Найти в Дзене
Арарат Петросян

Необходимо просчитать все риски и угрозы «3+3»

Оглавление

Новые вызовы есть порождение "старых проблем"

Россия официально заявила о поддержке выдвинутой  президентами Азербайджана и Турции Ильхамом Алиевым и Реджепом Тайипом Эрдоганом идеи создания консультационного механизма регионального сотрудничества, называемого.

Как заявила на брифинге в среду официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, речь идет о странах Южного Кавказа – Азербайджане, Армении, Грузии и их соседях – России, Турции и Иране.

“На наш взгляд, его запуск способствовал бы повышению доверия в межгосударственных отношениях, урегулированию имеющихся противоречий, раскрытию экономического, транспортного потенциала региона”, – сказала Захарова.

Вопросов, по ее словам, много, тем более они теперь имеют и новые вводные – те проблемы, которые имелись раньше в виде ситуации с пандемией, которая расставила новые акценты, “потому формат может и должен привнести новые акценты, предложить решения как старых проблем, а также помочь справиться с новыми вызовами”.

От более конкретных формулировок г-жа Захарова воздержалась.

Мне же трудно представить, как можно повысить то, чего нет.

Речь о доверии, в частности, между Арменией и Азербайджаном с Турцией. Не говоря уже о том, что итоги развязанной турецко-азербайджанским террористическим тандемом войны против Арцаха разбалансировали весь регион в том числе и в этом вопросе.

Уж вовсе непонятно, каким образом этот формат может предложить решения старых проблем, а также помочь справиться с новыми вызовами, ибо даже поверхностный анализ показывает, что старых проблем он не решит, а новых добавит – мало не покажется никому.

И как этот “консультационный механизм”, по большому счету, висящий в воздухе, можно начать переводить “в практическую плоскость”,  если в отношениях между между Арменией и Азербайджаном с Турцией нет и не может быть никаких позитивных подвижек, отношения Грузии с Россией тоже не сдвигаются с мертвой точки, ситуация вокруг Ирана продолжает оставаться напряженной?

Не началом же “процесса делимитации азербайджано-армянской границы с ее последующей демаркацией”, на необходимость скорейшего запуска которого Мария Захарова вновь указала. По ее словам, Россия видит в этом “комплексное решение проблемы”.

Сказано это было в контексте продолжения контактов по линии МИД, Минобороны и пограничных служб России, Армении и Азербайджана с целью урегулирования пограничных инцидентов. Однако этот процесс чреват гораздо более серьезными проблемами, если не угрозами.

Как отметил недавно президент РФ Владимир Путин, в вопросе делимитации-демаркации армяно-азербайджанской границы “без участия России невозможно ничего сделать”, ибо хранящиеся в Генштабе РФ карты показывают, “как проходили границы союзных республик в советский период”.

В какой советский период – ранний или поздний? Ведь между картами 1920г. и 1990-го большая разница. В первом случае неизбежно встанет вопрос и Нахиджевана, который был передан созданному в 1918г. в результате вторжения турецких войск в Закавказье Азербайджану русско-турецким Московским договором от 16 марта 1921г., но лишь 1923г. в статусе автономии вошел в состав Азерб.ССР, а также Арцаха, сданного  Азербайджану решением Кавбюро ЦК РКП(б) в июле 1921г.

Владимир Путин отметил, что в находящихся в Генштабе РФ картах “есть вещи, которые требуют тоже взаимных компромиссов: где-то что-то выровнять, где-то что-то обменять,  только так, чтобы это было признано, было понятно, что это выгодно обеим сторонам”.

Но надо бы помнить, что декларацией “О восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики” от 30 августа 1991г. и конституционным актом Азербайджанской Республики “О восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики” от 18 октября 1991г., Азербайджан провозгласил себя правопреемником АДР (просуществовала с 28 мая 1918г. до 28 апреля 1920г. и не была признана Лигой Наций), отказавшись  от правопреемства Советского Азербайджана.

Следует отметить также, что вышеупомянутый Московский договор от 16 марта 1921г. и Карсский договор от 13 октября 1921г. в Армении считают грабительскими, которые большевистский и кемалисткий режимы заключили за спиной у армянского народа и фактически разделили между собой суверенную территорию Армении.

Имел ли все это в виду вице-премьер Армении Мгер Григорян, когда отмечал, что чтобы говорить о границах, необходимо сначала тщательно изучить всю связанную с ними правовую базу?

«Причем та правовая база, в которой имеется согласие, подпись или присоединение к какому-то документу между двумя странами. Только после этого можно будет говорить о картах. Потому что самостоятельная карта – это просто схема. Под картой должно быть правовое основание. Сейчас мы работаем, изучаем все эти правовые основания. Только после анализа будет возможно говорить о картах, с целью проведения каких-либо процессов на их основе», – отметил Григорян.

И это лишь небольшой ряд “старых проблем”, которые, собственно, и породили “новые вызовы” и решение которых будет длительным и болезненным…

Неспроста замминистра иностранных дел РА Ваге Геворкян, комментируя позицию официального Еревана касательно предложенного Турцией и Азербайджаном формата сотрудничества стран региона, именуемого “3+3”, подчеркнул, что эта тема нуждается в серьезном изучении, анализе рисков и угроз. “Мы рассматриваем все предложения с этой точки зрения, опираясь на основные принципы деятельности МИД”, – отметил он.

Гаянэ МОВСЕСЯН

Подпишитесь на наш Телеграм-канал Республика Армения