Такой уж город, этот Питер. Сплошь заселен приведениями. И бродят они среди живых. И как среди живых, между ними попадаются те еще затейники. Ну, не всем же селится во дворцах, да прогуливаться по мостам! Тем более, если в городе есть такие замечательные Нарвские ворота!
Итак. Страж Нарвских ворот.
Рвутся в небо вздыбленные кони,
Шестеро могучих жеребцов.
Что же, Ника, ты их вскачь не гонишь
В поиске российских храбрецов?!
Двести лет над аркой триумфальной
В колеснице ты одна паришь.
А когда-то музыкой фанфарной
Ты встречала тех, кто брал Париж.
Геннадий Владимирович Миронов.
Нарвские триумфальные ворота - великолепный памятник в стиле ампир в честь героев войны 1812 года. Сначала арка была деревянная, и быстро пришла в негодность. Генерал -губернатор Милорадович ратовал за восстановление. И вскоре указам самого Николая I Нарвские ворота перестроили.
Архитектором был назначен Стасов. И в годовщину Бородинского сражения, 26 августа 1827 года, был заложен первый камень. Ворота переехали чуть южнее предыдущих. Их сложили из кирпича, а кирпич в свою очередь обшили медью. Из медных же листов сложена и скульптура, украшающая арку. Шестерка лошадей - дело рук Клодта, а фигура Славы - Пименова. Деревянную арку по замыслу прежнего архитектора Кваренги украшали фигуры воинов. Но Стасов заменил их на медных витязей.
Строили ворота целых 7 лет. О чем тут же и упомянули, увековечив даты в надписи: Начаты 26 августа 1827 года. Открыты 17 августа 1834 года. Добавили еще даты решающих сражений и в целом вышло замечательно.
Барельеф украшен человеческими фигурками. И вот среди этих фигурок и прячется привидение. Завидев одиноких припозднившихся путников привидение поднимает руку... Что это? Приветствие, благословение или проклятье? Конечно, жители близлежащих домов не бросились массово переезжать, но детей пугать этим призраком все таки стали.
И вроде бы ничего особенного. Ну машет каменное изваяние, так разве ж этим напугаешь среднестатистического жителя северной столицы? Не пугает, до инфаркта не доводит, пророчества всякие не зачитывает замогильным голосом, и даже в прочее измерение не зовет. Скучновато.
Но это только тем, кто картину Филонова "Нарвские ворота" не видал.
Конечно, абстракционизм - само по себе жутковатое направление. Но эта картина наводит на меня ужас. Может, все дело в том обреченном человеке, внизу, справа? А может в фигуре сверху? Но ведь там должна быть Слава? Или это она и есть? Конечно, критики мигом окрестили фигуру колдуном. Дескать стоит он на самом верху арки и простирает над всеми нами, унылыми человеками, свои руки. И нет нам от него спасения.
Но сдается мне, фигура эта - Слава и есть. Лицо войны. Или даже не так. Лик цены, уплаченный за победу. Смерть, если угодно. Жутко как-то глядеть на эту картину. А после нее и на арку тоже.
Художники, люди с даром от Бога. Кто знает, что на самом деле Филонов углядел на арке. Любители острых ощущений рекомендуют поохотится на приведение ночью. Может повезет, и помашет? Я в свою очередь порекомендую прихватить с собой ружье. С каменной солью. Как раз на случай, если помашет. Ибо как известно, соль отпугнет призрака. Главное не промазать. И не перепутать.