Найти в Дзене
Спросите фотографа

Черно-белая фотография - зачем она нужна в наше время? И как правильно ее сделать?

Чтобы лучше понять, что даст нам черно-белая фотография, давайте разберемся, что это такое.

В черно-белой фотографии нет цвета. Есть только чередование света и тени, градаций оттенков серого. Часто ее называют монохромной - т.е. одноцветной, допуская, что может быть раскраска в какие-то тона. Таким образом мы подчеркиваем формы и создаем оптические образы. За счет этого создается особое настроение, которое вызывает эмоции у зрителя. Фотографы, снимающие на чб, любят говорить: "В этой фотографии есть настроение". Прежде всего советую начать с понимания этого.

Вот, например, я снимал Неву в непогоду. В каком снимке настроение чувствуется больше?

А что потом? Вот главные принципы, которые приведут вас к созданию шикарных фотографий:

Хорошенько изучите, как работает свет. Это вообще главное в фотографии. А в черно-белой - особенно, потому что дополнительной информации в виде цвета здесь нет. Только полутона, игра светов и теней.
-2
Свет диктует композицию.

Свет не с точки зрения “светло”, а с точки зрения “изобразительный инструмент”. Другими словами, надо научиться видеть, как свет создает картинку: рисует контуры и формы, “лепит” объем. Фотографы так и говорят: “Посмотри, как рисует свет!”

-3
Изучите экспозицию.

Это один из факторов управления светом. Управляя экспозицией, вы можете создавать светлые и воздушные кадры, а можете - темные и мрачные. Так вы создаете настроение, или атмосферу снимка.

Портрет в светлом ключе
Портрет в светлом ключе
Портрет в темном ключе
Портрет в темном ключе
Про композицию не говорю - это уже аксиома.

Ее нужно знать и понимать, я бы даже сказал, чувствовать. Тогда ваши фотографии будут цельными, картинка не будет распадаться на части, внимание зрителя будет захвачено.

Цвет - лишняя информация.

Часто бывает так, что цвет совершенно не нужен фотографии. Он отвлекает от проникновения в ее глубину в ее смысл и настроение. Такое часто встречается особенно в портретах.

Хорошо бы научиться понимать принципы воздействия цветных фильтров на изображение. Раньше они применялись в пленочной съемке, теперь все это перекочевало в фоторедакторы. Но принципы остались те же. Понимая их, вы сможете усиливать восприятие. Например, красный фильтр красиво подчеркивает облака, затемняя синие участки неба. Тот же эффект, но немного “полегче”, дает оранжевый фильтр. А в эпоху черно-белого телевидения снимали через зеленый фильтр - так лучше передавалась фактура кожи.

В некоторых фотоаппаратах есть режим ЧБ и настройки фильтров. Попробуйте, конечно, но это все ерунда по сравнению с теми возможностями, который дают редакторы. Даже те, которые в смартфоне. Поэтому лучше все-таки снимать в цвете, а потом переводить в ЧБ в любом из доступных вам редакторов.

Смотрите работы мастеров.

Насмотренность даст вам вдохновение и еще больше понимания. Только не просто смотрите, а задавайтесь вопросами: а какое здесь освещение, как автор использует его, почему он вот так расположил объекты в кадре, почему выбрал именно такой ракурс.

А шикарными ваши фотографии станут не при наличии у вас крутой фотокамеры, например, черно-белой Лейки, а после того, как вы отлично усвоили то, что я перечислил, и закрепили на практике. Как говорил Анри Картье-Брессон: "Ваши первые 10000 фотографий - ваши худшие фотографии". Фотокамера - фотокамерой, но главное - вставайте с дивана и идите снимать.