Найти в Дзене
autumn

ЕСТЬ ЛИ У НАС ОБЯЗАННОСТИ В БРАКЕ ИЛИ МЫ СВОБОДНЫ В СВОИХ ЖЕЛАНИЯХ?

Кадр из сериала "Сага о Форсайтах" 1967 год
Кадр из сериала "Сага о Форсайтах" 1967 год

Конечно, как всегда и во всем, из правил есть исключения, но большинство мужчин и женщин на Земле осознанно или нет, стремятся найти себе пару и жить семьей. И как у любого человеческого поступка мотивов для этого существует много: это и заложенные стереотипы, когда с детских лет мы наблюдаем людей вокруг, в основном, проживающих семьей; это и наша биологическая природа; это и наше инстинктивное понимание, что семьей выжить в этом мире проще и легче; это и чувство к человеку противоположного пола (другие варианты не берусь обсуждать), которое люди именуют любовью. И, конечно, вступая в брак и образуя семью, каждый из нас старается, прежде всего, для себя – создает условия для себя, чтобы в этом союзе быть довольным и счастливым. А, значит, каким-то образом представляет себе, каким образом должны строиться отношения в семье, и как себя должен вести партнер (почему-то нас больше заботит этот аспект отношений, а не собственное поведение), чтобы нам было с ним комфортно и уютно жить вместе.

И тут возникает интересный парадокс – каждый из партнеров ждет от другого того, чтобы этот другой сделал жизнь партнера в браке, как можно более легкой и приятной, при этом уважая личность и интересы того, кому он эту легкую и приятную жизнь обеспечивает. И вот тут возможно (и часто бывает) столкновения интересов – каждый из партнеров ждет от другого соответствия своим ожиданиям и, если такого не происходит, чувствует себя обманутым, считает, что другой его использует, ничего не давая взамен.

И вот о чем я подумала: в отличие от прошлых времен, сейчас нет никаких жестких определений, что такое семья и никаких жестких рамок, в которых регулируются отношения в семье. С одной стороны, это хорошо, так как предоставляет свободу выбора любой паре в построении собственных ни на что не похожих отношений, которые бы устраивали именно данную пару: хотите бездетную семью – пожалуйста; хотите гостевой брак – на здоровье; хотите иметь раздельный бюджет – ваше право: хотите закаливать детей босиком на морозе или обучать их на дому – до определенных пределов никто в это вмешиваться не будет; хотите, чтобы женщина была добытчиком, а мужчина домохозяйкой – никто вам не будет в этом препятствовать. А с другой стороны, эта расплывчатость и неопределенность порождает буйные фантазии насчет брака и семьи у представителей обоих полов, которым заведомо не суждено сбыться именно вследствие их оторванности от реальности, что приводит к разочарованности в отношениях и семье, как институте, раздражению и, в конечном результате, к разводу.

Примеры? Пожалуйста. Крайние проявления таких «фантазийных» ожиданий: девушка молода, свежа, ухожена и этим привлекательна для мужчин; она считает, что обладание этими качествами дает ей полное право быть материально обеспечиваемой мужем, иметь дом и все самое лучшее в собственном владении; и все ее желания должны угадываться и немедленно исполняться, а если она снизошла до исполнения хотя бы пустякового желания мужа, то благодарность должна быть выражена немедленно и не только в словесной форме. Ну, и долго может существовать брак, основанный на таких ожиданиях? Или другой крайний случай: мужчина, не особенно успешный и не очень молодой, не готов вступать в брак с женщиной, так как не желает создавать условия для посягательств женщины на его личное имущество, но при этом хочет, чтобы женщина искренне и бескорыстно исполняла роль жены, заботилась о мужчине, рожала ему детей, за что он будет благодарить ее в соответствии с собственными представлениями о ценности ее поступков.

