Преимущества двухтактных двигателей по сравнению с четырёх тактными:
- Более разномерная работа, так как рабочий цикл двухтакного двигателя совершается за один оборот коленчатого вала. Мощность двухтактных двигателей на 60-70% больше, чем у четырёхтактных, что позволяет установить более лёгкий маховик;
- Двухтактные двигатели более просты в устройстве, по скольку не имеют газораспределительного механизма, роль которого выполняет поршень.
Недостатки двухтактных двигателей :
- По экономичности уступают четырёхтактным из-за менее совершённой очистки цилиндра от отработавших газов;
- Продувка цилиндра осуществляется горючей смесью, что приводит к потере до 30% смеси;
- Требуют более интенсивного охлаждения;
- Добавление масла (до 4%) в бензин для смазки деталей двигателя приводит к увеличению отложения нагара на днищах поршней, головках клапанов и стенках камер сгорания;
- Неудовлетворительная продувка на режимах частичный нагрузок из-за низкого давления в кривошипной камере приводит к пропускам воспламенения рабочей смеси;
- Наличие выпускных и продувных окон уменьшает продолжительность рабочего хода.
Из-за указанных недостатков установка двухтактных двигателей на автомобилях оказалась нерентабельной. Эти двигатели устанавливаются на мотоциклах, мопедах, мотороллерах, мотоколясках, а также используются в качестве подвесных лодочных моторов и пусковых двигателей тракторов.