Историческое наследие русских революций постоянно требует нового осмысления произошедших тогда общественно-политических процессов. Понимание причин и сущности революционных процессов возможно, кроме всего прочего, в контексте изучения роли лидеров февральской и октябрьской революций 1917 года, коими являлись Александр Фёдорович Керенский и Владимир Ильич Ленин.
Два выходца из Симбирска, вставшие впоследствии во главе России, две судьбы, ворвавшиеся вместе с революционным вихрем в историю нашей страны. Но эти исторические судьбы Ленина и Керенского очень разные, можно сказать, перпендикулярные. Хотя, казалось бы, что у этих двух людей должно быть больше общего, чем отличий. Оба родились в Симбирске, происхождением были из среды привилегированных классов Российской империи.
Их отцы были, несомненно, знакомы. Родитель Александра Керенского, Фёдор Михайлович в чине коллежского советника являлся директором Симбирской мужской гимназии, где проходил обучение Володя Ульянов. Директором же всех народных училищ Симбирской губернии был Илья Николаевич Ульянов, отец Володи.
Сами отпрыски вряд ли могли в детстве влиять друг на друга или иметь какие-то общие воспоминания. Володя Ульянов был старше Саши Керенского на 11 лет, разница для этого возраста – существенная.
Казалось бы, благополучное детство у обоих, жизнь отлажена. Осталось закончить какой-нибудь университет и идти в дальнейшем по стопам своих отцов. Полусонное, более-менее обеспеченное бытие, служба на благо народного просвещения или чего-то другого, семьи, детишки и прочие атрибуты. И всё так чинно, благородно. Но не тут-то было. Да, оба наших героев закончили свои университеты, Ульянов – Казанский, Керенский – Петербургский и стали юристами, но именно университетские годы стали переломными в судьбах наших земляков. Ульянова и Керенского захлестнула стихия революции. Ничего особенного. В те годы практически все студенты считали себя бунтарями, якобинцами, революционерами. Но именно наших двух симбирчан та историческая эпоха возведёт на вершину российской власти. Уникальный, надо заметить, случай, тем более, для того времени. Цари и императоры столетиями сменяли друг друга, а тут такое дело – пришли ребята из Симбирска – и революция. И вот тут необходимо сразу, не пускаясь в утомительные рассуждения, заявить: Керенский никогда не был революционером, как бы он сам не заявлял на митингах об обратном. Да, он состоял в партии социалистов-революционеров (эсеров), арестовывался, был активен и вездесущ, но революционером не был. И вся его дальнейшая биография – тому чёткое и ясное свидетельство. Даже его политические взгляды очень сложно определить. Он просто рвался к власти и использовал для этого все средства без разбора. Судите сами. Чтобы стать депутатом IV Государственной думы, покинул партию эсеров из-за её бойкота выборов и вступил во фракцию «трудовиков», у которой не было никакой обоснованной политической платформы. Так, любители-говоруны о народном счастье. Керенский стал депутатом. Для его беспокойной натуры это маловато будет. В это же время он возглавил масонскую ложу «Великий восток народов России». Короче, в огороде бузина, а в Киеве дядька.
Вот с таким багажом мастера политических кульбитов Керенский врывается в февральскую революцию 1917 года и начинается его головокружительный полёт к вершинам власти. Керенский просто нарасхват. Он становится министром юстиции во Временном правительстве и одновременно заместителем председателя исполкома Петросовета. А эти два органа власти противостоят друг другу. Дальше – больше. Керенский опять произвёл реинкарнацию самого себя в эсеры, занимает пост военного и морского министра и чуть позже председателя Временного правительства. Так он стал главой государства.
Но падение Керенского с высот власти было не менее стремительным. Не зря Александра Фёдоровича называют человеком одного 1917 года. Правда только, не всего года, восьми его месяцев, так как уже в октябре к власти пришли большевики во главе с Лениным, и Керенский потерял не только власть, но и Родину, уехав позже за границу, сначала в Англию, затем Францию и США. Как гласил коротенький анекдот тех времён: «Прораб Керенский досрочно сдал Зимний дворец к ноябрьским праздникам!»…
Причины падения Керенского очевидны: он так и не смог перешагнуть за рамки своей буржуазности. Все его распрекрасные речи о свободе личности, слова, демократии без конкретного дела и практики строительства действительно равноправного и бессословного общества образовали пустоту, в которую Керенский, и иже с ним, обречённо и безвозвратно рухнули. За всем обилием красноречия, чаще всего, стояли амбиции, позёрство и самолюбование. Он сам и только сам вырыл себе яму забвения и отчуждения, и все его последующие, практически до самой смерти, попытки политической реанимации ни к чему не привели. И уже по прошествии многих лет, отвечая на вопрос журналиста о том, можно ли было избежать прихода большевиков к власти в октябре, Керенский отвечает: «Можно. Только надо было расстрелять одного человека. Нет, не Ленина. Керенского»...
