Если бы меня спросили, кого я считаю самой сильной и привлекательной личностью среди плеяды борцов против фашизма, я бы без колебаний ответил: Николая Ивановича Кузнецова, великого гуманиста, уничтожавшего тех, кто хотел уничтожить человечество.
Фредерик ЖОЛИО-КЮРИ,
французский физик,
лауреат Нобелевской премии по химии
20 октября Кассационный административный суд Верховного суда Украины обязал Львовский городской совет позволить перезахоронение Героя Советского Союза Николая Ивановича Кузнецова. Суд удовлетворил просьбу племянницы Кузнецова Маргариты Брюхановой перевезти его прах в Россию. Ведь легендарный советский разведчик Николай Кузнецов до сих пор не возвратился с войны домой.
...На землю оккупированной гитлеровцами Западной Украины 31-летний Николай, уже имевший опыт разведывательной работы, спустился с небес. В ночь на 26 августа 1942 года над лесом, вблизи города Ровно, раскрылись 11 белых куполов. Николая Кузнецова и группу парашютистов встретил партизанский отряд Дмитрия Медведева «Победители».
С октября 1942 года разведчик Кузнецов начал действовать в Ровно под именем немецкого обер-лейтенанта Пауля Зиберта. «Я знаю в совершенстве язык этих зверей, их повадки, привычки, характер, образ жизни... В моих руках сильное и страшное для врага оружие, гораздо серьёзнее огнестрельного», — писал Николай в одном из посланий своему руководству.
За 16 месяцев, проведённых в гитлеровском тылу, он собрал множество ценнейших сведений для Советского командования. Среди них — данные о построенной под Винницей секретной полевой ставке Адольфа Гитлера «Вервольф» («Оборотень»).
Кузнецов первым из советских разведчиков добыл информацию о подготовке теракта во время Тегеранской конференции глав стран-участниц антигитлеровской коалиции. Благодаря своевременному предупреждению это покушение удалось сорвать.
Николай Кузнецов лично уничтожил одиннадцать гитлеровских главарей, зверствовавших на оккупированных Ровенщине и Львовщине.
9 марта 1944 года в селе Боратин Бродовского района Львовской области группа Кузнецова столкнулась с бандеровцами. «Николай Иванович вроде бы стал искать зажигалку, что-то сказал спутнику, тот рухнул на пол, и раздался взрыв гранаты, которую успел привести в действие Кузнецов. Он пошёл на смерть, уложил бандеровцев, а его спутник, воспользовавшись суматохой, схватил портфель, в котором хранился отчёт «Пуха» (последний псевдоним Николая Кузнецова. — А.П.), выбил оконную раму и выпрыгнул в темень. Увы, судя по тому, что секретный документ оказался в руках сначала членов УПА, а затем был передан ими немцам, друг Кузнецова уйти от бандитов не сумел». (Н. Долгополов «Как погиб разведчик Кузнецов»).
«Я люблю жизнь, я ещё очень молод. Но потому, что Отчизна, которую я люблю, как родную мать, требует от меня пожертвовать жизнью во имя её освобождения от немецких оккупантов, я сделаю это... Пусть я умру, но в памяти моего народа я буду бессмертен». (Из письма Николая его близким).
5 ноября 1944 года Николаю Ивановичу Кузнецову присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
27 июля 1960 года легендарный разведчик был перезахоронен во Львове, на Холме Славы, и с тех пор на его могиле не переводились живые цветы.
После получения Украиной буржуазно-националистической (бандеровской) «независимости» наследники ОУН — УПА принялись уничтожать память о советском разведчике. Начиная с 1992 года они демонтировали монументы Н.И. Кузнецову в Ровно, во Львове и селе Повча Ровенской области, переименовали названные в его честь улицы и другие топонимы. После того как городу Кузнецовску Ровенской области возвратили прежнее название — Вараш, сотни его жителей вышли на митинг протеста. Люди заявили, что их город по-прежнему должен называться в честь легендарного советского разведчика — Кузнецовск! Более тысячи горожан подписали тогда соответствующее обращение к депутатам Верховной рады Украины.
