Найти тему
море и пароходы

Пальмовое масло. Как возили, как выгружали, и прочие воспоминания

Ностальгии пост.

Что вы себе представляете, когда слышите или читаете "пальмовое масло"? Жуткавреднапасная присадка к продуктам питания? Жульничество производителей продуктов питания? В большинстве случаев, уверен, так и есть. Это и представляете.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

А у меня... У меня немного другие представления о пальмовом масле. Вернее, воспоминания. Вот об этом я и расскажу.

Но хотел бы сразу предупредить. В посте не будет рассуждений и вреде или пользе пальмового масла. Полезно оно, это масло, или вредно, всё это я оставляю решать вам. Пост немного о другом.

В конце 80х Приморское морское пароходство начало получать серию новых танкеров финской постройки типа "Партизанск". Танкера были ледового класса, небольшой дедвейт, и предназначались они для выполнений государственных заказов по обеспечению Дальнего Востока и районов Арктики нефтепродуктами. Шли они на замену выработавшим свой ресурс танкерам типа "Баскунчак".

Танкер "Партизанск", финская постройка. Фото - открытые источники.
Танкер "Партизанск", финская постройка. Фото - открытые источники.

Полярка Поляркой, Дальний Восток... Дальним Востоком, но стране нужна была ещё валюта. Надо зарабатывать. Как зарабатывает судоходная компания? Правильно. На перевозке грузов. "У вас товар, у нас пароход...ну, что? договорились-повезли?"

Опыт у пароходства в перевозке пищевки был. Возили рыбий жир из промысловых экспедиций. Возили бараний жир из Австралии (ооо, легендарные времена!!). Возили патоку-мелассу из сахарного тростника. Возили просто растительные масла.

И вот появилось предложение использовать новые танкеры для перевозки пищевых грузов в Юго-Восточной Азии. В зимний период, когда в Арктику не пробьёшься, да и другие портпункты на ДВ проблематичны в доступе. А какой самый массовый пищевой продукт наливом в ЮВА? Да всё оно... пальмовое масло. Ну, и другие продукты из масличной пальмы. Тот же стеарин.

Пальмовый стеарин. фото - открытые источники
Пальмовый стеарин. фото - открытые источники

Посчитали-посмотрели...а, что?... нормально. Заработать можно. И были заключены контракты. Но сначала была произведена некая модернизация нескольких танкеров, которые планировалось использовать под перевозку масла. Дело в том, что с постройки на этих танкерах, в грузовых танках была установлена система обогрева груза из цветного металла. А вот цветмет для пищевых не очень хорошее решение. Поэтому во время гарантийных ремонтов танкеров систему из цветмета заменили на систему из нержавеющей стали. Заменили и поехали.

Система парового обогрева в грузовом танке. На фото, конечно же, совсем другой танкер. Просто для иллюстрации поста.
Система парового обогрева в грузовом танке. На фото, конечно же, совсем другой танкер. Просто для иллюстрации поста.

Грузили и собирали масло в портах Малайзии, Индонезии, Филиппин. Грузились и в самом Сингапуре. Забегали и в Таиланд.

Далеко не возили. Страны покупатели - Индия (много. очень много возили), Шри-Ланка, Китай. Иногда добегали и до Южной Кореи и Японии.

Честно говоря, мне очень понравились те рейсы. Очень. Грузились у причалов торговых портов, а не на нефтетерминалах. Поэтому лёгкий выход в увольнение на берег. Само время погрузки было довольно оптимальным. Времени на увольнение хватало всем. Ну, и... сами порты захода. Боюсь, что работая на перевозке нефтепродуктов, я бы никогда не смог побывать в тех портах и местах, в которых я всё таки побывал.

Всё хорошо, да. Но была ещё одна особенность в перевозках пальмового масла. Такая особенность, прям по мотивам анекдота про пожарного - а вот как пожар, так хоть увольняйся. И особенность эта называется - зачистка груза.

И вот на этом столь долгое вступление заканчивается. Перехожу уже к некоторым тонкостям и особенностям. И, собственно, воспоминаниям.

