Найти тему
Дисковед

ТЕЛЕВИЗОР - МЕГАМИЗАНТРОП (2004): откровения бескомпромиссного гуманиста.

Михаил Борзыкин никогда не славился деликатностью суждений. Бескомпромиссность - одно из главных качеств, определяющих структуру его, как творческой личности. Именно его «Телевизор» первым стал исполнять незалитованные песни со сцены. Именно он был флагманом политического протеста в ленинградском роке второй половины 80-х. Именно ему суждено было рухнуть (или наоборот, вознестись?) с точки одного из главных рок-идолов в точку записных рок-аутсайдеров, когда сменилась эпоха, поменялась структура момента.

«Скажи мне, кто твой папа!»
«Скажи мне, кто твой папа!»

Так или иначе, но примерно с середины 90-х, «Телевизор» стал обозначать только самого Михаила Борзыкина, до фанатизма не желавшего вставать на коммерческие рельсы шоу-бизнеса, легко проглотившего доселе свободную рок-музыку со всеми недавними друзьями-соратниками.

Сразу оговорюсь, я сам не могу до конца разделить подобную позицию. На мой взгляд, зарабатывать деньги своим творчеством - не стыдно. Напротив, необходимо. Но когда речь идёт о принципиальной позиции, искренней убежденности в том, что нужно стоять на своём - это не может не вызывать уважения.

«Не смотри на меня так!»
«Не смотри на меня так!»

С крахом советской системы, русский рок вынужден был претерпеть определённые трансформации именно потому, что он во многом был зависим от этой системы. Нужго было искать новые точки опоры, нового внешнего антагониста. В итоге, каждый обрел свой путь: кто-то изящный и нестандартный, кто-то достаточно спорный. А Михаил Борзыкин решил идти дальше однажды выбранной дорогой - дорогой неудобного, даже асоциального обличителя всего и вся.

Понимал ли он, что этот путь будет тернист? - Безусловно. Осознавал ли, что эта негибкость будет стоить ему места на рок-олимпе? - Конечно же. Сомневался ли он в своём выборе? - Это мы вряд ли узнаем. Но выбор был сделан, как кажется со стороны, без лишних мучений.

Зачем нужны компромиссы, когда есть убеждения?
Зачем нужны компромиссы, когда есть убеждения?

«Мегамизантроп» стал вторым альбомом «Телевизора», над которым Борзыкин работал в одиночку. И, в принципе, это вторая попытка расширить в философском плане «круг ненависти». Другими словами, к началу нового века борьба Борзыкина с несправедливостью и угрюмостью мира приобрела новые масштабы, стала более метафизической.

Отныне Борзыкин не разменивается только на политические лозунги или мелкие обиды. Теперь он мечет молнии собственного негодования на устройство мира в целом.

И если предыдущий альбом «Путь к успеху» был первой - не слишком удачной, на мой взгляд, попыткой охватить необъятное, хотя сам диск я считаю также сильным; на «Мегамизантропе» Борзыкин уже смог создать практически босховское полотно - показать безумие этого мира выразительно и выпукло. 

В этом смысле, «Мегамизантроп» - абсолютная антиутопия, населенная послушными и поверхностными обезьянками, которыми могут управлять различные «толкователями, врачевателями, основателями». В этой вселенной уходят из дома, чтобы никогда не вернуться. Здесь рок-бунтари становятся послушными овечками. Любое соприкосновение с этим липким, глупым миром - отвратительно физически и морально. И трагедия в том, что искреннее нежелание быть частью этого мира - не освобождает дух. Ты становишься пустым, твой телефон молчит, молчит и бог, допустивший такую вселенную.

Мегамизантроп - не о политике, но позже Борзыкин вернется к этой теме.
Мегамизантроп - не о политике, но позже Борзыкин вернется к этой теме.

В «Мегамизантропе» Борзыкин не пытается менять мир. Он ведет репортаж. И главный мэсседж остается прежним: «Ни при каких обстоятельствах, как бы мне ни было хреново, частью этого нелепого мира я не стану».

И пусть не обманывает слушателей ёрнический тон, которым периодически оперирует Борзыкин на альбоме. Пусть не оскорбляет излюбленный термин Михаила: «стадо». И не нужно думать, что Борзыкин заигрался в д'Артаньяна, который лучше всех. Это слишком поверхностная оценка творчества «Телевизора».

Несмотря на то, что Борзыкин не скупится на нелицеприятные эпитеты в адрес всех и вся, корни его негодования вовсе не в ненависти к внешнему миру, а в искренней боли за этот мир. Противопоставление же себя остальному мира - это не эгоцентризм, а настойчивая убежденность, что можно иначе.

Кто бы что ни говорил, но Борзыкин всё же прекрасный музыкант
Кто бы что ни говорил, но Борзыкин всё же прекрасный музыкант

Сам Михаил Борзыкин неоднократно заявлял, что музыка в его творчестве - явление вторичное. Однако же, он был и остается по сей день прекрасным мелодистом и композитором. «Телевизор», особенно «Телевизор» образца 21-го века, это всегда вкусный нестандартный фьюжн из стилей и жанров, смешанных в единое блюдо рукой искусного повара. В «Мегамизантропе» всего понемногу: синти-поп, ньювейв, индастриал, постпанк, рок, почти боссанова, чуть ли не трип-хоп и так далее.

Другими словами, «Телевизор» - это всегда интересно. И искренне жаль, что многих отталкивает принципиальность и честность Борзыкина. Впрочем, нас долго обучали «искусству быть смирными», и это тот самый случай, когда одного воина в поле оказывается, увы, недостаточно, чтобы что-то изменить.

Главное, не сдаваться!
Главное, не сдаваться!