Найти тему
Чтец смыслов

О ЦЕЛЯХ ГОСУДАРСТВА ЯЗЫЧЕСКОГО И ХРИСТИАНСКОГО

Священномученик Мефодий (Красноперов)

Всякому истинно русскому человеку как гражданину своего отечества весьма необходимо знать те цели, какие он должен преследовать и какие действительно существуют в общем государственном строении. <… > Ныне усиленно ищут всего этого, но ищут в чело­веческих мудрованиях — и не находят, потому что там их быть не может. Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его... Современные самозваные строители характеризуют себя как строи­тели государства языческого.

Языческое государство — исключительно мир­ское, земное царство; оно имеет цель в себе самом. За­дачи его с внешней стороны заключаются в том, чтобы проявить свою силу, подчинить себе как можно боль­ше народностей и стран, захватить как можно больше экономических благ. С внутренней стороны — доста­вить своим членам как можно больше удобств, пользы для возможно лучшего материального существования на земле. О духовных интересах, вечной жажде души человеческой, как не имеющих прямого отношения к пользе и выгоде, здесь и заботы нет. Ради своей вы­годы люди соглашаются учредить власть, которая обя­зана служить создавшим ее беспрекословно. Так как соображения пользы и выгоды могут часто изменять­ся, то и власть, согласно нуждам данной минуты, мо­жет народом переменяться.

Христианское государство не таково. Правда, и оно тоже земное царство, тоже царство от мира сего, но оно не рассматривает себя как цель, а только как средство. Центр и цель истории по христианскому воззрению на мир и жизнь составляет в человечестве Царство Божие. Государство земное, как учреждение божественное, есть только та богоданная среда для ве­рующих, вращаясь в которой они могут успешно про­ходить свой земной путь к достижению вечных и свя­тых целей человеческого существования, для дости­жения нравственного совершенства и вечного спасе­ния. <… >

Всё в православном христианском государстве должно быть проникнуто религиозно-нравственными целями, из них исходить, им служить и ими опреде­ляться.

Если же христианское государство заботится и о внешней безопасности народа, о его внутреннем бла­гоустройстве, удобстве и порядках жизни, то это ни­сколько не противоречит идеалу как христианского. Государственное законодательство, государственный строй, назревающие реформы — всё это остается и в христианском государстве. Его прямая обязанность обеспечить всем и каждому некоторую долю благосо­стояния, именно то, что необходимо для поддержания достойного человеческого существования. Христиан­ское государство обязано дать мир и порядок, дать за­коны, чтобы способствовать верующим членам своим лучше осуществить цель земной жизни. <…>

Итак, для осуществления верующими на зем­ле религиозно-нравственных идеалов необходимы внешние условия: мир, порядок, благоустройство. Государство в достижении высших целей жизни или в воспитании людей и является помощником Церкви как внешняя сила. В таком государстве власть не есть уже нечто самодовлеющее, а орган воспитания людей, проявление Божественного мироправления.

Мефодий (Красноперов), священномученик. «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды..». Житие и мученический подвиг за веру епископа Мефодия (Красноперова) / Автор жития архим. Дамаскин (Орловский). — М., 2020.