Найти в Дзене
Иерей Георгий Максимов

Малоизвестные факты о Казанской иконе Божией Матери

Сегодня день памяти Казанского образа Божией Матери. Многие знают, почему эта икона называется Казанской, - потому что была найдена под землей в городе Казани в 1579 году, через двадцать семь лет после присоединения Казани к Московскому царству. Богородица указала одной десятилетней русской девочке, где найти ее закопанную икону.

Казанская икона Божией Матери в окладе. Фото конца XIX - начала ХХ веков. Взято в интернете.
Казанская икона Божией Матери в окладе. Фото конца XIX - начала ХХ веков. Взято в интернете.

Но как эта икона оказалась в самом городе Казани и кто ее там спрятал? Очевидно, что при православном правлении никому прятать икону в земле нужды не было. Это произошло еще при Казанском ханстве, когда открытое исповедание христианской веры и почитание икон было невозможным.

Здесь нужно понимать, что представляло собой Казанское ханство в то время когда оно было самостоятельным и сильным государством. Много информации дают исторические источники и свидетельства очевидцев, прежде всего такой исторический памятник, как «Казанский летописец». Он был написан русским человеком, попавшим в плен к татарам и принявшим ислам. Автор жил в Казанском ханстве и видел все своими глазами. После присоединения Казани он вернулся в Православие.

К сожалению, в те времена отношения Казанского ханства и Московского царства были очень плохие и в значительной степени Казанское ханство жило за счет того, что нападало на южные рубежи тогдашнего Московского царства и уводила плен людей, которых затем продавало как рабов:

«Батый всего один раз прошел по Русской земле, спаляя, и сжигая, и разрушая, и пленяя христиан… Не так было с казанцами: они из земли нашей не уходили, время от времени с царем своим разоряя ее и захватывая пленных, и пожиная, как пшеницу, и посекая, как сады, русских людей… И была тогда великая печаль всем людям, жившим на границе с теми варварами. Ведь от частых их набегов и завоеваний до основания были разрушены многие русские города… опустошили они и все села, так что от всеобщего запустения позаросли они густыми лесами. И жгли они великие честные монастыри, святые же церкви оскверняли присутствием своим, ложась в них спать; и чинили они насилие над пленными женщинами и девицами; и, раскалывая секирами честные святые образы, предавали их огню; и святые служебные сосуды в простую посуду превращали: дома, на пирах своих, ели и пили из них… и, обдирая оклады с икон, переливали все это на серебреники и золотые и делали женам и дочерям своим серьги, ожерелья и мониста, а свои головы украшали тафиями и из священнических риз шили себе одежду… Православные христиане ежедневно уводились в плен казанскими сарацинами и черемисой» [1].

Затем как рабов татары продавали этих пленённых русских людей уже в другие мусульманские страны и, конечно, они стремились обращать насильно в ислам пленных, как об этом написано в том же Казанском летописце:

«Казанцы же, приводя к себе в Казань русских пленников, прельщали их и принуждали, мужчин и женщин, принять басурманскую веру. Многие же неразумные — увы мне! — прельщались и принимали сарацинскую веру их: некоторые делали это от страха, боясь мучений и продажи в рабство...

Тех же, кто не хотел принять их веру, они убивали; других же держали связанными, наподобие столбов, и продавали на рынке иноземным купцам, таким же, как и они сами, поганым людям, в иные дальние страны… Ибо опасались казанцы русских людей, мужского пола и необасурманенных, в большом количестве держать как в самой Казани, так и во всей Казанской области, оставляли только женщин и девушек и молодых отроков, дабы не наполнилась русскими Казань и не умножилось число их, и не стали бы сами притеснять казанцев. Потому они и продавали русских иноязычникам, беря за них большую плату, и наживались на этом».

Вот один-то из этих несчастных пленников и спрятал икону под землей в Казани, больше было некому. Видимо, когда уводили его в плен, он успел взять из дому либо из храма эту святыню с собой. Оригинальная икона была небольшого размера, примерно 26х22 см, ее нетрудно было спрятать под одеждой. И тем самым он спас икону, поскольку во время набегов, как мы уже читали выше, казанцы подвергали иконы уничтожению. Что неудивительно, поскольку мусульмане считают христианские иконы идолами.

-2

Так что этот человек спас икону, взяв ее с собой. Но что он мог сделать далее, когда его, в числе прочих, отвели в Казанское ханство? Можно понять его внутреннее состояние, когда он видит и понимает, что все становится хуже, никаких надежд на спасение нет, и более того, узнает, что его вместе с другими собираются отправить на невольничий рынок, после чего увезут еще дальше. Очевидно, что уже после этого спасти и как-то сохранить икону он не сможет. И тогда пленник решает ее спрятать, пока он находится в Казани. Он закапывает икону в землю, возможно, как раз в том месте, где держали пленников. Чтобы икона сохранилась в земле, нужно было бережно укутать ее. По свидетельству очевидцев обретения, икона была выкопана с глубины около метра и завернута в ветхий суконный рукав однорядки (верхней одежды) вишневого цвета.

Ради сохранения иконы пленник оторвал рукав от своей одежды. Однорядки носили «посадские люди» - ремесленники и торговцы из числа городского населения. Причем, как мужчины, так и женщины.

