Найти тему
А.И. Алёхин

Холмс

Нет, нет! Речь не идёт о гениальном сыщике, которого придумал Конан-Дойл. Речь идёт об одном из возможных его прототипов. Я узнал о нём из книги "Сад камней", написанной Тесс Герритсен.

Тесс Герритсен. https://onaltivedokuz.files.wordpress.com/2016/07/wp-image-324345009jpg.jpg?w=768
Тесс Герритсен. https://onaltivedokuz.files.wordpress.com/2016/07/wp-image-324345009jpg.jpg?w=768

У меня с детства привычка читать всё, что подвернётся под руку. Но с особым интересом читаю некоторые, так сказать, экстремальные жанры литературы: детективы, фантастику, сатиру и лирику. Причём, усваивать предпочитаю блоками, чаще по авторам. Так я осваивал Жюля Верна, сэра Вальтера Скотта, Стивенсона, Честертона. Сейчас вокруг меня на столе и на диване всё, что я мог достать из книг интереснейшей американской писательницы (с китайскими корнями) Тесс Герритсен.

Родилась она 12 июня 1953 года в Сан-Диего (штат Калифорния) семье эмигрантов из Китая. При рождении её назвали Терри. Говорят, что дедушка её матери был известным китайским поэтом, но почему-то фамилию его при этом не сообщают. В 22 года она закончила Университет в Стэнфорде со степенью бакалавра и через четыре года ещё и университет в Сан-Франциско. Ординатуру врача-терапевта она проходила в Гонолулу (штат Гавайи) одновременно с Джейкобом Герритсеном, который и стал её мужем. В ожидании рождения первенца, она написала свой первый рассказ, послала его в журнал. Рассказ этот напечатали и выплатили гонорар в 500 долларов. Это помогло и её авторскому самоутверждению и подсказало выход при второй беременности, когда продолжать работу стало трудно. Два сына уже требовали больше внимания, но и давали больше свободы в планировании своего времени.

По характеру своему Терри была предрасположена именно к триллеру. Волнение, тревога, дрожь, трепет - thrill -это авторская эмоциональная напряжённость выплёскивается на читателя (или зрителя). Потому-то и воздействие триллера сильнее. Потому и другие жанры (Модные романы, вестерны, приключенческие, любовные, рано или поздно начинают тяготеть к триллеру.

https://miridei.com/files/img/c/idei-dosuga/kakuyu-knigu-pochitat/4_58.jpg
https://miridei.com/files/img/c/idei-dosuga/kakuyu-knigu-pochitat/4_58.jpg

А удачно найденный персонаж,завоевавший симпатии читателей (зрителей) требует новых встреч, неизбежно порождая серийность.Например детективный агент Джей Риццоли и её подруга медэксперт и патологоанатом Маура (Мора) Айлс будут сотрудничать в 13 романах, а потом 13 сериях теле сериала "Риццоли и Айлс" ( в российском телевидении он шёл под названием "Напарницы").

Кадр взят из сети.
Кадр взят из сети.

В романе "Сад костей" действие развивается в двух временах . В 1830 году и в наше время. Давние истории находят свой отклик и завершение через очень многие годы. Трупы, которые необходимы для изучения анатомии (помните рембрандтовскую "Анатомию доктора Тульпа"?). И для обучения хирургов! Жуткий симбиоз науки и преступного мира. В числе важных для действия персонажей романа изображён и реально существовавший человек (тогда он был студентом университета) - Оливер Уэнделл Холмс (1809 - 1894). Впоследствии он станет очень известным хирургом. Под влиянием событий, описанных в романе, он будет особо заинтересован проблемами послеродовой лихорадки, буквально косившей тогда молодых матерей, практически посвятит решению этих проблем свою жизнь и многого добьётся. С него начнётся стерилизация инструментов и лечебных материалов. Он добивался, чтобы медперсонал обязательно мыл руки.Он преодолевал высокомерие знати , вроде Чарльза Д. Мейгса, утверждавшего, что "мыть руки не надо, поскольку у настоящих джентльменов руки всегда чистые". И только в конце Века Луи Пастер докажет правоту Холмса и его сторонников.

От Холмса пришло в медицину понятие "анестезия". И само преобразование системы медицинского родовспоможения. Он боролся с гомеопатией.

Оливер Уэнделл Холмс. https://fox-smile.ru/wp-content/uploads/2021/04/oliver-wendell-holmes-768x768-1.jpg
Оливер Уэнделл Холмс. https://fox-smile.ru/wp-content/uploads/2021/04/oliver-wendell-holmes-768x768-1.jpg

Но это не всё.

Оливер Уэнделл Холмс - один из крупнейших американских поэтов середины XIX века, он свой в кругу бостонских поэтов, наряду с Лонгфелло, Эмерсоном и Лоуэллом. Он издал сборник анекдотов, эпиграмм и афоризмов. Вот образцы:

-Жизнь смертельный недуг, и к тому же чертовски заразный.

-Помни, что, за одним небольшим исключением, мир состоит из других.

-Главное в этом мире не то, где мы стоим, а то, в каком направлении движемся.

-Земная ось проходит через центр каждого города и каждого городишки в мире.

Свою книгу "Сад костей" Тесс Герритсен. Завершает своим "Примечанием автора". И в нём она, в частности , пишет: "В 1843 году в Бостонском обществе усовершенствования медицины он представил свою работу под названием "Заразность родильной горячки". Она считается его величайшим вкладом в американскую медицину. В ней предлагалась небывалая практика, которая будучи в наш дни вполне очевидной, в те времена казалась радикально новой. Она спасла бессчётное количество жизней, уберегла людей от многих страданий, и всё благодаря простому и одновременно революционному предложению Оливера Венделла Холмса: врачам всего-навсего нужно мыть руки.

Вот это и есть триллер. Тревога и беспокойство. Понимаете - небывалая практика - это то, что люди не делали. Просто не приходило в голову. А вдруг в нашем сегодняшнем мир ещё есть какие-то "небывалые практики", какие-то элементарные, но жизненно важные вещи, которые мы не делаем только потому, что это не приходит нам в голову?

Может быть, где-то и в чём-то ещё нужно ВСЕГО-НАВСЕГО МЫТЬ РУКИ?