Найти тему
Солонский Андрей

Московский кинотеатр «Ленинград» и Дворец дожей в Венеции.

В 1959 году в Москве открылся однозальный широкоэкранный кинотеатр «Ленинград». Это второй из трёх кинотеатров в Москве, построенных по проекту архитекторов Е. Гельмана, Ф. А. Новикова, И. А. Покровского и инженера М. Кривицкого. Первым в 1958 году был кинотеатр «Прогресс» (ныне Московский драматический театр под руководством Армена Джигарханяна), а третьим — кинотеатр «Рассвет» (снесён в 2018 году). А уже после Москвы похожие кинотеатры стали строить по всей стране, от больших городов до малых. Назовем несколько: Новгород, Альметьевск, Загорск, Верхняя Тура, А в Крыму в Ухлове похожий орнамент можно увидеть на здании универмага.

Кинотеатр «Ленинград». Москва. 1959
Кинотеатр «Ленинград». Москва. 1959

«Ленинград» был одним из первых кинотеатров Москвы, построенных после принятия в 1955 году Постановления № 1871 ЦК КПСС и СМ СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Если при И. В. Сталине требовалась переработка античного наследия и архитектуры Ренессанса, с обязательными колоннами, портиками, карнизами, то убрав все «излишества» у архитекторов осталась простая коробка. Что делать? Архитекторы обратились к истории архитектуры и нашли выход. Облицовка здания красным и белым кирпичом образует сетчатый рисунок, явно отсылающий к орнаменту известного памятника итальянской готической архитектуры Дворца дожей в Венеции.

Дворец дожей. Венеция.
Дворец дожей. Венеция.

Очень умный ход. И опора на мировой опыт, но эпоха другая нежели в сталинской архитектуре, и без скульптур обошлись, и идеологическую «шпильку» Западу «вставили» - у вас в таком доме всякие дожи заседали, а у нас кино - «самое массовое из искусств». ))

Дворец дожей. Венеция. Фрагмент фасада.
Дворец дожей. Венеция. Фрагмент фасада.

Дворец до́жей в Венеции (итал. Palazzo Ducale) строился очень долго. Первое сооружение на месте дворца стояло ещё в IX веке, строительство сегодняшнего здания было осуществлено между 1309 и 1424 годами, предположительно архитектором был Филиппо Календарио.
Московские архитекторы были не первыми, кто «догадался» использовать орнамент Дворца дожей.

Санта-Кроче в Сан-Джакомо-Маджоре в Виченце 14 век
Санта-Кроче в Сан-Джакомо-Маджоре в Виченце 14 век

Вот красивая церковь Санта-Кроче в Сан-Джакомо-Маджоре в Виченце. Дата постройки церкви 1375 год (или по другим источникам - между 1372 и 1376 гг.). Внутренняя часть церкви много раз перестраивалась, а между 1862 и 1867 годами фасад был перестроен в неоготическом стиле по проекту архитектора Фридриха Шмидта из Императорской Венской академии. И вот тогда внешние стены храма облицевали белым и розовым мрамором. Интересно, что облицевали только, прости Господи, инстаграмную сторону, а противоположная сторона осталась такой как и была в 14 веке.
Архитекторы других стран посмотрели на это, и решили, что и им можно. Ну а дальше уже пошло поехало.

Часовня Кебл Колледж, Оксфорд 1876. Архитектор Уильям Баттерфилд
Часовня Кебл Колледж, Оксфорд 1876. Архитектор Уильям Баттерфилд

Английский архитектор Уильям Баттерфилд построил множество церквей, и не редко стены этих храмов украшал похожим ромбовидным орнаментом. В 1876 году открылась часовня Кебл Колледж в Оксфорде. Сэр Кеннет Кларк вспоминал, что во время учебы в Оксфорде считалось, что его архитектором был Джон Раскин, автор «Камней Венеции». Как видим студенты Оксфорда сразу заметили связь с Венецией.
А какая связь между Кебл Колледжом и творчеством легендарных
Pink Floyd можно посмотреть в моей статье здесь.

