Найти в Дзене
Усадьба Кусково

Коллекция Петра Борисовича Шереметева - парковая скульптура усадьбы Кусково

Парковая скульптура усадьбы Кусково – уникальное явление в истории и культуре России середины XVIII века. Это единственная коллекция наиболее ранней и довольно полно сохранившейся круглой пластики Москвы и Подмосковья.

"Геркулес" Середина XVIII в. Неизвестный скульптор
"Геркулес" Середина XVIII в. Неизвестный скульптор

Декоративная пластика, созданная в основном итальянскими мастерами оригинальна, не имеет аналогов и повторений. Кроме того, парковая пластика – яркий пример оформления русских регулярных парков середины - второй половины XVIII века.

Парковая скульптура усадьбы – круглая пластика в полный рост и бюсты –представляют древнегреческих и древнеримских исторических и мифологических персонажей. Скульптура усадьбы Кусково, созданная в середине века, как и в 1-ой половине столетия, имела просветительные и образовательные функции, знакомила русских зрителей с античной историей и мифологией, приобщая к европейской культуре и искусству. В усадьбе скульптура организовывала парковое пространство, создавала определенные акценты визуального восприятия регулярного парка, образовывала смысловые группы.

-2

В настоящее время в парке 55 скульптур. Принято считать, что скульптура усадьбы, за исключением трех работ, создана итальянскими мастерами в середине-второй половине XVIII века. Есть предположение, что они выполнены иностранными скульпторами в мастерских Санкт-Петербурга, хотя во 2-ой половине XVIII века в Москве также были подобные мастерские. В собрании парковой скульптуры выделяется около десяти работ, имеющих детальную пластичную моделировку. Среди них - наиболее качественно выполнены две работы с выбитыми монограммами, возможно, авторскими – «BS». Чуть более половины коллекции круглой пластики создано мраморщиками «средней руки» или мастерами так называемого «второго круга», что подтверждает средний уровень исполнения большинства работ. Можно наблюдать типовой, иногда «шаблонный» характер пластических композиций (однотипное положение фигур, рук, ног), недостаточно проработанный характер пластической моделировки. Сопоставление образного строя усадебной скульптуры с известными коллекциями Санкт-Петербурга дает возможность утверждать, что коллекция Кусково создана по «представительной» программе, характерной для начала XVIII века.

"Наяда" середина XVIII в. Неизвестный скульптор
"Наяда" середина XVIII в. Неизвестный скульптор

Подбор образов в усадебной коллекции во многом соответствовал известной «Росписи», присланной в Россию в 1716 г. дипломатом, известным агентом Петра I Саввой Рагузинским. В ней указывалось, какие статуи должны располагаться в парках (аллегорические, мифологические персонажи: изображения богов и богинь древнегреческой и древнеримской мифологии, а также известные деятели древности). Согласно этой «Росписи», определяется следующий набор парковой скульптуры, который тематически можно разделить на четыре группы: первая манера - "Египетская" - включает в себя 12 статуй античных богов: Юпитер, Юнона, Нептун и др.

Кроме того, двух Аполлонов, трех Меркуриев, Дианы, двух Венер, Вакха находим в кусковском парке. Вторая манера - "Римская" - включает парные статуи мифологических персонажей, в основном, из "Метаморфоз" Овидия. В усадьбе Кусково находим Плутона и Прозерпину, недалеко друг от друга расположены Помона и Вертумн, в парке также располагаются бюсты Орфея и Эвридики, статуи Вулкана и Фетиды. В парке присутствуют статуи Аполлонов, но нет Дафны, есть Венеры, но нет Адониса. Другая манера, предполагаемая «Росписью» - "Европская" - включает в себя аллегории Славы, Войны, Мира, Согласия. В кусковском парке этому соответствуют «добродетели» - аллегории Твердости, Предусмотрительности, Простоты. Всего в трех группах должно было быть 66 статуй. И к ним рекомендовалось 62 бюста "кралей италианских", "римских цезарей и цесаревен". В усадьбе Кусково мы находим бюсты Цезаря, Веспасиана, Вителия, Сципиона Африканского, Клавдия, Алкивиада, Кальпурния. Для парков характерно было наличие и водных персонажей, в усадьбе Кусково это статуи: Река Скамандр, Река Кускова, Наяда, Фетида. Подобное соответствие «Росписи» является большой редкостью для Москвы. Среди парковой скульптуры усадьбы есть однотипные образы: так, в парке две фигуры Геркулеса, два Аполлона, две Венеры, три Меркурия. Это говорит об отступлении от канонического подбора героев и декоративном характере и относительно условном подборе персонажей.

