Увидел пост в Facebook у Алены Владимирской (Алена Владимирская - это очень популярный рекрутер у нас в стране, занимается развитием отрасли HR и сложным подбором персонала, для тех, кто не знал). Пока писал комментарий к ее посту, понял, что он тянет на отдельную статью в Дзене. Делюсь:
В данной статье пойдет речь о новой метавселенной, создание которой анонсировал Марк Цукерберг в недавней презентации.
Марк Цукерберг - создатель и CEO Facebook, один из самых влиятельных людей в современном мире. Марк, в своей презентации достаточно здраво сказал о том, что крайне непросто смотреть из сегодняшнего дня в завтрашний, при том, что движемся мы в это "завтра" с очень большой скоростью с очень большим ускорением.
Ну, посудите сами: какие-то 15 лет назад мы не шопились онлайн по всему миру, не носили в кармане 8-ми ядерные процессоры с 12 гб оперативки, а доступ к интернету в нашей стране (РФ) был лишь у каждого 4го...
Какой путь человечество прошло за 20й век, а какой за последние 20 лет.
Спойлер: за 20й век, с точки зрения структуры потребления, человечество прошло примерно такой же путь, как и за всю свою предыдущую историю. Что интереснее, за первые 20 лет 21го века, человечество прошло такой же путь как за весь 20й век. Экстраполируя данную скорость, могу предположить, что такой же путь мы с вами пройдем за следующие 4 года! Визуализировать такое увеличение динамики потребления можно при помощи, например, золотого сечения
Говорят, что нынешнее общество - это общество потребления, и это недалеко от истины. Человек современный постоянно что-то потребляет товары, услуги, все больше контент. И для анализа прошедшего пути мы с вами будем опираться именно на структуру потребления общества.
Как изменилось потребление за 20й век:
1. Вещь, рассчитанная на длительное использование, теперь служит меньше. Пример - автомобили в 70х годах 20го века и автомобили сейчас. Бытовая техника раньше и сейчас.
2. Сама концепция вещи изменилась. Мы ее меняем, не чиним. Пример - одежда, обувь. Ремонт обуви часто стоит дороже покупки новой пары.
3. Произошла целая революция в торговой культуре городов. В 20м веке были рынки и открытые торговые площади со специализацией на одном типе товаров. Продуктовый рынок, вещевой и тд. В 21м - не рынки, а Торгово-развлекательные центры, где ты можешь купить и квартиру, и машину, и огурцы, и обручальное кольцо.
4. Появились бренды. Бренды стали помогать ассоциировать вещь с человеком и делать выбор в сторону той или иной вещи. Брендов становится все больше, брендовая составляющая продолжает стремительно усложняться.
5. Экономика стала глобальной. Потребление стало глобальным тоже. Появились глобальные кризисы. На потребление в одной стране погут повлиять погодные условия в другой. Раньше такого не было.
6. Потребитель стал массовым. В начале 20го века вся одежда, вне зависимости от класса шилась индивидуально. В конце 20го века, все что производится индивидуально - роскошь.
Как изменилось потребление за первые 20 лет 21го века
1. Мы обучаемся бытовым вопросам за 5 миунт (ок, гугл, как сварить плов). Не нужно спрашивать другого человека, все ответы уже даны.
2. Мы спрашиваем совета у других потребителей просто почитав 1000 отзывов на странице товара (UGC - User Generated content, контент, который сгенерировали сами пользователи, а не интернет-площадка). Наши мамы и бабушки не могли спросить совета у сотни других потребителей, не так ли? Они могли спросить продавщицу, да и вообще был дефицит, не до вопросов было, брали то, что привезли сегодня.
3. Появилась ценность не массовости, а в индивидуальности. Отсюда рассвет молодых дизайнеров не для всех в моде. Но самым главным толчком к этому стало то, что в середине 2000х в один момент все начали ходить с одинаковыми айфонами и люди захотели как-то выделять их.
