Семнадцатилетний Георгий Игнатьевич Острожный был разведчиком Азовского партизанского отряда. Выполняя задание командования, он нес директивы командира отряда в поселок Вторая Полтава, где на явочной квартире угодил в засаду немцев. Был арестован и отправлен в колоне, арестованных немцами в ходе облавы, которую они проводили в поселке, в Азов. По дороге сумел сбежать (смотри публикацию «Побег»).
Сбежав от немцев, переночевал в зарослях, а утром решил идти в Азов на явочную квартиру, чтобы там запастись новыми документами (немцы забрали их при аресте) или с помощью местных подпольщиков перебраться обратно в отряд.
Однако, когда до Азова оставалось совсем ничего, на окраине одного из хуторов, мимо которого шел Георгий, парня остановил полицейский патруль из немцев. Коротко допросили, избили и отправили в подвал, имевшийся в доме на хуторе.
Подвал был полон крыс, потому спать Георгию не довелось.
Утром его вывели из подвала, дали лопату в руки, отвели к кустам и приказали копать яму. За работой наблюдали два солдата.
Грунт был сухой и твердый. Копалось с трудом. Усталый после бессонной ночи Георгий копал долго, пытаясь уловить момент, чтобы спастись в столь безнадежной ситуации. А немцы не отходили. Стояли чуть в стороне, наблюдали за Георгием, говорили о своем, изредка курили.
Наконец, яма была выкопана и под предлогом выравнивания грунта, Георгий вылез из нее, намереваясь рвануть в близлежащий кустарник. Не тут-то было. Один из солдат вырвал у него лопату и, подталкивая прикладом, повел в глубь кустарника. Прошли несколько десятков шагов по узкой тропинке и уперлись в груду мусора, на которой лежала мертвая собака. Немец жестами показал, что собаку надо перетащить к яме и закопать в ней. Пришлось исполнять.
Когда Георгий закопал собаку и засыпал яму, один из солдат вывел его на окраину хутора, дал пинка и отпустил на все четыре стороны.
Георгий продолжил свой путь. Через сутки он был в отряде.
Война продолжалась.
(Источник: Н. Вишняков, Б. Жидков)