Ностальгии пост.
Что вы себе представляете, когда слышите или читаете "пальмовое масло"? Жуткавреднапасная присадка к продуктам питания? Жульничество производителей продуктов питания? В большинстве случаев, уверен, так и есть. Это и представляете.
А у меня... У меня немного другие представления о пальмовом масле. Вернее, воспоминания. Вот об этом я и расскажу.
Но хотел бы сразу предупредить. В посте не будет рассуждений и вреде или пользе пальмового масла. Полезно оно, это масло, или вредно, всё это я оставляю решать вам. Пост немного о другом.
В конце 80х Приморское морское пароходство начало получать серию новых танкеров финской постройки типа "Партизанск". Танкера были ледового класса, небольшой дедвейт, и предназначались они для выполнений государственных заказов по обеспечению Дальнего Востока и районов Арктики нефтепродуктами. Шли они на замену выработавшим свой ресурс танкерам типа "Баскунчак".
Полярка Поляркой, Дальний Восток... Дальним Востоком, но стране нужна была ещё валюта. Надо зарабатывать. Как зарабатывает судоходная компания? Правильно. На перевозке грузов. "У вас товар, у нас пароход...ну, что? договорились-повезли?"
Опыт у пароходства в перевозке пищевки был. Возили рыбий жир из промысловых экспедиций. Возили бараний жир из Австралии (ооо, легендарные времена!!). Возили патоку-мелассу из сахарного тростника. Возили просто растительные масла.
И вот появилось предложение использовать новые танкеры для перевозки пищевых грузов в Юго-Восточной Азии. В зимний период, когда в Арктику не пробьёшься, да и другие портпункты на ДВ проблематичны в доступе. А какой самый массовый пищевой продукт наливом в ЮВА? Да всё оно... пальмовое масло. Ну, и другие продукты из масличной пальмы. Тот же стеарин.
Посчитали-посмотрели...а, что?... нормально. Заработать можно. И были заключены контракты. Но сначала была произведена некая модернизация нескольких танкеров, которые планировалось использовать под перевозку масла. Дело в том, что с постройки на этих танкерах, в грузовых танках была установлена система обогрева груза из цветного металла. А вот цветмет для пищевых не очень хорошее решение. Поэтому во время гарантийных ремонтов танкеров систему из цветмета заменили на систему из нержавеющей стали. Заменили и поехали.
Грузили и собирали масло в портах Малайзии, Индонезии, Филиппин. Грузились и в самом Сингапуре. Забегали и в Таиланд.
Далеко не возили. Страны покупатели - Индия (много. очень много возили), Шри-Ланка, Китай. Иногда добегали и до Южной Кореи и Японии.
Честно говоря, мне очень понравились те рейсы. Очень. Грузились у причалов торговых портов, а не на нефтетерминалах. Поэтому лёгкий выход в увольнение на берег. Само время погрузки было довольно оптимальным. Времени на увольнение хватало всем. Ну, и... сами порты захода. Боюсь, что работая на перевозке нефтепродуктов, я бы никогда не смог побывать в тех портах и местах, в которых я всё таки побывал.
Всё хорошо, да. Но была ещё одна особенность в перевозках пальмового масла. Такая особенность, прям по мотивам анекдота про пожарного - а вот как пожар, так хоть увольняйся. И особенность эта называется - зачистка груза.
И вот на этом столь долгое вступление заканчивается. Перехожу уже к некоторым тонкостям и особенностям. И, собственно, воспоминаниям.
1. А, что я тогда знал о перевозках пищевых грузов? Да ничего. Работал на танкерах, возили нефтепродукты. Да, как моют и готовят танки под тот или иной сорт топлива, знал. Участвовал. Но с пищевыми не сталкивался. Но в 1989 году первый раз попал на пищевой груз. Мы перевезли 5 000 тонн пищевого пальмового масла из Малайзии в Ильичёвск. Но скажу сразу, ничем особенным тот рейс, кроме как длительной, в полтора месяца стоянке-разгрузке в Ильичёвске, мне не запомнился. Ах,да, было-было ещё одно приятное событие. Мне пришлось готовить-ремонтировать систему обогрева в грузовых танках под это масло. И заплатили за эту работу довольно таки неплохо в чеках ВТБ.
