Слово «отдых» у многих из нас ассоциируется с неспешным течением реки, шелестом листвы, прогулками там, где не газуют машины, никто никуда не бежит. Ты чувствуешь, что живешь, а не работаешь винтиком в сложном механизме. И сделать это можно, никуда не улетая: пандемия повернула нас в сторону родной страны.
Агротуризм во всем мире считается перспективным направлением. Эти туры еще называются сельскими, деревенскими, фермерскими. Да, скромно, да, далеко от цивилизации. Но это и есть цель – отдохнуть от городской суеты, попробовать экологически чистую продукцию, подышать свежим воздухом и вспомнить полузабытые народные традиции.
В стране эту сферу развивает Казахстанская ассоциация агро- и сельского туризма. В этот раз делегация туристов и журналистов направилась в национальный парк «Бурабай», где на территории мараловодческого хозяйства расположен агрокомлекс Forest Farm AQ MARAL.
Кочевое жилище
Туристов встречают обрядом шашу, потом мы идем в юрту, где нас угощают баурсаками с пылу с жару и свежим кумысом. Рядом ярмарка – масло, сметана, курт и другие свежие продукты из близлежащих аулов. Здесь вы можете быть уверены в качестве и составе продуктов, а жители аулов получают дополнительный рынок сбыта. После закупок – разбор и сборка юрты, подробное знакомство с домом кочевников. Собираем не с нуля, для этого нужна особая сноровка, нам предлагают облегченный вариант этой работы.
В центре юрты стоит мужчина, держа на высоком шесте шынырак юрты. Жерди, которые поддерживают вершину, называются «юк». Верхнюю их часть вставляют в отверстие шынырака, а нижнюю привязывают веревками к кереге – это решеткам, составляющим стены. Первые несколько жердей укреплены – процесс идет быстрее. После сборки начинается работа с войлоком.
Участники узнают, что вход в юрту располагается с южной стороны, чтобы кочевник мог определить время по солнцу. Существовали нормы, регулирующие размещение людей и вещей в юрте. У входа хранилась утварь, отдельно мужская и женская. Очаг расположен под шыныраком, гостей принимали в дальнем конце. Деревянная дверь, есик, – это граница между внутренним и внешним миром. С этим связаны приметы: нельзя входить в юрту с левой ноги, здороваться через порог. Сакральное значение имеют все части юрты, каждое прикосновение к ней – это небольшой урок истории.
Стрела в мишени
Следующий пункт программы – стрельба из лука вместе с очаровательными девушками из столичного объединения Nomad Women. Это настоящие амазонки. Нет, «в миру» они повара, модельеры, бухгалтеры, юристы, швеи. А в свободное время – увлеченные наездницы, которые наслаждаются своим единением с конем так же, как когда-то это делали женщины кочевых народов. Они ходят в конные походы, устраивают скачки в степи, обучают девушек верховой езде.
Женщины-воины играли огромную роль в жизни кочевых народов. Они не только принимали участие в конных состязаниях, но и, если надо, вставали в бою плечом к плечу с батырами.
Еще одно увлечение девушек из Nomad Women – стрельба из лука. Здесь тоже нужна крепкая рука, прямая спина и жесткая осанка. А еще – интуиция и терпение, умение стратегически мыслить и упорство, упорство и еще раз упорство. Туристы, безусловно, все хотят попробовать, и у самых настырных даже получается попасть в мишень. Хотя и стрел, застрявших в бурабайских стогах сена, тоже хватает.
Лакомства из древности
Девушки из Nomad Women, как и положено современным дамам, уверенно чувствуют себя не только в седле, но и на кухне. И вот мастер-класс по приготовлению жента – лакомства из пшена с добавлением масла и сахара. В некоторых аулах до сих пор сохранились жернова для перемалывания пшена в талкан. Талкан – само по себе сытное и калорийное блюдо, его в разных регионах ели с молоком и даже заваривали с чаем. А жент – питательный и богатый витаминами и минералами продукт. Казахи-кочевники могли продержаться на нем достаточное время, и во времена голода это блюдо спасло много жизней.
Сейчас пшено молоть не надо, мастерицы добавляют в жент орехи, изюм, шоколад и другие кондитерские добавки. Но суть прежняя – это бабушкино лакомство, рожденное в бескрайних степях в глубине веков и дошедшее до нас вместе с мудростью предков.
Хранители традиций
Рядом с территорией Forest Farm Aq Maral раскинулся этноаул, где туристы могут увидеть элементы жизни кочевого народа воочию. Нет, это не артисты, изображающие кочевников. Жанель и Муратхан с детьми приехали из Китая, прихватив с собой предметы домашней утвари, которыми пользовались еще их прабабушки. Вот станок, на котором ткут баскур и другие элементы для убранства юрты.
Баскур – главная лента, стягивающая юрту по окружности изнутри. Узоры и символы имеют большое значение, да и количество баскуров определяло статус обитателей юрты: у зажиточных семей их могло быть до трех.
Жанель рассказывает, что процесс изготовления баскура точно такой же, как когда-то у ее бабушек и прабабушек. Единственное отличие – нити она покупает, а не прядет вручную.
Но не только традиции ведения хозяйства сохранили кандасы из Китая. Жанель легко взлетает на лошадь, и перед нами разворачивается сценарий национальной конной игры кыз-куу (догони девушку). Это состязание в смелости и ловкости между джигитом и красавицей. Если парень не смог догнать наездницу, то получал от нее камчой по спине. Жанель прекрасно держится в седле, она догнала Муратхана, но бить, конечно, не стала – как-никак родной муж.
Сотрудничество Ассоциации агротуризма с крупными оздоровительными комплексами дает в итоге новый туристический продукт. С одной стороны, ты просто постоялец санатория, пузогрей. А с другой стороны – возможность принять участие в веселых и познавательных занятиях, узнать новое о своей стране. Именно поэтому агротуризм набирает обороты не только в Казахстане, но и во всем мире: мы ведь так устали в своих каменных джунглях.
Жевательная резинка из бересты – один из экологических продуктов, предлагаемых туристам на ярмарке. Стоит она недешево, но объясняется это старинным рецептом, который очень трудоемок. Сначала кору вручную расщепляют на тонкие полоски, промазывают маслом или сметаной и долго томят в печи, помешивая. Такую жвачку считают полезной: для чистки зубов, лечения простуды, снижения токсикоза у беременных.
Фото и материал: собственность OMG Kazakhstan.