Market Hall Great в Будапеште. 1897
Market Hall Great в Будапеште. 1897

А это Market Hall Great или центральный рынок - крупнейший и старейший крытый рынок в Будапеште. Идея создания такого большого рынка принадлежит первому мэру Будапешта. Правда он вышел в отставку в 1896 году, но принял участие в церемонии открытия рынка 15 февраля 1897 года.

Храм Тремонт. Бостон. 1896.Фрагмент фасада.
Храм Тремонт. Бостон. 1896.Фрагмент фасада.

Как мы видим перебралась мода и через океан в США. Храм Тремонт - это баптистская церковь в Бостоне. Церковь была спроектирована архитектором Кларенсом Блэколом из Бостона и открыта в мае 1896 года.

Крематорий и мавзолей Голдерс Грин. Лондон. 1902
Крематорий и мавзолей Голдерс Грин. Лондон. 1902

Подобный орнамент использовался даже для крематории (А вот вопрос: московские архитекторы были в курсе?) Крематорий и мавзолей Голдерс Грин открылся в 1902 году. Это первый крематорий в Лондоне и один из старейших в Британии. Расположен в районе Голдерс-Грин, в 5 минутах ходьбы от одноимённой станции метро, прямо напротив еврейского кладбища и неподалёку от знаменитого кладбища в Хайгейте.

Интересно, что архитекторам, проектировавшим московские кинотеатры не надо было ездить за образцом за моря-океаны. Оказывается дом, украшенный подобными разноцветными мозаиками, с 1876 года находится в центре Москвы, на Большой Никитской улице. До Революции он принадлежал Анне Лопатиной, которая занималась поставкой морепродуктов в Москву. В этом доме была квартира самих хозяев, квартиры под сдачу, а на первом этаже - склады и административные помещения конторы. Архитектором был Александр Каминский, зять Павла Третьякова, основателя Третьяковской галереи.
Но я их понимаю, какие-то купчишки, какие-то морепродукты, другое дело «владычица морей» Венеция и дожи.

Особняк Лопатиной, Москва. 1876 Архитектор А. Каминский
Особняк Лопатиной, Москва. 1876 Архитектор А. Каминский

Напоследок стоит сказать и о том, что строители Дворца дожжей тоже не были первыми в использовании знаменитого орнамента. Что, конечно, не удивительно, подобный орнамент прост и, можно так сказать, самоочевиден. Но тем не менее, мы можем его обнаружить на стенах знаменитой Кóрдовской соборной мечети.

Кордовская соборная мечеть. Испания. Фрагмент фасада.
Кордовская соборная мечеть. Испания. Фрагмент фасада.

В 784 году Абд ар-Рахман I построил мечеть в почитание своей жены. Около 844 года мечеть подверглась нападению викингов и вскоре была ими же разорена. Мечеть подверглась многочисленным последующим изменениям: Абд ар-Рахман III построил новый минарет, в то время как Ал-Хакам II в 961 году увеличил площадь здания и обогатил михраб. Последние из реконструкций были выполнены Аль-Мансуром Ибн Аби Аамиром в 987 году. В 1236 году Кордова была завоёвана королём Фердинандом III Кастильским, и мечеть была повторно освящена в христианскую церковь. Последующие испанские правители продолжали вносить изменения в архитектуру мечети вплоть до конца XVIII века.

Еще по теме «Архитектура» смотрите:
«Иерони́м Босх и архитектура Москвы»
«Иерони́м Босх и архитектура Москвы часть2»
«Иероним Босх и архитектура Дворца Советов»
«Архитектура и оп-арт»
«Сиднейская опера – толкование образов. (часть 3)»
«Клод Моне и архитектура Голландии ХХI века»
«Машрабия»
«Pink Floyd и архитектура»

#архитектура #москва #Венеция #лондон #Будапешт #бостон #оксфорд #виченца #кордова