Поэтому, когда на нашем танкере в гарантийном ремонте в Сингапуре меняли обогрев из цветмета на нержавейку, я просто пожал плечами...ой, ну, подумаешь.
Но опытные дядьки взяли меня за хоботок, подвели к паровому котлу, и предупредили - вот ЭТО должно работать. Постоянно и хорошо. Если ЭТО не будет работать постоянно и хорошо, ты будешь жить и спать на ЭТОМ. До тех пор, пока ЭТО не будет работать постоянно и хорошо. Не надо думать, что до всего этого ЭТО работало через раз, или плохо. Ничего подобного, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей у нас прилетало очень быстро. Тем не менее я проникся ещё больше. (надо бы смайлик вставить).
И, скажу вам, практику по работе с котлами я на перевозке пищевых грузов получил хорошую. А котлы на тех танкерах, также доложу вам, были весьма проблемные.
2. Ремонт закончен, выход под первую погрузку. И первая погрузка - пальмовый стеарин. Порт погрузки Пассир-Гуданг, Малайзия. Чуть ли не напротив завода в Сингапуре, где мы стояли в гарантийном ремонте. Порт выгрузки - Коломбо, Шри-Ланка. Весь груз туда. Грузовыми помощниками тогда ещё были вторые помощники капитанов, на морском жаргоне - ревизоры. А наш ревизор был не опытный. Не возил он такое. И капитан не возил. И старпом не возил. Один боцман возил. Но кто будет слушать советы боцмана? Кто такой боцман? Есть инструкция фрахтователя, есть технологическая карта - выполняем! Загрузились, что. Обогрев на груз открыли. Греем. Вышли в рейс.
3. В воздухе висит слово "зачистка". Какое-то оно доброе и недоброе одновременно. Доброе, оттого, что боцман довольно улыбается - заработаем! Зачистка грузовых танков от остатков груза, это отдельная оплата. В валюте.
Недоброе, оттого, что боцман недовольно хмурится, выяснив, что практически никто из экипажа в таких мероприятиях не участвовал. Отдам должное капитану и старпому, они доверили боцману, как опытному организовать работы по обеспечению зачистки.
Весь переход боцман с матросами готовили инструмент для зачистки, готовили поддоны, одежду. Готовили переносные вентиляторы на горловины грузовых танков, шланги для этих вентиляторов...там водяной привод.
Основной инструмент для зачистки, это такие своеобразные швабры-шкребки. Тяжёлые, подбитые резиной, чтобы не царапать и не портить покрытие грузовых танков. Ширина шкребка максимум 500 мм. Невысокий, чтобы можно было подсунуть под трубы обогрева и под кронштейны крепежа.
Из одежды. Резиновые сапоги, большого размера. Ну, и другая роба, старая. Перчатки-рукавицы.
4. Первое собрание по поводу зачистки. Ещё на переходе. Разделение экипажа на две бригады. В танк на зачистку не входит только капитан, остальной экипаж разделён. Бригадир первой бригады - старпом, второй бригады - боцман.
Потом уже, в дальнейшем, был получен опыт, уже применялся он, но в первый раз было так.
И тут же, на собрании, первый скандал. В экипаже есть женщины. Женщин тоже расписывают по бригадам. Боцман против. Уже говорил, за зачистку платят. А боцман против, чтобы платили женщинам, объясняя это тем, что в танк они не полезут, будут наверху... и за что им платить тогда? И понеслось.
Боцман яростно восставал против всех аргументов. Его не убеждало, что женщины принесут холодной воды, подадут чистую ветошь, ещё что-то там. Он отвечал, что воду к танку он может принести сам, да и всё остальное. Также он говорил, что всё это уже давно пройдено, и как оно бывает, он давно знает, поэтому, он - против.
