В 1959 году в Москве открылся однозальный широкоэкранный кинотеатр «Ленинград». Это второй из трёх кинотеатров в Москве, построенных по проекту архитекторов Е. Гельмана, Ф. А. Новикова, И. А. Покровского и инженера М. Кривицкого. Первым в 1958 году был кинотеатр «Прогресс» (ныне Московский драматический театр под руководством Армена Джигарханяна), а третьим — кинотеатр «Рассвет» (снесён в 2018 году). А уже после Москвы похожие кинотеатры стали строить по всей стране, от больших городов до малых. Назовем несколько: Новгород, Альметьевск, Загорск, Верхняя Тура, А в Крыму в Ухлове похожий орнамент можно увидеть на здании универмага.
«Ленинград» был одним из первых кинотеатров Москвы, построенных после принятия в 1955 году Постановления № 1871 ЦК КПСС и СМ СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Если при И. В. Сталине требовалась переработка античного наследия и архитектуры Ренессанса, с обязательными колоннами, портиками, карнизами, то убрав все «излишества» у архитекторов осталась простая коробка. Что делать? Архитекторы обратились к истории архитектуры и нашли выход. Облицовка здания красным и белым кирпичом образует сетчатый рисунок, явно отсылающий к орнаменту известного памятника итальянской готической архитектуры Дворца дожей в Венеции.
Очень умный ход. И опора на мировой опыт, но эпоха другая нежели в сталинской архитектуре, и без скульптур обошлись, и идеологическую «шпильку» Западу «вставили» - у вас в таком доме всякие дожи заседали, а у нас кино - «самое массовое из искусств». ))
Дворец до́жей в Венеции (итал. Palazzo Ducale) строился очень долго. Первое сооружение на месте дворца стояло ещё в IX веке, строительство сегодняшнего здания было осуществлено между 1309 и 1424 годами, предположительно архитектором был Филиппо Календарио.
Московские архитекторы были не первыми, кто «догадался» использовать орнамент Дворца дожей.
Вот красивая церковь Санта-Кроче в Сан-Джакомо-Маджоре в Виченце. Дата постройки церкви 1375 год (или по другим источникам - между 1372 и 1376 гг.). Внутренняя часть церкви много раз перестраивалась, а между 1862 и 1867 годами фасад был перестроен в неоготическом стиле по проекту архитектора Фридриха Шмидта из Императорской Венской академии. И вот тогда внешние стены храма облицевали белым и розовым мрамором. Интересно, что облицевали только, прости Господи, инстаграмную сторону, а противоположная сторона осталась такой как и была в 14 веке.
Архитекторы других стран посмотрели на это, и решили, что и им можно. Ну а дальше уже пошло поехало.
Английский архитектор Уильям Баттерфилд построил множество церквей, и не редко стены этих храмов украшал похожим ромбовидным орнаментом. В 1876 году открылась часовня Кебл Колледж в Оксфорде. Сэр Кеннет Кларк вспоминал, что во время учебы в Оксфорде считалось, что его архитектором был Джон Раскин, автор «Камней Венеции». Как видим студенты Оксфорда сразу заметили связь с Венецией.
А какая связь между Кебл Колледжом и творчеством легендарных Pink Floyd можно посмотреть в моей статье здесь.
А это Market Hall Great или центральный рынок - крупнейший и старейший крытый рынок в Будапеште. Идея создания такого большого рынка принадлежит первому мэру Будапешта. Правда он вышел в отставку в 1896 году, но принял участие в церемонии открытия рынка 15 февраля 1897 года.
Как мы видим перебралась мода и через океан в США. Храм Тремонт - это баптистская церковь в Бостоне. Церковь была спроектирована архитектором Кларенсом Блэколом из Бостона и открыта в мае 1896 года.
Подобный орнамент использовался даже для крематории (А вот вопрос: московские архитекторы были в курсе?) Крематорий и мавзолей Голдерс Грин открылся в 1902 году. Это первый крематорий в Лондоне и один из старейших в Британии. Расположен в районе Голдерс-Грин, в 5 минутах ходьбы от одноимённой станции метро, прямо напротив еврейского кладбища и неподалёку от знаменитого кладбища в Хайгейте.
Интересно, что архитекторам, проектировавшим московские кинотеатры не надо было ездить за образцом за моря-океаны. Оказывается дом, украшенный подобными разноцветными мозаиками, с 1876 года находится в центре Москвы, на Большой Никитской улице. До Революции он принадлежал Анне Лопатиной, которая занималась поставкой морепродуктов в Москву. В этом доме была квартира самих хозяев, квартиры под сдачу, а на первом этаже - склады и административные помещения конторы. Архитектором был Александр Каминский, зять Павла Третьякова, основателя Третьяковской галереи.
Но я их понимаю, какие-то купчишки, какие-то морепродукты, другое дело «владычица морей» Венеция и дожи.
Напоследок стоит сказать и о том, что строители Дворца дожжей тоже не были первыми в использовании знаменитого орнамента. Что, конечно, не удивительно, подобный орнамент прост и, можно так сказать, самоочевиден. Но тем не менее, мы можем его обнаружить на стенах знаменитой Кóрдовской соборной мечети.
В 784 году Абд ар-Рахман I построил мечеть в почитание своей жены. Около 844 года мечеть подверглась нападению викингов и вскоре была ими же разорена. Мечеть подверглась многочисленным последующим изменениям: Абд ар-Рахман III построил новый минарет, в то время как Ал-Хакам II в 961 году увеличил площадь здания и обогатил михраб. Последние из реконструкций были выполнены Аль-Мансуром Ибн Аби Аамиром в 987 году. В 1236 году Кордова была завоёвана королём Фердинандом III Кастильским, и мечеть была повторно освящена в христианскую церковь. Последующие испанские правители продолжали вносить изменения в архитектуру мечети вплоть до конца XVIII века.
Еще по теме «Архитектура» смотрите:
«Иерони́м Босх и архитектура Москвы»
«Иерони́м Босх и архитектура Москвы часть2»
«Иероним Босх и архитектура Дворца Советов»
«Архитектура и оп-арт»
«Сиднейская опера – толкование образов. (часть 3)»
«Клод Моне и архитектура Голландии ХХI века»
«Машрабия»
«Pink Floyd и архитектура»
#архитектура #москва #Венеция #лондон #Будапешт #бостон #оксфорд #виченца #кордова