1. А, что я тогда знал о перевозках пищевых грузов? Да ничего. Работал на танкерах, возили нефтепродукты. Да, как моют и готовят танки под тот или иной сорт топлива, знал. Участвовал. Но с пищевыми не сталкивался. Но в 1989 году первый раз попал на пищевой груз. Мы перевезли 5 000 тонн пищевого пальмового масла из Малайзии в Ильичёвск. Но скажу сразу, ничем особенным тот рейс, кроме как длительной, в полтора месяца стоянке-разгрузке в Ильичёвске, мне не запомнился. Ах,да, было-было ещё одно приятное событие. Мне пришлось готовить-ремонтировать систему обогрева в грузовых танках под это масло. И заплатили за эту работу довольно таки неплохо в чеках ВТБ.

Поэтому, когда на нашем танкере в гарантийном ремонте в Сингапуре меняли обогрев из цветмета на нержавейку, я просто пожал плечами...ой, ну, подумаешь.

Но опытные дядьки взяли меня за хоботок, подвели к паровому котлу, и предупредили - вот ЭТО должно работать. Постоянно и хорошо. Если ЭТО не будет работать постоянно и хорошо, ты будешь жить и спать на ЭТОМ. До тех пор, пока ЭТО не будет работать постоянно и хорошо. Не надо думать, что до всего этого ЭТО работало через раз, или плохо. Ничего подобного, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей у нас прилетало очень быстро. Тем не менее я проникся ещё больше. (надо бы смайлик вставить).

И, скажу вам, практику по работе с котлами я на перевозке пищевых грузов получил хорошую. А котлы на тех танкерах, также доложу вам, были весьма проблемные.

2. Ремонт закончен, выход под первую погрузку. И первая погрузка - пальмовый стеарин. Порт погрузки Пассир-Гуданг, Малайзия. Чуть ли не напротив завода в Сингапуре, где мы стояли в гарантийном ремонте. Порт выгрузки - Коломбо, Шри-Ланка. Весь груз туда. Грузовыми помощниками тогда ещё были вторые помощники капитанов, на морском жаргоне - ревизоры. А наш ревизор был не опытный. Не возил он такое. И капитан не возил. И старпом не возил. Один боцман возил. Но кто будет слушать советы боцмана? Кто такой боцман? Есть инструкция фрахтователя, есть технологическая карта - выполняем! Загрузились, что. Обогрев на груз открыли. Греем. Вышли в рейс.

3. В воздухе висит слово "зачистка". Какое-то оно доброе и недоброе одновременно. Доброе, оттого, что боцман довольно улыбается - заработаем! Зачистка грузовых танков от остатков груза, это отдельная оплата. В валюте.

Недоброе, оттого, что боцман недовольно хмурится, выяснив, что практически никто из экипажа в таких мероприятиях не участвовал. Отдам должное капитану и старпому, они доверили боцману, как опытному организовать работы по обеспечению зачистки.

Весь переход боцман с матросами готовили инструмент для зачистки, готовили поддоны, одежду. Готовили переносные вентиляторы на горловины грузовых танков, шланги для этих вентиляторов...там водяной привод.

Основной инструмент для зачистки, это такие своеобразные швабры-шкребки. Тяжёлые, подбитые резиной, чтобы не царапать и не портить покрытие грузовых танков. Ширина шкребка максимум 500 мм. Невысокий, чтобы можно было подсунуть под трубы обогрева и под кронштейны крепежа.

Из одежды. Резиновые сапоги, большого размера. Ну, и другая роба, старая. Перчатки-рукавицы.

4. Первое собрание по поводу зачистки. Ещё на переходе. Разделение экипажа на две бригады. В танк на зачистку не входит только капитан, остальной экипаж разделён. Бригадир первой бригады - старпом, второй бригады - боцман.

Потом уже, в дальнейшем, был получен опыт, уже применялся он, но в первый раз было так.

И тут же, на собрании, первый скандал. В экипаже есть женщины. Женщин тоже расписывают по бригадам. Боцман против. Уже говорил, за зачистку платят. А боцман против, чтобы платили женщинам, объясняя это тем, что в танк они не полезут, будут наверху... и за что им платить тогда? И понеслось.

