через которое он совершает побег. После чего добровольно уходят из клиники почти все острые пациенты.
Помните, как в начале романа Вождь произносит фразу: Кто бы не вошел в дверь, это не тот кого хотелось бы видеть, но надежда остается…Персонаж Макмерфи в данном романе и является символом той самой надежды и свободы, для обитателей больницы.
После него уже не будет как прежде. Он показал как можно жить по-другому, несмотря на жесткий, контролирующий режим, запугивания, страх перед наказанием. Не обязательно подчиняться и никогда не поздно бороться за свою свободу.