4. Мнократно возросло значение связи. Нынешний человек без связи как без рук. Телефон стал продолжением руки и для многих - интерфейсом в виртуальный мир.
5. Трансформация оффлайн розницы. "Каменные", как я их называю, магазины начали стремительно меняться. Нет, они не стали массово закрываться, как, например, моллы в Америке, но начал меняться их формат, они приобрели доп сервисы, чтобы обслуживать человека в обоих каналах, оффлайн и онлайн. В современном мире человек может выбрать товар в сети, прийти в магазин его забирать, уже в магазине передумать и купить что-то другое. Этот покупатель - оффлайновый или онлайновый? При этом значение оффлайн трафика не снизилось, а, наоборот, возросло, так как выросло значение близости до онлайн потреьителя.
6. Бум онлайн-образования и доступность информации. Бум потребления контента. Любого, и развлекательного и образовательного. Тут и то, что одно образование человек получает не на всю жизнь, а на 2-3 года. И то, что ценность экспертизы стало можно измерить
7. Кардинальное изменение цепочки поставок. Раньше: Производство в Китае -> склад оптовика в Китае -> склад оптовика в России -> склад ритейлера в России -> региональный склад ритейлера -> полка магазина -> покупатель пришел и забрал товар. Сейчас: Производство в Китае -> склад оптовика в Китае -> отделение почты потребителя -> покупатель пришел и забрал товар.
Наше будущее. Какое оно?
И вот многие пишут про "Инфоцыган" и людей которые делают "Как продавать на Wildberries и заработать миллион", а я вот их похвалил бы. Вообще, очень обидное слово "Инфоцыган". Если есть они (мы?), то есть и спрос, если есть спрос, то есть рынок, пусть пока еще очень молодой и диковатый, но он есть! На каждое поколение выдается своя революция. На поколение моих родителей - 90е. На мое - информационная революция, интернет, и теперь интернет 3.0. Мы же не ругаем 90е за то, что они были, зато, пусть и с негативным опытом, после них мы построили что-то бОльшее, другое.
Цукерберг лишь задал вектор, они там в своей Мете поняли, что чем раньше они начнут рисовать это будущее, тем раньше оно наступит. И путь, действительно уже неблизкий, но он уже начат.
Заметьте, никакого веского альтернативного или отрицательного сообщения мир в ответ на Мету пока не дал. Ну то есть, не выпрыгнул, вдруг, Бил Гейтс (Microsoft) или Сергей Брин (Google) и не сказали "Нет, все будет в корне иначе". Согласны?
Там еще много всяких изменений глобальных рынков таится в этой метавселенной. Например, кризис и снижение значения недвижимости как таковой. Почему? А потому что зачем ехать в коворкинг, или в офис, когда он полностью виртуальный? Зачем вкладываться в свое жилье и покупать поближе к центру, если все равно все встречи в метавселенной, а физические потребности закрываются доставкой?
Я смотрю на то, что сейчас происходит на крипторынках, и думаю, что это будущее уже стучится в дверь. Вы согласны со мной?
И я бы хотел быть частью этого будущего. Как и в любом будущем, оно не бывает только плохим или только хорошим, оно просто очень другое. Об этом нам говорит и фантастика и социология. Современная вселенная нам несет очень важное и очень громкое сообщение: начни меняться, научись меняться, дальше мир будет меняться только быстрее. Полюби изменения, ведь изменения - это жизнь. Или нас ждет технологчическое средневековье, как в популярном ныне романе "Дюна" Фрэнка Герберта?
Пишите свои мысли по поводу нашего будущего в коментариях, с радостью обсужу с вами обоснованную точку зрения. Только давайте обойдемся без поверхностных суждений. Рассказать вам про то, что такое Интернет 3.0? Отреагируйте подпиской, если да.
А вот и статья, уже более поздняя про их разработки цифровой кожи. Неужели будущее уже здесь?
Подписывайтесь на мой Инстаграм, там я его (инстаграм) ругаю. И заходите на мой сайт, если вам нужен мой совет.