Оба случая явно демонстрируют, как люди обоих полов способны переоценивать значимость собственной персоны, не принимая во внимание ожидания партнера. Отчасти это связано с личными качествами этих людей, а отчасти, как мне кажется, с расплывчивостью понятия семьи и семейных обязанностей, которые раньше были четко сформулированы и должны были неукоснительно выполняться, а иначе общество отворачивалось от «бунтаря». И вот тут-то мне и пришло в голову обратиться к литературной классике, а именно, к произведению автора, которого я очень люблю, и к произведениям которого, наверное, буду не раз обращаться, Нобелевскому лауреату в области литературы Джону Голсуорси. Впервые я прочитала «Сагу о Форсайтах» в возрасте примерно 20 лет, и с тех пор, периодически перечитываю это произведение, находя в нем все новые ответы на свои вопросы, переосмысливая свои впечатления и выводы по ходу приобретения собственного жизненного опыта. Но в этой статье мы рассмотрим только один аспект той многогранной картины жизни конца 19 – начала 20 века, которую нарисовал этот талантливый писатель, а именно семью и отношения в ней. Сюжет всего цикла романов построен именно на том, к каким последствиям приводит неудачный брак и как он ломает судьбы не только участников этого брака, но и их детей (некое подобие Ромео и Джульетты). Но мы посмотрим на это в более узком смысле: а что мы вправе ожидать от партнера в браке и, самое главное, должны ли мы сами соблюдать какие-то обязанности в браке или мы свободны от обязательств, данных перед алтарем (или теткой в ЗАГСе).

Итак, на дворе конец 19 века. В одной из гостиных курортного города Борнмут (Англия), на музыкальном вечере, молодой, но уже преуспевающий юрист Сомс Форсайт, являющийся одним из самых богатых членов преуспевающего буржуазного клана, знакомится с красивой девятнадцатилетней девушкой Ирен Эрон, дочерью университетского профессора, оставшейся сиротой с довольно скудным материальным содержанием (профессорам и тогда не много платили) под опекой мачехи, женщины не старой, мечтающей сбыть красивую падчерицу с рук, и устроить свою личную жизнь. Эта девушка стала для Сомса Форсайта той, кто сломает его судьбу и, в конечном итоге, станет причиной его смерти, хотя и косвенным образом. Но тогда, в той гостиной на музыкальном вечере, он влюбился в эту чудесную девушку сразу и навсегда. Их знакомят, и он начинает за ней ухаживать и добиваться ее руки. Он много раз делает ей предложение, и она много раз ему отказывает, но он продолжает надеяться добиться своего. Она никогда не объясняет причин своего отказа, и лишь однажды истина лишь промелькнула в его сознании: как-то находясь с ней рядом, под воздействием атмосферы вечера и ее близости, он страстно поцеловал ей руку и почувствовал, как ее передернуло от отвращения. Физическое отвращение у женщины к кому-то из мужчин имеет место довольно часто - думаю, что почти каждая женщина в своей жизни сталкивалась с таким. Однако Сомса Форсайта это не остановило, и его настойчивость, в конце концов, была вознаграждена – после его очередного предложения Ирен согласилась выйти за него замуж, но робко попросила, чтобы в случае, если брак окажется неудачным, будущий муж отпустил ее на волю. Счастливый жених в тот момент был готов пообещать все, что угодно, лишь бы заполучить эту девушку.

Они поженились. Он купил дом, а она обставила его в соответствии со своим тонким вкусом, домом занимались нанятые слуги, она имела возможность совершенствовать свои музыкальные способности, играя на рояле. Сомс Форсайт гордился своей женой: эта молодая женщина с мягкими манерами, с волосами «цвета опавших листьев», мягкими карими глазами и чуть бледной, но теплого тона кожей, обладающая утонченными манерами и обаянием, просто притягивала к себе мужчин, и ему нравилось, когда она привлекает к себе внимание и ему завидуют. Но она так и осталась для него загадкой, не подпуская его к своим мыслям и своей душе. Он любил дарить ей драгоценности, так как это вызывало в ней некий слабый благодарный отклик, но и только. Так они прожили несколько лет, без детей, душевной близости, общих интересов. У них был один из самых уютных, дорого обставленных и прелестных домов в Лондоне, у нее была полная шкатулка драгоценностей и много красивой и дорогой одежды, он интересовался по вечерам, чем она занималась днем, и сам любил поделиться тем, как провел день. Но ей были неинтересны его дела, а он не понимал музыки, которой она отдавалась со всей страстью своей души.