Скончался Керенский в 1970 году в Нью-Йорке в возрасте 89 лет.
Поэт Константин Бальмонт так писал о Керенском:
«Кем ты был? Что ты стал? Погляди на себя,
Прочитай очевидную повесть.
Те, кем был ты любим, презирают тебя,
Усмотрев двоедушную совесть.
Ты не воля народа, не цвет, не зерно,
Ты вознесшийся колос бесплодный».
Кем же был Керенский на самом деле? Революционером-социалистом с их тактикой террора, «трудовиком» с их болтовнёй ни о чём, масоном с их мистицизмом и мишурой таинственности? Пусть читатель определится с этим сам.
Другой наш земляк, как было уже сказано, в октябре 1917 года в результате социалистической революции возглавил страну в должности председателя Совета Народных Комиссаров РСФСР, а с июля 1923 года – такой же Совет, только теперь, СССР.
Ленин – это последовательный и убеждённый революционер, создатель партии большевиков, основоположник теории и практики ленинизма, фундатор первого в мире социалистического государства – СССР.
Взгляды и мнения на роль Ленина в истории крайне противоречивы и полярны. Иногда, даже трудно представить, что речь идёт об одном и том же человеке. Но критерии оценки деятельности Ленина, как впрочем, и других политических и государственных функционеров, достаточно прост и известен. По делам, братцы, только по делам можно судить.
Так вот, Ленин, конечно, с помощью соратников и единомышленников, в кратчайшие сроки смог задать вектор созидания и равенства созданному им государству в противовес капиталистическому вектору наживы. Недра, земли, леса, фабрики, заводы, шахты стали всеобщим, народным достоянием. Вот и объяснение ненависти к Ленину всех любителей жить за счёт других.
Всемирно известный учёный-физик Альберт Эйнштейн высказал своё отношение к этому человеку следующим образом: «Я уважаю в Ленине человека, который с полным самоотвержением отдал все свои силы осуществлению социальной справедливости... Люди, подобные ему, являются хранителями и обновителями совести человечества».
Ленин отдал всего себя революции и своему народу. Личный аскетизм, абсолютное бескорыстие, сверхчеловеческая самоотдача, видение и понимание всего спектра мировых процессов позволили этому человеку совершить, казалось бы, невозможное в практике переустройства нашего государства и общества на принципе справедливости.
Известный французский писатель Ромэн Ролан не скрывает своего отношения к Ленину: «…я питаю к Ленину чувство крайнего восхищения. Я не знаю другой столь же могучей личности в Европе нашего века. Он так глубоко, так мощно направил руль своей воли в хаотический океан мягкотелого человечества, что борозда его долго-долго не изгладится в волнах,— несмотря на все бури, корабль несется на всех парах к новому миру.
Никогда со времени Наполеона I история не знала такой стальной воли. Никогда со времени героической эры европейские религии не знали апостола со столь гранитной верой. Никогда еще человечество не создавало властителя дум и людей, столь абсолютно бескорыстного. Еще при жизни он вылил свою моральную фигуру в бронзу, которая переживет века».
Максим Горький, подчёркивая ленинскую скромность, замечает: «Его частная жизнь такова, что в религиозное время из него сотворили бы святого».
Конечно, как уже говорилось выше, далеко не все любили и восхищались Владимиром Ильичом. У него были, есть и будут противники, и даже враги. Это естественно, это борьба мировоззрений и систем, это схватка за обладание ресурсов и справедливости их распределения.
О Ленине говорят, спорят, дискутируют. По этому поводу есть неплохая такая шутка: «Если вы считаете, что: «Ленин жил», то вы – объективный историк; «Ленин жив», то вы – ортодоксальный коммунист; «Ленин будет жить», то вы – перспективный генный инженер».
Вот две личности в нашей истории, два наших земляка. Оба выступали за лучшую и прогрессивную Россию, но судьбы такие разные. В итоге Керенский выпал из революции, стал вне её, и революция распорядилась им, отторгнув от себя прочь. Ленин – это сама революция, и он распорядился ей.
Керенский и Ленин – две несопоставимые противоположности, яркие, незаурядные, харизматичные, повлиявшие на историю и судьбы не только России. И позвольте напомнить вам, оба они родом из Симбирска (Ульяновска).