Боцман яростно восставал против всех аргументов. Его не убеждало, что женщины принесут холодной воды, подадут чистую ветошь, ещё что-то там. Он отвечал, что воду к танку он может принести сам, да и всё остальное. Также он говорил, что всё это уже давно пройдено, и как оно бывает, он давно знает, поэтому, он - против.

Капитан применил свою власть, женщин всё таки расписали по бригадам, к великому неудовольствию боцмана. Добавлю, число недовольных после первой зачистки прибавилось.

5. А на улице то... тропики. Температурка на палубе + 35. Обогрев открыт на полную. На грузовой палубе невозможно стоять, железо горячее. В самих танках температура стеарина +60. Ревизор бродит с термометром, контролирует температуру в танках. Перегревать тоже нельзя, есть условия перевозки. За нарушения карают.

6. Прибыли. Швартовка, власти. Начали выгрузку. Я попал в первую бригаду на зачистку. Сначала откатывают груз, и когда уже уровень в танке составляет примерно 50-60 см, спускаемся в танк, и начинаем зачистку.

7. Оделся, как посоветовал боцман. Широкую, свободную одежду, желательно на размер-два больше. Не плотно прилегающую. Сапоги тоже, на размер-два больше. Под сапоги мотай портянки. На голову косынку. Каски тоже носили, но...ладно, умолчу. Тогда ещё свободнее с этим было. Перчатки. Одни, вязанки, и сверху другие, кожаные. Ну, и на шею шмат чистой ветоши, как полотенце.

8. Первые впечатления. Только всунулся в расширитель танка, и... обомлел. Жара. Жара. Жара. Сразу стал мокрый. А ещё спускаться вниз. Всё скользкое и горячее. Поручни трапа, балясины. Медленно спускаюсь. Танк изнутри окрашен светло серой краской. Второго дна на этих танкерах нет. И цвет такой....светло жёлтый. Осторожно опускаю ногу, и нога уходит во что-то мягкое, погружаясь примерно на 20 см. И так жарко-жарко ноге. Это и есть осадок стеарина. И вот этот осадок, пока он ещё горячий и мягкий, и ещё может растворится в горячем и жидком стеарине, надо разболтать, растворить и пропихнуть шкребками к храпку грузового насоса.

Но жарко. Очень жарко. Очень скользко. Спускаются остальные в танк. Расползаемся, распределяемся по шпациям...началось. Пот в глаза, пот везде. Дыхалку забило, слёзы.

Казалось бы, что сложного - упёрся, шкребнул, поднял слой. Однако - нет. Где-то стеарин сходит легко, нормально. Где-то прилип к днищу намертво. Обогрев продолжает работать. Боцман орёт - живее, живее, успеваем за скоростью выгрузки.

Не помню, через сколько, но чувствую - мне совсем не очень хорошо. Боцман показывает - вылезай. Бросаю шкребок, ползу наверх. Кое-как.

На палубе просто падаю. Весь уляпанный стеарином. Просто падаю... да уж, такого я не ожидал. А на палубе то, день тропический, солнце жарит цейлонское. И так хорошо на этом солнце после танка, лежал бы и лежал.

Но танк ещё не зачищен. Собираюсь как могу, и снова спускаюсь в танк. Половина танка уже зачищена, остатки стеарина, те, что остались пропущенными, загустели и побелели.

Но уже есть, есть первые крупицы опыта. Уже увереннее вхожу в шпацию, уже увереннее и грамотнее работаю шкребком, уже наловчился поднимать пласт стеарина и тут же растворять его, перебулгачивая с жидким. Уже не упираюсь в трубы обогрева, выбирая более безопасные места.

Ещё пара рывков, и всё. Танк зачищен. Не блестит, конечно, но... грузополучатель принимает танк.

Мы наверх. Медленно вылазим. Достаём инструмент. Сидим у расширителя. Просто дышим. С нас течёт пот и слёзы. Боцман гогочет - да это ещё нормально, мужики. Бывает хуже. Боцман был прав - хуже, да, бывает.

Ну, а пока... пока закончена первая зачистка. Только первого танка. А всего танков - 6. Разной площади, но зачистить надо все.

Продолжение следует....