Привет, дорогой читатель!
В этой статье затрону, пожалуй, самую дискуссионную и спорную тему касательно вокального образования. Тема важная как для тех, кто планирует заниматься вокальной техникой, так и для самих преподавателей.
Начну с того, что с момента, когда у человека появляется желание ходить на уроки вокала и до знакомства с педагогом есть очень важный этап - выбор.
Когда я была подростком и искала себе профильного преподавателя, было (как мне кажется) намного проще, потому что отсутствовал шквал разносторонней информации, множество вокальных техник и школ, которые порой противоречат друг другу и незнающему человеку нелегко найти истину в этом информационном шуме.
Мы с родителями в 2005 году искали педагога очень просто - по рекомендациям, а не по соц сетям, которых тогда и не было вовсе. То есть нам лично рекомендовали, отталкиваясь от результатов, которые были получены. Собственно это самый важный пункт в данной статье, к которому мы еще обязательно вернемся, потому что вместо тысячи дипломов и сертификатов об образовании, просто покажи результат и все встанет на места!)
Нельзя сказать, что супер образование для преподавателя дает 100% гарантию, что его ученики будут петь как соловьи, так же как человек без образования, но с хорошими ушами и мозгами, реально может творить чудеса вокальной техники в теле других людей. Я кстати видела и те и другие примеры педагогов.
Не стану скрывать, что быть педагогом - это хороший и стабильный бизнес, так как во все времена люди хотели петь и были профессионалы в этом деле, которые так же нуждались в грамотном наставничестве. Но в нулевые после всех телевизионных вокальных и псевдовокальных шоу в нашей стране стали словно грибы появляться частные студии, марафоны, онлайн курсы, авторские методики и так далее, которые уже путают своим наличием выбора. Поясню, что я не против ни этих терминов, ни любой другой деятельности, в которой пытаются проявить себя педагоги, но количество не значит качество.
Многие частные студии работают «на поток», а не на результат, главное чтобы у них постоянно шли люди, и не важно что там с ними сделают набранные (так же на потоке) педагоги, главное, чтобы клиенты оставались довольны, находясь в иллюзии процесса. Хотя эти студии тоже работают на определенный запрос, когда человек не хочет напрягаться и ему надо лишь сделать вид, что он занимается и развивается в этом направлении. Это скорее всего некое разделение аудитории - каждому свое.
Но есть те, кто трепетно относится к своим знаниям и стараются их регулярно подкреплять, посещая различные курсы и выбирая педагогов.
Мое личное отношение к курсам повышения квалификации в вокале весьма неоднозначное.
Я сама педагог с музыкальным Гнесинским образованием и мне повезло, что я сразу попала к отличному наставнику, который работал и при московских театрах, и в гитисе, и в щепкинском училище на факультетах мюзикла и эстрады, и педагог дал мне крепкую базу и практические знания, которые помогают сейчас в работе с другими людьми.
После данного опыта, понимая, что каждый человек склонен объяснять технику своим языком, я стала очень внимательно присматриваться и анализировать деятельность различных коучей, которых со временем становилось все больше и больше, ведь надо быть осторожным, так как в голове может возникнуть «куриный бульон» из «супер крутых приемов, которые используют звёзды на западе».
Это же касается и учеников, которые в порыве найти истину в вокале и какой-то «волшебный» технический прием решающий все вокальные проблемы в миг, бегает от одного педагога к другому. Для таких ребят у меня есть особый термин «турист» и как показывает моя практика, к сожалению у них в голове со временем образовывается такая непроглядная муть, что они перестают принимать какие-либо адекватные сигналы от своего выбранного педагога и вероятность, что они стабильно научатся управлять своим голосом весьма мала, потому что незаметно для них самих, они начинают тонуть в своих же не примененных знаниях от всех подряд. А самому педагогу всегда проще написать что-то на чистом листе, чем сначала стирать написанную кем-то ранее старую информацию и создавать новый текст поверх стертого, - если вы понимаете о чем я. Поэтому у таких людей иногда прогресс оттягивается на многие годы.
Когда ко мне на прослушивание приходит новый человек, я не ставлю себе цель, захватить его к себе в ученики, а наоборот делаю жирный акцент на том, что «смотри и хорошо выбирай, а когда выбрал преподавателя, то следуй за ним с полным доверием, стараясь понять его масштабное видение, что он в итоге хочет из тебя сотворить». Поэтому я считаю, что среди преподавателей нет как таковой конкуренции, как впрочем и среди певцов, просто каждому нужно получить свое.
Проводя параллель между блуждающими учениками, есть категория и блуждающих педагогов, которым очень важно везде пообучаться, получить сотни две дипломов и сертификатов, сделать абгрейд новых фишечек и предоставить их как доказательство их мастерства.
В плане образования я также придерживаюсь своего мнения, что не надо везде шляндрать, цепляя информацию урывками, а надо выбрать определенное направление, которое тебе и твоему мышлению близко, и копать вглубь в одном месте с одними наставниками пару-тройку лет. Так как вместо знаний, получится куча-мала, что засорит чистоту восприятия во время работы с новым учеником. Чем больше у тебя связка ключей, тем дольше ты будешь искать нужный ключ, если мало опыта. А когда опыта много, то уже автоматически отсеиваешь фигню от ценой информации!
Сейчас вообще дипломы и сертификаты раздаются всем направо и налево, даже диплом о высшем образовании в нашей стране или зарубежа уже мало что значит. Ведь самое важное как слышит педагог другого человека, как его анализирует. И это не только про строение голосового аппарата , дыхание и зажатые мышцы, но и его психическое состояние, музыкальную наслушенность, чувство ритма, какие-то еще мешающие свободному здоровому звуку помехи и важно каким путем их станет решать педагог.
В этом поможет только многочасовой опыт, собственная вокальная практика и конечно же сама личность педагога, с каким посылом он работает и какая энергетика им движет. И кто бы какие методички по вокальной педагогике не писал, все равно к каждому человеку нужен особый индивидуальный подход.
Так что резюмирую, если у педагога даже нет супер крутого образования смотрите в первую очередь как он работает с людьми, и если образование есть, то совет остается тем же, - оценивайте результаты роста учеников, ибо полученный диплом это лишь теоретические знания.
Благодарю, что дочитали статью до конца.