В этой статье обобщу известные нашему каналу важные, языческие (родноверческие) обряды, которые проводятся за весь год. Сразу предупреждаю, все обряды безобидны. Как бы не удивлялись христиане, они даже бекровны и ни в одном из них не понадобится съесть на закате девственницу, посыпанную сахаром. И особенно поразительно, что все обряды - почти бесплатны.
Рождественские святки длятся 16 дней. Шесть дней Малые святки (22.12- 27.12). В это время, сразу после Карачуна, Рождается новое Солнце. С 28 декабря по 6 января длятся Большие Святки (страшные Велесовы вечера) - они самые опасные для человека, абсолютный разгул страстей и нечисти. Коляда ещё совсем мал, а Чернобог свирепствует.
По привычке, выработанной годами, Новый год у нас субъективно (если объективно, то начала и конца у года нет) начинается 1 января. И уже 2 января, после празднования, необходимо провести обряд смывания лихоманок.
Бабушки-повитушки уверяют заподлинно, что они видали их сами и знают в лицо. Послушайте их, и они вам расскажут, что за штуки лихоманки. От них только вы узнаете, что лихоманки бывают тощие, слепые, безрукие, уроды такие, что хуже смерти; не умеют ни войти в избу, ни отворить дверей; если голодны, то смирны и пошлы до того, что как сироточки стоят, пригорюнясь у притолоки, выжидая, не выйдет ли кто из виноватых. Заботливые бабушки, спасая людей от лихоманок, ходят по домам смывать притолоки. Все это делается потихоньку от мужчин. Зоркий глаз старика здесь считается опасным, а молодым нет доверия.
Лихоманки сидят второго января на входной двери, на самом верху, на притолоке. Притолок (верхняя горизонтальная перемычка в оконном или дверном проёме, а также стоячий боковой брус дверного проёма.)
Может быть кто-то замечал после бурных праздников апатию. Чувство, что подготовка к праздникам, подарки, кураж, радость позади, и немного грустно. Набираем обычной воды, можно немного посолить, и моем притолоки сами. Лучше это делать женщинам. На душе станет легко и
Большие Велесовы святки можно продолжать праздновать без ругани, обид, выяснения отношений и ссор. Проверьте на себе. Увидите, что от чистоты ничего плохого не случится.
Это значит важно знать настоящие даты праздников. А когда 7 января попы по телевизору машут кадилами по юлианскому календарю, уже поздно. Зимнее солнцестояние и Настоящие святки закончились.
Далее, обряд против пожара на год. С вечера, 5 января начинается - Водосвятие, Водокрес, Турицы зимние. Искры (крёсы) с небесной кузницы Сварога падают в воды Земли, наделяя их чудодейственными свойствами. В это время Велес — Податель Здравы — благословляет все земные воды, чтобы всякий, омывшийся в них в этот день, исцелился от всевозможных недугов. Вода набирается в ночь на шестое января, а утром шестого (последний день святок) проводится ритуал защиты от пожара на год. Я каждый год набираю в это время святую воду (из родника, из крана, из снега), и она не портится весь год.
Чтобы предостеречь свой дом от пожара, на Водокрес хозяева — старшие в своём Роду мужчина или женщина — обходят дом, держа в руках чашу с водой, брызгают на стены и пол со словами:
Велес и Макошь со мной, Несут чару с водой; Если пожару быть — Станут пожар тушить: Не гори — раз! Не гори — два! Не гори — три! Произнося эти слова, трижды сбрызгивают водой на дом, после чего завершают заговор: Духи Предков стоят — Дом от пожара хранят! Слово моё крепко да лепко! Гой!
Есть обряд умывания первым выпавшим снегом и снегом и водой на Турицы. При умывании произносятся слова:
Чтобы глаза хорошо видели (моем глаза), чтобы уши хорошо слышали (моем уши) и чтобы умной была голова (трём лоб).