В мае 2017 года львовские студенты привели в порядок надгробную плиту на могиле Николая Кузнецова. Акцию организовала местная комсомольская ячейка, действующая там почти нелегально. В условиях яростной бандеризации Галиции это был мужественный поступок.
27 июля 2018 года, в День освобождения Львова от немецко-фашистских захватчиков, местные неонацисты разрисовали надгробие могилы Н.И. Кузнецова красками и написали на нём «ворог» — «враг». Особый цинизм заключался в том, что 27 июля у Николая Ивановича Кузнецова день рождения.
6 марта 2019 года вандалы похитили с надгробной плиты разведчика его бронзовый барельеф. Ранее была сорвана пластина с надписью имени, фамилии и дат жизни.
В начале 2020 года руководство Свердловской области РФ обратилось во Львовский горсовет с просьбой позволить родственникам Николая Кузнецова вывезти его прах в Россию для перезахоронения. С подобной просьбой выступила и племянница разведчика Маргарита Брюханова. Всем им было отказано: мэр Львова Андрей Садовый заявил, что останки Героя Советского Союза Николая Кузнецова могут стать «козырем на переговорах с Россией». Львовский областной совет даже принял решение: включить в обменный список пленными на Донбассе «прах советского разведчика, офицера НКВД Николая Кузнецова». Экс-премьер-министр Украины Николай Азаров назвал тогда Садового «моральным уродом».
Прошлым летом бандеровские вандалы попытались сделать подкоп под могилу Николая Кузнецова с целью поглумиться над его останками.
Нынешним летом львовский священник «Ангел Григорий» снял на Холме Славе видео, в котором возмутился, что там похоронены «220 советских оккупантов, и до сих пор не снесены их могильные плиты». Он потребовал «эксгумировать и выкинуть прах советского разведчика Кузнецова».
«Россия должна добиваться того, чтобы забрать останки советских героев, похороненных на Украине, включая прах освободителя Киева генерала Ватутина и прах разведчика Кузнецова. Пока их могилы не вандализировали и не снесли современные укроигиловцы», — прокомментировала воззвание львовского священника-«эксгуматора» украинская публицистка Мирослава Бердник.
Племянница разведчика Маргарита Брюханова обратилась в Верховный суд Украины с просьбой обязать горсовет позволить перезахоронение её родственника.
В Кассационном админсуде Верховного суда Украины отметили, что М. Брюханова собрала все необходимые для эксгумации документы, а СБУ и минкульт, к которым прежде апеллировал горсовет, не имеют полномочий разрешать или запрещать ей перезахоронение.
Но для украинских буржуазных националистов — как в прошлом, так и в настоящем — не существует ни государственных, ни моральных законов.
22 октября стало известно, что исполнительный комитет Львовского городского совета отклонил требование Кассационного административного суда о передаче праха Николая Кузнецова в Россию.
«Очень мало шансов на то, чтобы я вернулся живым», — писал Николай своему брату Виктору перед вылетом на оккупированную фашистами Западную Украину. Но он даже представить не мог, что не возвратится оттуда... мёртвым! Современные бандеровцы, для которых советский разведчик Кузнецов — исторический враг, не выпускают его из своих застенков. При этом мэр Львова Андрей Садовый по-прежнему пытается вести «торг на костях». На брифинге по данной проблеме он заявил:
— Перед тем как обсуждать этот вопрос, я зачитал членам исполнительного комитета простую справку. Чтобы вы понимали, по состоянию на сегодня, в Российской Федерации пребывают в заключении по политическим и религиозным мотивам 121 человек — граждане Украины. (...). На оккупированных территориях Донецкой, Луганской областей находятся 296 человек (...). Пока наши граждане не вернутся домой, мы ни одного положительного решения по праху Кузнецова принимать не будем. Это принципиальная позиция общины города.
Украинская поэтесса Лина Костенко утверждает, что название города Руан, в котором сожгли национальную героиню Франции Жанну д’Арк, всегда будет пахнуть горелым. Чем пахнет название современного Львова, где местные нацисты взяли в заложники павшего Героя Советского Союза Николая Кузнецова, никто из украинских писателей почему-то не уточняет.
Анна ПОЛТАВЧЕНКО
Газета «Правда»