Священномученик Мефодий (Красноперов)
Всякому истинно русскому человеку как гражданину своего отечества весьма необходимо знать те цели, какие он должен преследовать и какие действительно существуют в общем государственном строении. <… > Ныне усиленно ищут всего этого, но ищут в человеческих мудрованиях — и не находят, потому что там их быть не может. Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его... Современные самозваные строители характеризуют себя как строители государства языческого.
Языческое государство — исключительно мирское, земное царство; оно имеет цель в себе самом. Задачи его с внешней стороны заключаются в том, чтобы проявить свою силу, подчинить себе как можно больше народностей и стран, захватить как можно больше экономических благ. С внутренней стороны — доставить своим членам как можно больше удобств, пользы для возможно лучшего материального существования на земле. О духовных интересах, вечной жажде души человеческой, как не имеющих прямого отношения к пользе и выгоде, здесь и заботы нет. Ради своей выгоды люди соглашаются учредить власть, которая обязана служить создавшим ее беспрекословно. Так как соображения пользы и выгоды могут часто изменяться, то и власть, согласно нуждам данной минуты, может народом переменяться.
Христианское государство не таково. Правда, и оно тоже земное царство, тоже царство от мира сего, но оно не рассматривает себя как цель, а только как средство. Центр и цель истории по христианскому воззрению на мир и жизнь составляет в человечестве Царство Божие. Государство земное, как учреждение божественное, есть только та богоданная среда для верующих, вращаясь в которой они могут успешно проходить свой земной путь к достижению вечных и святых целей человеческого существования, для достижения нравственного совершенства и вечного спасения. <… >
Всё в православном христианском государстве должно быть проникнуто религиозно-нравственными целями, из них исходить, им служить и ими определяться.
Если же христианское государство заботится и о внешней безопасности народа, о его внутреннем благоустройстве, удобстве и порядках жизни, то это нисколько не противоречит идеалу как христианского. Государственное законодательство, государственный строй, назревающие реформы — всё это остается и в христианском государстве. Его прямая обязанность обеспечить всем и каждому некоторую долю благосостояния, именно то, что необходимо для поддержания достойного человеческого существования. Христианское государство обязано дать мир и порядок, дать законы, чтобы способствовать верующим членам своим лучше осуществить цель земной жизни. <…>
Итак, для осуществления верующими на земле религиозно-нравственных идеалов необходимы внешние условия: мир, порядок, благоустройство. Государство в достижении высших целей жизни или в воспитании людей и является помощником Церкви как внешняя сила. В таком государстве власть не есть уже нечто самодовлеющее, а орган воспитания людей, проявление Божественного мироправления.
Мефодий (Красноперов), священномученик. «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды..». Житие и мученический подвиг за веру епископа Мефодия (Красноперова) / Автор жития архим. Дамаскин (Орловский). — М., 2020.