После этого Кудесы - в ночь на 28 января нужно сварить кашу Домовому - кутному божку, хозяину очага, покровителю дома. Горячая каша, мёд, молоко, хлеб, творог, сыр, конфеты (всё то, что любите сами) оставляются на ночь домовому. Дедушка-суседушка питается самим актом подношения, а не материальной пищей. Поэтому наутро эта еда отдаётся животным, птицам.
На Весеннее равноденствие всем известны обряды с блинами, крашеньем яиц, сожжением Зимы-Марены, прыжками через костер. У Велеса весной, как говорится, "борода в масле". Можно прокалить обычную соль на сковороде, мощный оберег на весь год. Медвежья лапа, носившая название «скотьего бога», вывешивалась ещё в начале XX в. подмосковными кpестьянами во двоpах для охpаны скота. «Скотьим богом», как известно, летописи называют Волоса (Велеса-дедушку).
Все четыре главных праздника - равноденствия и солнцестояния, связаны главным образом с огнем и водой.
Баня - сакраментальное место для любого русского, также является тесным сотрудничеством огня и воды.
Всем известно, что баня, это не только чистое, но ещё и опасное место. В ней обитает Банник. С Банником шутки плохи, но и без него нельзя. Без этого духа баня неживой будет, да и кто как не Банник способен отогнать всякую злую силу от помещения. Баннику, как и Домовому, можно класть в дар пятаки. На Осенние Деды оставляют в бане ведро чистой воды и свежий веник для предков и Банника.
В течение всего года после января достаточно купаться, прыгать через огонь, кататься по росе, собирать травы. А вот осенью на равноденствие подводятся итоги. Если на столе много урожая и еды, значит год удался. Любой из хозяев дома прячется за пирог и спрашивает у остальных : "Меня видно?". Если пирог маленький и видно вопрошающего очень хорошо, отвечают: "Да, видно!" Тогда спрашивающий говорит пожелание достатка для всех: "Чтобы на следующий год меня за пирогом не видно было!". Или наоборот, если хозяина не видно, отвечает: "Чтобы меня и на следующий год за пирогом не видно было!". Это значит семья живёт хорошо, нужно постараться не растерять достаток и весь последующий год.
Когда пишешь об обрядах с оглядкой на прошлое, важно понимать их значимость сегодня, в современном мире. Многие из них не нужны, если живёшь в квартире, а многие потеряли смысл.
Допустим, для защиты от падежа скота добывался "живой" огонь при помощи постоянного приспособления "вертушка". Два столба, врытых в землю, наверху скреплялись перекладиной. В середине перекладины лежал брус, концы которого просунуты в верхние отверстия столбов таким образом, что могли свободно вертеться. К поперечному брусу, закрепляли две ручки, одну напротив другой, а к ним привязывались веревки. За веревки хватались и среди всеобщего молчания (что составляло обязательное условие для чистоты и точности обряда) вертели брус до тех пор, пока не вспыхнет огонь в отверстиях столбов. От этого огня зажигались хворостины, от которых разводился костер, и каждое животное проводили через огонь и дым. (С.В. Максимов)
Сейчас большинство людей живёт в городах, и коров и баранов видят в основном по телевизору и по частям на прилавках магазинов. А те, кого касается разведение животных, давно пользуются различными инъекциями для поддержания здоровья скотины.
Но всё же, несмотря на то, что многие обряды забыты за ненадобностью, а многие вообще оказались не совсем гуманными и адекватными. Они продолжают существовать в современном мире. И особенно о них вспоминают при каких-либо переходных событиях жизни. Путешествие, свадьба, беременность, рождение, смерть.
После рождения, боясь сглаза, ребенка стараются не показывать людям какое-то время. Нарисованные на пеленках животные и узоры также оказываются оберегом. Над колыбелью вежают колокольчики для защиты от злых духов и т.д. Каравай на свадьбе - очень древняя, языческая традиция. Закрывание зеркал в доме умершего, мытье полов при выносе и сам вынос головой вперед- это всё очень древние, архаичные обряды, которые трепетно соблюдаются по сей день.