В конце концов, случилось то, что и должно было случиться: на одном из семейных сборищ, когда весь клан Форсайтов собирался вместе отметить какое-то семейное событие, в данном случае помолвку одной из членов этого клана девятнадцатилетней Джун Форсайт с начинающим архитектором Филипом Босини, Ирен познакомилась с женихом Джун, которая была ее единственной подругой среди всех родственниц мужа. Так получилось, что Ирен и Босини пришлось часто встречаться, так как Сомс Форсайт решил поручить молодому архитектору постройку загородного дома, куда он собирался переехать жить вместе с женой, и постепенно между Ирен и Босини зародилась любовь. Архитектор довольно беспардонно бросил свою невесту, и они с Ирен стали любовниками. Как только это случилось, продолжая жить в доме мужа, Ирен стала запирать свою спальню и просить мужа о разводе. Однако Сомс не только не хотел, но и не мог отпустить ее, так как по законам того времени (они и сейчас в Англии не сильно изменились), развод был возможен только в случае измены одного из супругов, тогда тот, кому изменили, мог подать на развод и его просьбу суд мог удовлетворить. Если изменила женщина, то это накладывало на нее определенную печать, поэтому обычно при взаимном желании развестись, эту роль брал на себя мужчина, то есть мужчина мог выставить себя в неприглядном свете, чтобы не испортить дальнейшую жизнь женщине. Однако и на деловой репутации мужчины его измена жене тоже могла отразиться неблагоприятным образом – кто будет пользоваться советами юриста, который настолько неуравновешен, что допустил крушение собственного семейного очага? Ирен и Сомс оказались в западне неудачного брака, из которого не было выхода. Они жили в одном доме каждый своей жизнью, но равновесие не могло быть устойчивым, когда один супруг продолжал любить, а догадываясь об измене, и ревновать. И случилось то, что и должно было случиться: однажды Ирен забыла запереть свою спальню, муж застал ее спящей и взял ее силой. Женщина рассказала об этом любовнику, Босини это вывело из равновесия, так как его любимая женщина отказывалась уйти к нему, понимая, что она испортит ему судьбу, а он не мог обеспечить им возможность уехать за границу, так как не обладал достаточными материальными средствами. В результате Филип Босини то ли случайно, то ли намеренно, погибает под колесами конного экипажа, а Ирен уходит из дома и из жизни Сомса… на время.

История, естественно имеет продолжение, так как это только завязка, но не это сейчас важно, а важно отношение к этой истории. Голсуорси был на стороне прогресса, то есть за свободу в любви, против отношения к женщине, как к вещи и собственности мужчины, то есть поддерживал позицию феминисток (правда, здесь была и определенная личная заинтересованность). В те времена не он один поддерживал изменения подходов к семье и в брачных законах. В 20-м веке все это произошло, и теперь мы имеем ту картину, которую имеем. Но вот хорошо ли это? Если рассмотреть описанный случай, то разве Сомс Форсайт как законный супруг, полностью выполняющий взятые на себя брачные обязательства, любящий свою жену, умеющий, в общем-то, по-мужски держать себя в руках, не вправе рассчитывать на понимание со стороны жены, ее интерес к его делам, на рождение детей, супружеский секс, в конце концов? И почему женщина, добровольно согласившаяся стать женой считает себя вправе не выполнять своих обязанностей супруги, пользуясь всем тем, что ей предлагает муж, и, в конечном счете, ему изменив? Да, когда она просит развод, она говорит ему о том, что она хотела стать хорошей женой и старалась, но не смогла, но кому от этого легче?

Автор, естественно, на стороне женщины, и особо осуждает тот самый поступок с применением насилия, в котором, кстати, раскаивался и сам Сомс. Но автор – мужчина, и он понимает ту взрывную смесь чувств, которую испытывал Сомс Форсайт в момент этого поступка – ту смесь из уязвленного самолюбия, бешеной ревности, сексуального голода и того влечения, которое у него вызывала эта женщина и только она одна.

Голсуорси пишет о том, что в то время большинство мужчин не мучились бы совестью, если бы они взяли силой то, что им положено по праву, так как таковыми были тогда установленные правила, но автор против тех правил за свободный выбор женщины. То есть мужчина обязан выполнять свои обязательства перед женой и вести себя, как джентльмен, но женщина должна быть свободной в выборе исполнять ли ей свои обязательства перед мужем. Ну, а мы теперь наблюдаем то, к чему это все привело.

Я ни в коем случае, и ни в какой форме, не поддерживаю насилие в семье. Я вообще не об этом, а о том, принимаем ли мы на себя определенные обязательства, когда добровольно вступаем в брак и должны ли мы их исполнять или нет? Или погоня за личным счастьем для нас важнее долга и ответственности за судьбу человека, с которым мы по ошибке или неопытности связали свою жизнь? Должен ли об этом думать и помнить мужчина? А женщина должна или нет?

А что об этом думаете вы?