Наиболее частая «претензия» к Богу многих, даже по-настоящему верующих, людей: «почему Бог не отвечает на мои молитвы»?
Собственно, это была главная проблема всех поколений верующих людей – и она во все времена волновала их.
Один из Отцов Церкви, преподобный Исаак Сирин, епископ Ниневийский, живший в VII веке и почитающийся христианами большинства конфессий, подробно ее рассматривает.
Давайте последуем за ним и прислушаемся к его советам.
Вот первый тезис:
«Если ты молишься Богу о чем-либо, и Он медлит услышать тебя, не скорби об этом. Ты не умнее Бога».
Да – все начинается с простого. Если Бог не отвечает, значит, так надо: Бог лучше знает, когда Ему отвечать и отвечать ли вообще.
Мать ребенка тоже далеко не всегда сразу же отвечает за просьбы ребенка, особенно если он капризен, своенравен и эгоистичен. А уж мы, люди, как раз именно такие.
Глупые и разболтанные дети в ответ на молчание матери, начинают еще больше капризничать и выделываться, а вот умным – это сигнал задуматься: что-то в моей просьбе не так.
Давайте и мы будем «умными» и «послушными» детьми и задумаемся, что не так.
Св. Исаак Сирин говорит о нескольких возможных вариантах:
«Делается же это с тобою или потому, что ты не достоин получить просимое, или потому, что пути сердца твоего не соответственны, но противны с просимым тобою, или потому, что ты не достиг еще той меры, которая нужна для того, чтоб принять дарование, просимое тобою».
Первый тезис понятен. Мы действительно очень часто не достойны того, о чем просим.
Прося о мире, находимся с окружающими во вражде, будучи злы, хотим, чтобы с нами поступали по-доброму, желаем изменения окружающих людей и не желаем исправляться сами, прося о здоровье и едва выздоровев, не желаем отказаться от пагубных привычек и пристрастий, которые это здоровье расстроили...
Об этом же говорит св. Исаак, упоминая о «несоответственных путях сердца». Наши сердца должны соответствовать просимому, в противном случае мы окажемся в положении рыбы, вынутой из воды.
Условия изменятся, а ты остался прежним. Останется только «задыхаться» по типу «от радости» (или чего другого) в зобу дыханье сперло», или вернуться в прежние условия жизни.
Представьте, мать молится о том, чтобы ее непослушный сын, исправился. И вдруг он действительно становится послушным. Но мать начинает это раздражать и выводить из себя. Она привыкла «биться» с ним, привыкла читать ему нотации, привыкла самоутверждаться и уважать себя за счет сына – и это все пошло прахом.
Сын изменился – а ее сердце оказалось к этому неготовым.
Так что в первую очередь нужно готовить свое сердце под то, что ты просишь. Иначе все может случиться по пословице: «за что боролся – на то и напоролся».
В третьем тезисе св. Исаак говорит о «мере», которой нужно достигнуть, чтобы адекватно принять тобою просимое. Что здесь может иметься в виду?
Он сам дальше и поясняет:
«Не должно нам преждевременно искать того, что свойственно при великом преуспеянии, чтобы дарование Божие, по причине скорости принятия его, не было пренебреженно. Все удобно достигаемое и утрачивается скоро. Все же обретенное с болезнию сердца хранится тщательно»
Тут полное согласие с психологией. То, что мы обрели в долгом борении, в трудах и поту – то мы и ценим, в отличие от того, что нам досталось даром.
Обратите внимание, на слова св. Исаака – о «великом преуспеянии». Только человек высокого духовного уровня может действительно оценить доставшееся ему «даром».
Он не будет смотреть с пренебрежением на то, над чем ему не пришлось усиленно трудиться.
Мы же – увы! – не соответствуем этому уровню. То, на что мы потратили кучу денег или трудов – то мы и ценим.
Учитывая наш невысокий духовный уровень, Богу и приходится «медлить», чтобы мы не возгордились и не превознеслись или не стали смотреть с пренебрежением на то, что нам досталось быстро и легко.
Ну а теперь мы подходим к главному. Есть еще одна причина, по которой наши молитвы не «слышатся» и не исполняются Богом.
Будьте внимательны, даже если слова св. Исаака покажутся вам странными и несообразными:
«Приноси Богу прошения твои сообразно величию Его, чтобы возвысилось пред Ним достоинство твое, и Он возрадовался бы о тебе. Если кто попросит у царя небольшое количество грязи, то только обесчестит себя ничтожностию прошения как выказавший большое неразумие, но и царю нанесет оскорбление своим прошением. Так поступает и тот, кто в молитвах просит чего-нибудь земного. Ангелы и Архангелы – эти вельможи Небесного Царя – смотрят на тебя во время молитвы твоей, внимая тому, чего ты просишь у Владыки их; они удивляются и радуются, когда увидят, что составленный из земли, оставя плоть свою, просит небесного; напротив того, они огорчаются на того, кто, оставив небесного, просит своей грязи».
Уф – боюсь, что все это нам «не в бровь, а в глаз»!
Как часто наши молитвы – это просьбы о «небольшом количестве грязи»! Все наши молитвы о деньгах, домах, земном благополучии – сюда как раз и относятся.
Даже молитвы о здоровье – это большей частью молитвы о том, как благополучно проводить время в той же самой грязи без каких-либо попыток от нее избавиться.
Увы, увы – мы у Царя Небесного вместо этого «небесного» очень часто «просим своей грязи».
Немудрено, что Он медлит со Своими ответами или вообще не отвечает.
Так что молчание Бога на наши молитвы – это тоже ответ. Ответ, над которым надо сильно задуматься.