Найти тему

Негативное влияние Солнца

А.Л. Чижевский исследует исторический процесс в схеме циклов солнечной активности с позиций психиатро-психоло­гичес­кой точки зрения. Солнечная активность не прямо детерминирует поведение масс, но опосредованно, формируя состояние нервно-психической конституции обобщенных индивидов — человеческих коллективов, — функцией поведения которых является поведение отдельных людей.

«Прежде всего, наряду с ней (эконо­микой. — прим. авт.) надо признать самостоятельное и первичное су­ществование другого основного элемента общественной жизни — че­ловеческой психики со всем многообразием и сложностью. Следова­тельно, и исторический процесс есть процесс, прежде всего, психиче­ский, ибо история есть хронологический перечень переживаний, ду­шевных событий, психических фактов, а потому и историческая зако­номерность есть по своему существу закономерность психическая» [95, с. 670].

Данное понимание истории включает в себя трактовку истории как биологического процесса эволюции животного вида, как процесса энергетического (процесс превращения на Земле лучистой энергии Солнца) [95, с. 671]. И другие понимания истории имеют своим общим моментом его трактовку как процесса психического.

А.Л. Чижевский под «психикой» понимает общую психику чело­вечества как всемирно-исторического целого, имеющего свои таксо­номические единицы, которая выражается через напряженность пси­хической энергии в нервно-психической конституции человечества, масс, их субъектов, функцией которой является психика единичных индивидуальностей и уникальностей при определении и со стороны психики уникальностей через механизм психической индукции пси­хики масс. Солнечная активность воздействует на кругооборот гео­биохимической энергии в таксономических единицах биосферы, на нервно-психическую возбудимость масс на атомно-молекулярном уровне, формирует общую нервно-психическую конституцию масс, что создает запас кинетической энергии готовой к освобождению; массы готовы к действию с учетом и иных факторов — ценностных и социально-экономических [95, с. 92, 509, 587, 632].

Именно такого рода психика может определять сознание и через него — экономическое бытие. И наоборот, как справедливо указывает А.Л. Чижевский, не «экономика» определяет психику, и не «бытие» определяет сознание; «экономика» влияет на наиболее общий элемент психики — сознание — определяет в известной мере содержание психи­ки и сознания [95, с. 671]. ...

Коллективы, массы, человек в истории. История — периодична, и периодичность ее возникает из синхро­нии массовых событий и цикличности энергетической деятельности Солнца.

Периодичность истории возникает как следствие влияния внеш­ней природы на известные физиологические функции нервно-психического аппарата человека [95, с. 674].

Эти факторы соответственно таксономии биосферы и истории и формируют человеческие коллективы, обладающие определенной нервно-психической конституцией, коллективными реакциями, кол­лективными инстинктами, которые реально существуют наряду с ин­дивидуальными нервно-психи­чес­кими конституциями, реакциями и инстинктами [95, с. 632].

Физико-химический агент биосферы приводится в действие сол­нечным излучением; он вызывает минимальное повышение возбуди­мости всего нервно-психического аппарата в целом, т.е. вызывает нервный толчок, который запускает инстинктивные реакции (при наличии политико-эконо­мичес­кого и психологического раздражителя). Этот толчок преодолевает сознательную и бессознательную сдержан­ность индивидов массы. Напряженность нервно-психического про­цесса достигается не сразу, а путем приращения и кумуляции за из­вестный срок бесконечно малых частиц возбуждения.

Напряженность может быть большой, но состояние сохраняется статическое. Однако система нервно-психического напряжения уже стала сильно неравновесной и достаточно маленького ее приращения, чтобы началось массовое высвобождение энергии [95, с. 668, 700].

Энергетическая деятельность Солнца предрасполагает массы к нормам активности (первый закон теории). Но объединение масс произой­дет, если массами будет усвоена общая идея (психическое семя). Без идеи в активизировавшемся обществе утвердится хаос и террор.

«При наличии объединяющего массы (политико-экономического) фактора указанные индивидуальные поступки устремляются в одну сторону и создают в среднем единообразное поведение массы индивидов. Так возникает коллектив, объединенный общими идеями и общим пове­дением. Следуя законам психической индукции, коллектив растет, ох­ватывая все большие территории.
Резкие подъемы солнцедеятельности стремятся превратить по­тенциальную нервную энергию (энергию нервно-психи­ческогонако­пления) в энергию нервно-психического разряда и движения (гипер­кинез)» [95, с. 701] (второй закон теории).

Солнце генерирует нервно-психическую энергию человечества в ее кинетической форме, формируя человеческие коллективы. Однако, если у коллективов не оказывается рациональных программ действия, их движения принимают форму гиперкинеза, — т.е. хаотического, нера­ционального действия, впустую и агрессивно растрачивающего свою энергию [95, с. 638, 701].

Коллективы — субъекты массовых движений, а массовые движе­ния — естественные субъекты истории.

Массы образуют коллектив и приходят в движение при а) воз­действии солнечного излучения, приводящего к накоплению потен­циальной энергии, требующей кинетической разрядки, двигательной разрядки; б) наличии политико-экономического фактора — угнетение инстинктов жизни, и психического фактора — наличия общей идеи, объединяющей массы социально [95, с. 642]. Угнетение инстинктов жизни, потребность самозащиты, самообороны, рефлекс свободы при наличии потенциальной энергии, получают выход в массовых движе­ниях. Эти движения имеют характер гиперкинеза — двигательной бури [95, с. 638].

Реакция масс и индивидов в этом состоянии носит истери­ческий характер, имеется соответствующий истерический симптомокомплекс. То есть имеет место хаос бесцельных и стратегически не целесообразных движений индивидов и масс [невозможен прогноз] [95, с. 632-638].

«Дорого обходятся человечеству эти периодические массовые реакции. Миллионы жизней гибнут в этой борьбе обнаженных ин­стинктов» [95, с. 638, 641].

А.Л. Чижевский замечает, что если массы находятся в состоянии истерии, то и вождь в силу своей индивидуальной предрасположен­ности к восприятию солнечной энергии является большим истериком и своей истерией заражает массы, то есть это механизм влияния ин­дивидуальной патологической психики и воли на массы.

«Став иг­рушкой невротика или психопата, общество способно на такие дея­ния, которые уже никак не может объяснить социология» [95, с. 125].

(Отрывок из книги А.А. и П.А. Гагаевых "Философия А.Л.Чижевского", М.:А-проджект, 2022)

КУПИТЬ КНИГУ СО СКИДКОЙ В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ

БЛОГ АВТОРОВ

Читать по теме на нашем канале

П. Флоренский о будущем России

Александр Чижевский: непризнанный гений России

История людей как предательство

Философия А.Л. Чижевского: теория солнечных циклов
Философия А.Л. Чижевского: теория солнечных циклов
-2