Кто же был тот человек? В "Пискаревском летописце" есть такой рассказ: «В том году явилась Пречистая Казанская [икона]… которая была сокрыта многое время... Некий мурза казанский взял некую пленницу девицу, и она тот образ привезла, тайно молилась и преставилась, а тот образ скрыла в землю»[2]. В этом рассказе выражено скорее предположение, чем факт, причем с историческими неточностями [3]. Однако этот источник в целом подтверждает понимание, что икону зарыл в землю один из русских пленников, привезенных в Казань, и вынужденных скрывать свою святыню от господствовавших мусульман.

Доподлинно мы не знаем, кто закопал икону. Могла это быть и женщина-пленница, но, на мой взгляд, больше вероятности, что это сделал мужчина. Поскольку, если женщин татары оставляли в Казани на всю жизнь, то мужчин, как правило, продавали, и эта угроза объясняет необходимость скрыть святыню.

Но, кем бы ни был тот человек, мы знаем, что он прежде всего заботился о спасении иконы. Мог ли он надеяться в этот момент максимального унижения, что когда-нибудь город Казань будет одним из городов Руси, что здесь будут построены православные храмы и будут свободно жить православные христиане? Мог ли он надеяться, что эту икону найдут и обязательно будут почитать?

Мы все прекрасно понимаем: в том положении ни на что такое человек надеяться и рассчитывать не мог. Единственным его желанием было спасти икону от поругания. Чтобы над иконой не издевались иноверцы и не совершили ничего недостойного, он предпочел спрятать ее. И Господь не посрамил благочестия этого человека, кем бы он ни был, и когда произошел захват и присоединение Казанского ханства, икона была чудесным образом обретена и стала одной из самых известных и почитаемых икон Русской Православной Церкви.

И, конечно, мы понимаем, что если Господь так позаботился о спасении, сохранении и обретении иконы, которую сберег неизвестный нам русский пленник, то очевидно, что Господь не лишил его Своего заступничества и там, где бы он не оказался. Можно здесь вспомнить святого Иоанна Русского, еще одного пленника, который оказался в мусульманском плену в Османской империи XVIII века и однако же от веры не отрекся, более того, просиял своим благочестием так, что даже мусульмане признавали его. Подобный случай был ранее с другим христианским пленником, святым Илией Новым, которого в IX веке пленили арабы на Сицилии и увели в Северную Африку [4]. Лично я уверен, что Господь также позаботился и об этом хранителе Казанской иконы Божией Матери.

Стоит сказать пару слов и о тех обстоятельствах, при которых оригинал этой Казанской иконы был утрачен. Да начала ХХ века он хранился в Казанском Богородицком монастыре, откуда его в 1904 году украл русский крестьянин Варфоломей Чайкин вместе с сообщниками. Эту и еще одну икону они украли ради дорогих окладов, которые продали, а сами иконы, по их словам, сожгли.

Икона в Казанском Богородицком монастыре. Как это было до 1904 г.
Икона в Казанском Богородицком монастыре. Как это было до 1904 г.

Этот ужасный поступок является иллюстрацией того духовного разложения, которое во многом охватило все слои русского общества к началу ХХ века. И показывает, насколько большие изменения произошли в людях – если русский человек XVI века готов был с риском для собственной жизни спасти икону, то русский человек ХХ века готов был уничтожить икону ради материального улучшения собственной жизни.

Конечно, есть сведения о том, что Чайкин на самом деле продал икону, а про сожжение сказал, чтобы не выдавать имени покупателя. Также есть версия и о том, что он украл не подлинник, а один из списков Казанской иконы. Но, как бы то ни было, после 1904 года та оригинальная Казанская икона, которая была чудесно обретена, исчезла и более не появлялась для народного почитания.

Как в древние времена Господь явил эту икону ради веры тех русских, кто ее спрятал, так в ХХ веке Он лишил нас этой иконы из-за неверия тех русских, кто на нее готов был покуситься. И, как мы знаем из истории, далеко не один Чайкин с сообщниками в том веке был заражен неверием, как и сейчас, к сожалению. Не оставил Бог без награды веру русского человека XVI века, не оставил и без наказания неверие русского человека ХХ века.

Если оригинал иконы все же сохранился и где-то лежит сейчас подобно тому, как она оставалось сокрытой под землей в Казанском ханстве, то второе обретение ее может произойти при возрождении православной веры в нашем народе. Но будет ли это возрождение? Бог весть…

Явление Казанского образа Божией Матери
Явление Казанского образа Божией Матери

[1] Здесь и далее цитата из «Казанского летописца».

[2] См. «Пискаревский летописец».

[3] Летописец относит события ко временам захвата Новгорода Иваном Грозным, но Казань к тому времени уже давно была присоединена, в ней построены храмы, налажена церковная жизнь - нахождение в это время в городе русских пленников, которым к тому же приходилось бы скрывать свою веру от татар, кажется анахронизмом. Также остается непонятным, зачем пленнице потребовалось закапывать икону, и многое другое.

[4] Подробнее о нем в моей статье «Мусульмане в житиях византийских святых».