"Венера" середина XVIII в. Неизвестный скульптор
"Венера" середина XVIII в. Неизвестный скульптор

Сведений о том, как создавалась коллекция, сохранилось немного. Документы дают возможность предположить, что круглая пластика уже располагалась в парке к середине XVIII в. Это подтверждает Экспликация к несохранившемуся плану усадьбы, составленная крепостным архитектором Мироновым, позже – гравюры французского гравера Лорана, выполненные в 1771-1774 гг. Документально известно, что в 1770-е гг. некоторые бюсты привозились из Санкт-Петербурга (из парка Фонтанного дома, из пригородной приморской усадьбы Шереметевых Шампиетр). Несомненно, важную роль в формировании собрания парковой скульптуры сыграл известный пенсионер петровской эпохи, художественный агент, знаток итальянского искусства – Юрий Иванович Кологривов. В начале XVIII века он способствовал формированию скульптурной коллекции императора Петра I.

Портрет Юрия Ивановича Кологривова. 1750-е гг. Аргунов И.П.
Портрет Юрия Ивановича Кологривова. 1750-е гг. Аргунов И.П.

В конце 1740-х - 1750-х гг. Ю.И. Кологривов являлся доверенным лицом хозяина усадьбы Петра Борисовича Шереметева, и в создании усадьбы Кусково его роль очень значительна. Петербургские исследователи говорят о серьезном вкладе архитектора в формирование усадьбы, ее планировки, в строительство ранних построек и в создание малых архитектурных ансамблей. Это подтверждают и указания Петра Шереметева 1750-1751 гг., где он с большим уважением относится к архитектору и постоянно ссылается на «Юрия Ивановича». Прекрасно знавший итальянскую скульптуру и европейский парки начала XVIII века, вероятнее всего, именно Кологривов, создает планировку усадебного парка Кусково, который строится по европейским образцам. Это подтверждает и подбор парковой скульптуры в усадьбе, который соответствует «Росписи» начала XVIII в. Несомненно, она была известна знатоку европейской пластики. Благодаря количественному составу и содержательной стороне подтверждается значимость коллекции парковой скульптуры Кусково, ее уникальность. Наличие высокохудожественных произведений, наряду с типовыми, говорит о работе «профессионала» в подборе парковых «истуканов». Судя по переписке с управляющими, хозяин Кусково внимательно следит за строительством или ремонтными работами в усадьбе, также «с тщанием» он относится к поддержанию в хорошем состоянии зданий, парка и скульптуры. В Инструкции управляющему Федору Звереву, датированной декабрем 1750 года, находим: «Статуи, которые в саду – оные – сыскав тех мастеров, которые их делали – вычистить и вновь в удобные места подрядить, по данным рисункам сделать, которых требовать от Юрия Ивановича…».

В последнее время велись масштабные реставрационные работы парковой скульптуры. В результате которой вся скульптура, представленная в парке, была отреставрирована и выполнены копии 14 бюстов в и 2-х скульптур.

Сегодня более уверенно можно говорить о художественных достоинствах уникальной коллекции кусковской парковой скульптуры, о большой ее выразительности и декоративности, ее «музейном характере». Свою роль в усадебном парке, культурное и художественное значение она не утратила и в XXI веке.

Приглашаем на нашу новую онлайн-выставку Экспозиция регулярного парка. Скульптура