В семействе ЗИЛ-130 еще до его постановки на конвейер были запланированы трехосные версии, которым присвоили обозначение ЗИЛ-133. Этим машинам удлинили раму, заменили одиночный ведущий мост на тележку с проходным средним мостом и подняли грузоподъемность с 5 до 8 тонн.
От утверждения техзадания на "трехоски" до реального начала их производства прошло... 14 лет. Причем до конвейера добралась всего одна версия: бортовой грузовик с самой длинной колесной базой, причем максимально упрощенный: с таким же силовым агрегатом, как у ЗИЛ-130 (мощностью 150 л.с., с 5-ступенчатой коробкой без демультипликатора). Под обозначением ЗИЛ-133Г1 его делали с 1975-го по 1979 год, а модернизированную версию ЗИЛ-133Г2 - формально с 1979-го по 1984-й, но фактически последние два года выпуск носил уже штучный характер.
Да и вообще, по сравнению с автомобилями типа ЗИЛ-130, ЗИЛ-131 или ЗИЛ-157 такие "трехоски" остались машинами чрезвычайно редкими. Судите сами: из 250 тысяч грузовиков, ежегодно выпускаемых в то время производственным объединением "МосавтоЗИЛ", на долю ЗИЛ-133Г1 и 133Г2 приходилось в лучшем случае 10 тысяч. Причем почти все они сходили с конвейера в виде грузовиков с бортовой платформой. Выпуск же шасси под монтаж спецнадстроек ни в один из годов даже не достиг цифры в 600 единиц. В этой связи становится понятным, почему встретить спецмашины на базе ЗИЛ-133Г1 или ЗИЛ-133Г2 было делом чрезвычайно сложным! Сложным, но возможным, поэтому ниже - архивная подборка со спецтехникой на шасси этих грузовиков!
Наибольшее количество шасси ЗИЛ-133Г2 ушли на изготовление пожарных автоцистерн АЦ-40(133Г2)-181, которые выпускал Прилукский завод противопожарного оборудования. Хотя бы по нескольку единиц таких "пожарок" попали в большинство регионов СССР.
Другой пример применения шасси ЗИЛ-133Г2 - в качестве базы под монтаж 22-метрового гидроподъемника АГП-22. Кто их, кстати, точно делал - может кто-то из читателей подсказать?
На рубеже 1970-х и 1980-х в Советском Союзе пробовали освоить (безрезультатно) изготовление спецавтотехники, способной осуществлять боковую самопогрузку и саморазгрузку контейнеров, скопировав аналоги немецкого производства. Некоторую известность успел получить опытный полуприцеп такого типа, о котором проскочили заметки в профильной прессе. Тем не менее, были попытки установить аналогичное подъемное оборудование и на шасси ЗИЛ-133Г1, свидетельством чему - фото выше.
На следующем фото показан автомобиль ЗИЛ-133Г1, дооборудованный гидрокраном советского производства. Учитывая регион съемки (Москва), резонно предположить, что его построили на Московском заводе автомобильных кузовов, где многие годы серийно оснащали гидрокранами типа ЛЗАП-4030П грузовики ЗИЛ-130.
А еще в Москве с 1975 года работала целая партия грузовиков ЗИЛ-133Г1, дооборудованных финскими краноманипуляторными установками Nummi 977. Монтаж их, судя по всему, осуществлялся непосредственно на предприятиях Главмосавтотранса. Экземпляр, что показан на фото выше, благополучно эксплуатировался в столице до конца 1998 года.
А на этом кадре показан точно такой же финский гидрокран Nummi 977, только смонтированный уже на шасси грузовика ЗИЛ-133Г2 более позднего выпуска.
В преддверии Олимпиады-80 на "сто тридцать третьем" шасси силами ГСКБ по автофургонам (г. Шумерля) был разработан специальный фургон для перевозки спортивных лошадей, получивший отраслевой индекс 5982. Товарную партию таких машин в количестве 20 экземпляров изготовил Курганский автобусный завод. Машина интересная, поэтому имеет смысл дать еще один кадр:
Кстати, обратите внимание на колесные арки: они у серийных "коневозок" такие же, как у автобусов КАвЗ-685. И это хороший способ отличить серийные курганские машины от опытной шумерлинской, у которой арки были еще округлыми.
В УССР на предприятии "Кинотехпром" - том самом, где многие годы серийно выпускали барбухаечные автобусы АСЧ.03 "Чернигов" - на шасси трехосных грузовиков ЗИЛ штучно строили целую гамму спецмашин для советской киноиндустрии. На этом фото, в частности, показан светотехнический автомобиль АСТ.03-133Г1, который использовался для перевозки и обслуживания софитов и иного осветительного оборудования, а также для кратковременного отдыха персонала.
А на следующем снимке показан такой же светотехнический автомобиль (даже не исключено, что тот же самый экземпляр) спустя два с лишним десятка лет реальной эксплуатации в Киеве. Впрочем, куда интереснее была гамма черниговских киномобилей на шасси ЗИЛ-133Г1, на которых использовались оригинальные вагонные кузова с передними масками автобусов ЛАЗ.
Однако про эти гибриды автобуса и грузовика я приготовил отдельный пост, который можно посмотреть ВОТ ЗДЕСЬ.
А вот по ЭТОЙ ССЫЛКЕ уже доступен аналогичный обзор по спецверсиям дизельного грузовика ЗИЛ-133ГЯ.