Капитан применил свою власть, женщин всё таки расписали по бригадам, к великому неудовольствию боцмана. Добавлю, число недовольных после первой зачистки прибавилось.
5. А на улице то... тропики. Температурка на палубе + 35. Обогрев открыт на полную. На грузовой палубе невозможно стоять, железо горячее. В самих танках температура стеарина +60. Ревизор бродит с термометром, контролирует температуру в танках. Перегревать тоже нельзя, есть условия перевозки. За нарушения карают.
6. Прибыли. Швартовка, власти. Начали выгрузку. Я попал в первую бригаду на зачистку. Сначала откатывают груз, и когда уже уровень в танке составляет примерно 50-60 см, спускаемся в танк, и начинаем зачистку.
7. Оделся, как посоветовал боцман. Широкую, свободную одежду, желательно на размер-два больше. Не плотно прилегающую. Сапоги тоже, на размер-два больше. Под сапоги мотай портянки. На голову косынку. Каски тоже носили, но...ладно, умолчу. Тогда ещё свободнее с этим было. Перчатки. Одни, вязанки, и сверху другие, кожаные. Ну, и на шею шмат чистой ветоши, как полотенце.
8. Первые впечатления. Только всунулся в расширитель танка, и... обомлел. Жара. Жара. Жара. Сразу стал мокрый. А ещё спускаться вниз. Всё скользкое и горячее. Поручни трапа, балясины. Медленно спускаюсь. Танк изнутри окрашен светло серой краской. Второго дна на этих танкерах нет. И цвет такой....светло жёлтый. Осторожно опускаю ногу, и нога уходит во что-то мягкое, погружаясь примерно на 20 см. И так жарко-жарко ноге. Это и есть осадок стеарина. И вот этот осадок, пока он ещё горячий и мягкий, и ещё может растворится в горячем и жидком стеарине, надо разболтать, растворить и пропихнуть шкребками к храпку грузового насоса.
Но жарко. Очень жарко. Очень скользко. Спускаются остальные в танк. Расползаемся, распределяемся по шпациям...началось. Пот в глаза, пот везде. Дыхалку забило, слёзы.
Казалось бы, что сложного - упёрся, шкребнул, поднял слой. Однако - нет. Где-то стеарин сходит легко, нормально. Где-то прилип к днищу намертво. Обогрев продолжает работать. Боцман орёт - живее, живее, успеваем за скоростью выгрузки.
Не помню, через сколько, но чувствую - мне совсем не очень хорошо. Боцман показывает - вылезай. Бросаю шкребок, ползу наверх. Кое-как.
На палубе просто падаю. Весь уляпанный стеарином. Просто падаю... да уж, такого я не ожидал. А на палубе то, день тропический, солнце жарит цейлонское. И так хорошо на этом солнце после танка, лежал бы и лежал.
Но танк ещё не зачищен. Собираюсь как могу, и снова спускаюсь в танк. Половина танка уже зачищена, остатки стеарина, те, что остались пропущенными, загустели и побелели.
Но уже есть, есть первые крупицы опыта. Уже увереннее вхожу в шпацию, уже увереннее и грамотнее работаю шкребком, уже наловчился поднимать пласт стеарина и тут же растворять его, перебулгачивая с жидким. Уже не упираюсь в трубы обогрева, выбирая более безопасные места.
Ещё пара рывков, и всё. Танк зачищен. Не блестит, конечно, но... грузополучатель принимает танк.
Мы наверх. Медленно вылазим. Достаём инструмент. Сидим у расширителя. Просто дышим. С нас течёт пот и слёзы. Боцман гогочет - да это ещё нормально, мужики. Бывает хуже. Боцман был прав - хуже, да, бывает.
Ну, а пока... пока закончена первая зачистка. Только первого танка. А всего танков - 6. Разной площади, но зачистить надо все.
Продолжение следует....